Кто "подрезал" ВАЗовскую "внучку"?
Свердловский арбитражный суд признал "внучку" "АвтоВАЗа" – ОАО "Екатеринбург-Лада" банкротом. В течение шести месяцев имущество должника будет продано с торгов, сотрудники уволены, а юридическое лицо – ликвидировано. Аналитики отмечают, что это не первый пример разорения компании, реализующей продукцию "АвтоВАЗа" – за прошлый год продажи автомобилей концерна сократились почти в два раза. Однако остается до конца неясным, зачем тогда в Екатеринбурге был открыт автоцентр другой структуры "АвтоВАЗа" и почему этому центру падение продаж работать особо не мешает.
Свердловский арбитражный суд в конце февраля этого года признал ОАО "Екатеринбург-Лада" банкротом и открыл в отношении данной организации конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Согласно материалам дела, общая сумма требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника на дату проведения первого собрания кредиторов, составила 145 млн 199 тыс. 899 рублей 54 копейки. Требования не погашены. Процедуру банкротства ОАО "Екатеринбург-Лада" инициировало само – организация направила заявление с требованием признать себя несостоятельной 3 августа прошлого года. 23 сентября в отношении должника было введено наблюдение.
Как ранее поясняли представители ОАО "Лада-Сервис", процедура банкротства была инициирована с целью финансового оздоровления екатеринбургской компании, основанием для направления соответствующего заявления в суд явилась "существенная" непогашенная кредиторская задолженность, которая возникла в результате общего падения продаж на фоне последствий финансового кризиса. Летом директор по коммуникациям ОАО "Лада-Сервис" Артур Селищев сообщал Накануне.RU, что "руководство ОАО "Лада-Сервис" совместно с ОАО "АвтоВАЗ" "работают над рядом антикризисных мер, направленных на финансовое оздоровление ОАО "Екатеринбург-Лада". Он отмечал, что "Лада-Сервис" рассчитывает на восстановление платежеспособности своей "дочки" и не рассматривает вариантов развития ситуации по "худшему сценарию". Однако в итоге "Екатеринбург-Лада" пошла именно по этому пути.
Уточнить, почему получилось именно так, в пресс-службе "Лада-Сервиса" не удалось - сейчас такого подразделения у этой стркутуры нет, а руководство пока не нашло времени для ответов на вопросы Накануне.RU. В пресс-службе же "АвтоВАЗа" агентству сообщили, что информацию относительно данной компании должна предоставлять именно "Лада-Сервис".
Как сообщила Накануне.RU специалист комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Галина Костарева, в настоящее время "Екатеринбург-Лада" работает в обычном режиме и даже принимает заявки на приобретение автомобилей по программе утилизации. Как рассказал Накануне.RU глава профсоюза работников ОАО "Екатеринбург-Лада" Андрей Кузнецов, персоналу компании также пока не объявили ни о каких изменениях. Правда, он отметил, что с начала этого года сотрудники "Екатеринбург-Лады" не получали зарплату. По его словам, год назад в компании работало более 160 сотрудников. Сколько человек числится в штате "Екатеринбург-Лада" сейчас, Андрей Кузнецов уточнить затруднился, пояснив, что в последнее время часть персонала была переведена в созданную чуть более года назад организацию – ООО "Автоград-Урал", на которую был переоформлен и ряд договоров ОАО "Екатеринбург-Лада". Андрей Кузнецов рассказал также, что в последнее время в компании наблюдались активные кадровые перестановки – примерно с мая 2008 года "Екатеринбург-Лада" уже четыре раза сменила генерального директора.
"Примерно до мая 2008 года ОАО "Екатеринбург-Лада" возглавлял Анатолий Бартенев, затем три месяца эту должность занимал Владимир Тарыкин из Москвы, его сменил Леонид Чертыковцев из Саратова. Сейчас генеральным директором является Дмитрий Шевцов, который ранее занимал пост исполнительного директора", - уточнил он.
По данным Галины Костаревой, в недалеком прошлом в Екатеринбурге не было случаев банкротства дилерских автоцентров.
"У нас закрылся автоцентр Kia на Космонавтов, 98, еще два автоцентра были введены в начале прошлого года, но они простояли закрытые и не открылись: на Турбинной, 2 – у них был очень старый проект, даже не было специализации по маркам, - и на Маневровой, 9", - уточнила она, отметив, что в настоящее время в городе действует в общей сложности 50 дилерских автоцентров различных марок автомобилей.
По ее информации, в настоящее время новую продукцию "АвтоВАЗа" в городе реализуют шесть автоцентров: Торгово-сервисный центр "Июль" (юридическое название ООО "Момент-Авто"), ОАО "Екатеринбург-Лада", "НоваМоторс", ООО "АМК-Екатеринбург", Автотехцентр "Атлантик", "Урал Авто-Холдинг".
Примечательно, что примерно в то же время, когда ОАО "Екатеринбург-Лада" подало на банкротство, - в середине прошлого года в городе был открыт салон "НоваМоторс", который, по сути, также является структурой "АвтоВАЗа". По неофициальной информации, "НоваМоторс" планирует занять место "Екатеринбург-Лады" на улице Черняховского – сейчас автоцентр "НоваМоторс" находится на улице Решетникова.
Добиться ответа на вопрос, почему одна струкутура "АвтоВАЗа" в городе открывается в период финансового кризиса и успешно работает, а другая переходит в конкурсное производство из-за "общего падения продаж на фоне последствий" того же финансового кризиса, ни в пресс-службе "АвтоВАЗа", ни у представителей его "дочек" и "внучек" агентству пока не удалось.
Справка: ОАО "Екатеринбург-Лада" является официальным представителем ОАО "АвтоВАЗ" в Екатеринбурге. Согласно ежеквартальному отчету ОАО "АвтоВАЗ" за четвертый квартал 2009 года, ОАО "Екатеринбург-Лада" - дочернее общество ОАО "Лада-Сервис", которому принадлежит более 50% доли общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции "Екатеринбург-Лады". ОАО "Лада-Сервис", в свою очередь, является дочерним обществом ОАО "АвтоВАЗ", который владеет 100% акций данной организации. Согласно информации официального сайта ОАО "Лада-Сервис", это крупнейший в России дилерский холдинг, созданный в 2007году и объединяющий более 140 дилерских центров. Предприятия холдинга специализируются на реализации и сервисном обслуживании автомобилей производства ВАЗа (LADA Priora, LADA Kalina, LADA Samara, LADA 110, LADA 4X4, LADA 2105/07).
ЗАО "НоваМоторс", согласно уже упомянутому отчету, является дочерним обществом ОАО "АВТОВАЗТРАНС" (АВТ), владеющим в данном обществе более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции общества. ОАО "АВТ", в свою очередь, является 100%-"дочкой" АвтоВАЗа. По данным официального сайта компании"НоваМоторс", это федеральная автодилерская сеть, филиалы компании расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Уфе, Челябинске, Нижнем Новгороде и Ульяновске. Вышла на рынок "вышла на рынок в разгар экономического кризиса", имеет статус официального дилера ОАО "АвтоВАЗ" и осуществляет полный комплекс услуг, связанный с реализацией и техническим обслуживанием автомобилей LADA (LADA Samara, LADA Priora, LADA Kalina, LADA 4X4, LADA 110, LADA 2105/07). С августа 2009 года ряд автоцентров сети также осуществляет продажу и сервис автомобилей под маркой UAZ (UAZ Patriot и UAZ Hunter).
Как сообщала 18 июня прошлого года газета "Коммерсантъ", монобрендовая розничная сеть "НоваМоторс" была создана в апреле прошлого года, чтобы "восполнить пробел по продажам Lada и сервисному обслуживанию, даже с учетом снижения продаж из-за кризиса" после исчезновения нескольких крупных независимых дилеров, например, "Элекс-Полюса" и "Инком-авто". Газета также писала, что "НоваМоторс" планирует развиваться "в том числе на бывших торговых площадях "проблемных" дилеров АвтоВАЗа".
Как отметил в беседе с Накануне.RU аналитик Финансовой корпорации (ФК) "Открытие" Гельды Союнов, "Екатеринбург-Лада" – не первый пример банкротства организации, торгующей продукцией "АвтоВАЗа".
"С конца 2008 года началась волна банкротств дилеров "АвтоВАЗа" – как аффилированных с ним, так и не аффилированных. С учетом резкого падения продаж продукции "АвтоВАЗа" у дилеров существенно сократились прибыли, и мы до сих пор видим, что эти сбытовые компании в регионах продолжают банкротиться. Это вписывается в общий тренд", - сказал он.
Аналитик предположил, что банкротство нерентабельных подразделений, скорее всего, связано и с общей стратегией "АвтоВАЗа", направленной на сокращение расходов. Как сообщали Накануне.RU в пресс-службе ОАО "АвтоВАЗ" в декабре прошлого года, согласно антикризисной программе, компания переходит к новой системе корпоративного управления. Дочерние компании будут структурированы по видам деятельности, частично укрупнятся через объединение, а от непрофильных и неэффективных активов "АвтоВАЗ" освободится путем их реализации или ликвидации.
Справка: согласно данным ежеквартального отчета ОАО "АвтоВАЗ" за четвертый квартал прошлого года, на 31 января 2009 года конкурсное производство было открыто, в частности, в отношении ОАО "Тамбов-Лада", ООО "АВТОВАЗ-ВЭК" (Башкортостан), ОАО "Булгар-АВТОВАЗ" (Казань), наблюдение введено в отношении "Чехов-Лада", ООО "Химки-ВАЗ". В стадии ликвидации на отчетную дату находились Lada France SAS (Франция), Automoviles Rusos S.A.U. (Испания), ОАО "Череповец-Лада", "Якутск-Лада" и так далее (приведен неполный список банкротящихся и ликвидируемых структур "АвтоВАЗа" – примечание Накануне.RU).
По информации агентства "Автостат", на 1 марта 2010 года в "АвтоВАЗа" насчитывалось 418 дилерских автосалонов, на начало марта прошлого года – 459 автосалонов. За 2007 год "АвтоВАЗ" продал 663 тыс. 475 автомобилей, за 2008 год – 622 тыс. 182, за 2009-й – уже 349 тыс. 490 автомобилей.
Гельды Гоюнов также отметил, что в последние два месяца активность приобретателей продукции "АвтоВАЗа" замерла еще и в связи с тем, что потенциальные покупатели ожидали начала действия программы по утилизации старых автомобилей, которая заработала с 8 марта этого года. По его прогнозам, такая программа будет способствовать увеличению спроса на отечественные автомобили.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе "АвтоВАЗа", производитель подготовил специальную акцию: покупатель, предоставив дилеру сертификат об утилизации старой машины, сможет купить автомобиль LADA 2105 в любой комплектации за 99 тыс. рублей, а любую модель семейства LADA Kalina в комплектации "стандарт" - за 199 тыс. рублей. Кроме того, те клиенты, которые сдадут старый автомобиль и купят новый в том же дилерском центре "АвтоВАЗа", не будут сами оплачивать утилизацию старой машины. Количество сервисно-сбытовых центров, которые участвуют в этом проекте, "АвтоВАЗ" увеличил - теперь их более 140. По данным пресс-службы, дилеры "АвтоВАЗа" получили уже более 30 тысяч заявок на утилизацию старых автомобилей, более половины этих потенциальных покупателей определилось с выбором новой машины LADA.
Справка: программа утилизации автомобилей была принята постановлением Правительства РФ 31 декабря 2009 года. В соответствии с этим документом гражданин, сдавший свою старую машину в утилизацию, получает сертификат на 50 тыс. рублей, которым он может воспользоваться при покупке нового автомобиля, собранного в России.
При этом автомобиль, сдаваемый в утилизацию, должен быть произведен в в 1999 году или раньше, иметь разрешенную полную массу не более трех с половиной тонн, являться полнокомплектным, находиться в собственности последнего владельца более 1 года. Программа утилизации действует на всей территории России в течение 2010 года. Согласно постановлению Правительства РФ, которым она была утверждена, планируется направить 50 млн рублей бюджетных ассигнований "на организацию проведения с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств" <…>, 10 млрд рублей – "на предоставление субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства <…> со скидкой в размере 50 тыс. рублей физическим лицам, <…> 1 млрд рублей – "на предоставление субсидий на возмещение затрат торговых организаций, возникших при перевозке на пункты утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств".
Отметим, что программа утилизации – не единственная мера поддержки как российского автопрома в целом, так и непосредственно самого "АвтоВАЗа", предложенная российскими властями. К слову, правительство РФ предприняло уже немало мер, чтобы хоть как-то поддержать российское автопроизводство. Это и льготные кредиты, и повышение таможенных пошлин на иномарки, и средства господдержки. Так, в марте прошлого года автопроизводителю было выделено 25 млрд рублей, 8 млрд из которых пошли на исполнение обязательств по кредитам, полученным от Сбербанка и ВТБ. 1,87 млрд потрачены на выплату зарплаты работникам, 14,02 млрд – на исполнение обязательств перед контрагентами, 39 млн рублей – на налоги. В сентябре же прошлого года для поддержки уволенных сотрудников "АвтоВАЗа" представители Минпромторга РФ даже предлагали создать особую экономическую зону по производству электромобилей, велосипедов, детских игрушек...