Александр Проханов: Двоевластие пахнет бедой
Двоевластие в России всегда было губительным, а модернизация проходила только на волне всеобщей мобилизации. Такое мнение сегодня на встрече с журналистами в Екатеринбурге высказал известный писатель, публицист, лауреат почти всех современных литературных и журналистских премий главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов. По его мнению, Сталин в настоящее время, образно выражаясь, "восстает из своего гроба". Проханов размышлял, отвечая на вопросы журналистов, какая нам нужна сегодня модернизация, в какой форме нужно мобилизовывать общество? Как всегда страстно, образно, с болью и правдиво певец "Пятой империи" о стране, развитии, вымирании и будущем - в материале Накануне. RU.
Вопрос: Когда в ноябре прошлого года президент РФ выступил с посланием Федеральному собранию, вы честно сказали о том, что Вы думаете по поводу этого. Уже тогда прозвучало, что сама концепция русской модернизации не разработана.
Александр Проханов: Действительно, модернизация как категория подразумевает изменение уклада в целом, например, если вспомнить петровскую модернизацию, сталинскую модернизацию. Это когда на цивилизационных пустырях возводится новый тип социума, новый тип государства. Кроме того, понятие "модернизация" гораздо мельче, чем понятие "развитие", это часть развития, что является категорией более возвышенной. Ведь мы нуждаемся не просто в ремонте, мы нуждаемся в развитии. Развитие – это переход с одного цивилизационного уровня на другой. Сначала надо понять, на каком цивилизационном уровне мы находимся и какая цель предлагается нам. А об этом ничего не сказано. Модернизация "замыливается" у нас на глазах, этот долгожданный термин в итоге опошляется.
Очень интересно не так давно выступил по поводу модернизации Сурков, у него много есть здравых вещей. Он сказал, что центральной фигурой модернизации должен стать инженер. Конечно, инженер ушел на задний план и шоу-бизнес или банкир ворвался в наш медиа-мир. Инженер – это прекрасно, но, например, Сталин говорил про инженерию человеческих душ. Нельзя модернизировать наше общество – оно гнилое, мертвое, несправедливое. Если модернизировать его по всем параметрам, которые есть, мы будем модернизировать "кланы Абрамовичей" и будем увеличивать миллиардеров не в два раза, как произошло в прошлом году, а в сто раз. Это все очень сложно и нуждается в объяснении, а ничего этого не сделано.
Вопрос: А как Вы считаете, какой должна быть у нас новая государственная идеология?
Александр Проханов: Вообще, я считаю, что так называемая национальная идея рождается на полях сражения, она рождается в великих катастрофах и в великих победах. Только тогда можно говорить, что национальная идея сложилась.
Национальная идея – это целый процесс, огромное движение, переход из одной фазы в другую. Философия победы 45-года – та мистическая звезда, которая до сих пор ведет наш народ через пропасти, через поражения, через катастрофы, нас каждый раз сбрасывают во тьму, а мы опять поднимаемся. Русский народ каждый век одерживает русскую победу, и в 21 веке мы должны одержать очередную крупную победу. Как русский народ приближается к победе – это целое учение, и, кстати, каждый век он приближается по-разному, поэтому учить русский народ этому бессмысленно.
Вопрос: Почему объявленная в стране модернизация сводится пока лишь к замене обычных ламп на светодиоды, что преподносится как прорывной суперпроект, и к обогащению за счет этого уже известного круга олигархов?
Александр Проханов: Существует блеф модернизации, которая сейчас не подкреплена ничем, кроме разговоров. Кроме того, на мой взгляд, модернизация в тех условиях, в которых живет Россия, невозможна без мобилизационного проекта. Нельзя проводить модернизацию в условиях распада, а именно в таких условиях находится Россия. Теоретики модернизации предлагают ее проводить в "бархатном" варианте, не меняя структуры социума. То есть, они будут модернизировать уклад "абрамовичей" или сырьевиков, этот уклад будет увеличивать свои возможности, улучшаться, а все, что противодействует этому укладу, будет деградировать.
Мобилизация неизбежна при любой модернизации. Фашистская Германия была мобилизована, сталинская, коммунистическая была мобилизована, Китай сейчас находится в состоянии мобилизационного проекта и бурно развивается, мобилизационный проект Сингапура дал фантастические результаты, этот ряд можно продолжать. А нам предлагают в атмосфере ночных клубов и возрастающей проституции создать новое общество. Это блеф, потому что любая модернизация требует ресурсов, а у России нет больших ресурсов. Это только разговоры – про нефтедоллары. Нефтедоллары уходят за границу, в Америку.
Необходимо накопление ресурсов, и есть несколько способов. Первое – это экономия государственных расходов и концентрация их в точках развития. Второе. Нужно заставить олигархов, которые постоянно выкачивают деньги из России, инвестируя в чужие экономики, вкладывать деньги в русское развитие. Это не значит, что нужно олигархов ставить к стенке, но с ними можно работать и изменять направление их интересов, в том числе и силовым путем.
Есть и прямые враги модернизации. Сырьевикам не нужны модернизационные проекты. Кроме того, русский народ на протяжении 20 лет находится под мощным силовым воздействием электронных СМИ, оно направлено на перекодирование массового сознание. Наконец, сам народ демобилизован. Он не хочет работать, он пьян, он наполнен скептицизмом, он хочет постоянно развлекаться. Народ сам должен быть подвержен мобилизационному воздействию – моральному, силовому, какому угодно.
Вопрос: Многие сейчас сравнивают модернизационный проект Медведева с перестройкой Горбачева и говорят о том, что ситуация в стране в чем-то сопоставима. Что Вы думаете по этому поводу? Не приведет ли модернизация Медведева к тому, к чему привела перестройка Горбачева?
Александр Проханов: Впервые этот термин – "Перестройка-2" – появился в нашей газете. Перестройка Горбачева начиналась с модернизационных и технологических призывов: призывали улучшить производство, конвейеры, системы, увеличить производительность труда, то есть, улучшить техносферу. Народ страшно всколыхнулся, ему хотелось пойти навстречу этим призывам, преодолеть застой. Народ был вовлечен в эту ловушку, был подвержен эйфории, занялся модернизацией, а потом ему предложили сжать компоненты общества, и компоненты общества были последовательно разрушены за пять лет. Это была блестящая операция по разрушению страны. Это была не система ошибок, а система гениальных операций, направленных на разрушение советского проекта.
Медведев тоже начинает говорить о модернизации, но, только начав о ней говорить, сразу говорит о реформе политической структуры. Он начинает реформировать армию. Армию у нас сейчас дореформировали так, у нас, видимо, не осталось никаких средств, чтобы противодействовать даже отряду турецкого спецназа, который от Стамбула дойдет до Екатеринбурга. Мы сейчас будем реформировать МВД – организацию, наполненную животными, бандитами, насильниками. У нас от МВД ничего не останется, и бандит русский займет место в управлении внутренних дел. Мы сейчас реформируем нашу пеницитарную систему, и скоро все педофилы будут ходить на свободе, пусть и с ошейниками.
Двоевластие, которое возникло в стране, оно чревато тем, что конфликт внутри властей может привести к смуте. Двоевластие в России всегда было губительно: двоевластие царя и бояр, двоевластие думы и императора, двоевластие Горбачева и Ельцина, это кончалось катастрофой и бедой, и сейчас тоже пахнет бедой.
Вопрос: Какой должна быть роль Урала в нормальной программе модернизации? Ведь Урал – это место, где сосредоточена индустриальная мощь страны.
Александр Проханов: Сталинская модернизация Урала превратила его в гигантскую научную, технократическую школу, школу супериндустрии. Это был передовой край, край прорыва, край, откуда мы улетели в космос, откуда мы погрузились на дно океана, и эти школы еще есть, они остаточные. Вложения, инвестиции, обращение к уральской культуре необходимо, и это будет сделано, я убежден. К тому же, ваш проект "Полярный Урал" очень интересен и важен. Но решить эту проблему, конечно, не удастся с помощью лагерей, ГУЛАГа и примитивных кувалд, протаскивая туда нитки железных дорог. Этот проект тоже, на мой взгляд, должен быть решен модернизационно. Нужны новые методики создания рудников, создания среды обитания, куда пойдут основатели, освоения сухопутных и морских месторождений. Это целая культура, которая была заложена в СССР и не была реализована до конца, она должна быть воспроизведена здесь.
Конечно, она будет воспроизводиться с помощью западных технологий, ведь мы за 15-20 лет ликования, строительства развлекательных центров, ночных клубов потеряли все наши "хай-теки". То есть, вестернизация неизбежна. Кстати, Сталин тоже занимался вестернизацией – тоже покупал заводы, привлекал западных инженеров, правда, все это выливалось потом в поток развития и победного индустриализма. Но рядом с вестернизацией сейчас я вижу развитие русского фактора.
Вопрос: В этой связи, как бы Вы ответили на вопрос об актуальности фигуры Сталина, с учетом того, что мобилизационным ресурсом, о котором Вы рассуждаете, в те времена была война?
Александр Проханов: Сейчас происходит восстание Иосифа Виссарионовича из гроба. Его после 56-го года зарыли в могилу и на этой могиле навалили огромную мусорную свалку. Антисталинская пропаганда длилась с 56-го года по сей день, на эту пропаганду работали все средства: СМИ, философы, ученые, весь госаппарат, Сталина затаптывали в бездну. Несмотря на это, сейчас в стране 59% сталинистов. Это удивительная вещь, это необъяснимо с точки зрения здравого смысла.
На самом деле, Иосиф Виссарионович идет по стране со скоростью света и сталинская модернизация, которая привела к победе, результативна, у этой модернизации есть итог. Эта победа – не военная победа и не социальная или идеологическая, это мистическая русская победа, эта победа, на которую мы положили 30 млн наших жизней, она остановила космическое зло, это победа, закрывшая врата мирового ада, этой победой пользуется все человечество, даже те, кто сейчас выступает против нее. Поэтому неосталинизм пришел сюда и он нуждается в объяснении.
Конечно, приди сейчас сюда Сталин, он бы занимался совсем другими методами. Сталинская модернизация сегодня невозможна по одной простой причине: у Сталина был ресурс – крестьяне, за счет них он создавал и рабочего труда армию, за счет них он создавал инженерию, из них вышли маршалы победы, космонавты. Сейчас нет крестьян, поэтому модернизация по Сталину сейчас была бы абсолютно другой и не кровавой. Не надо вешать на фонарях олигархов и ставить их стенке, как было тогда. Есть технологии, которые могут заставить их обратить свои деньги, способности в русское развитие.