Как пара олимпийцев сделала сборную
Тюменские параолимпийцы вернулись в Тюмень из Ванкувера как герои. В аэропорту "Рощино", с копилкой медалей потяжелее, чем у всей российской олимпийской сборной, их встречали родные лица и официальные: депутаты, чиновники области и города. Теплый прием и внимание прессы стало для спортсменов неожиданностью. Пока вся страна ищет виновных в провале нашей олимпийской сборной, флаг российского спорта подняли те, от кого не то чтобы не ждали, на которых скорее просто не обращали внимания и, возможно, к лучшему. О том, какой оргкомитет лучше, о пафосе российского спорта и эйфории побед Накануне.RU рассказал чемпион зимней Параолимпиады в Ванкувере Николай Полухин.
Вопрос: Закончилась Параолимпиада в Ванкувере, на которой, вы, Николай, завоевали золото, бронзу и четыре серебра. Первый шок и эйфория ушли, вы вернулись в Тюмень, как ощущения?
Николай Полухин: Это моя первая параолимпиада. На первом этапе эмоции просто захлестывали, я тщетно пытался их подавить, только спустя некоторое время удалось успокоиться и начать работать. Результат превзошел все ожидания. Дома встречали как героя, родные, друзья – все следили за соревнованиями – это приятно. На самом деле, мне до сих пор не верится в то, что произошло.
Вопрос: Вы выступили на параолимпиаде "мультиспециалистом", участвовали сразу в нескольких дисциплинах по лыжным гонкам, были биатлонистом и везде завоевали призовые места. Аналогичного успеха добилась и тюменка Любовь Васильева. Российским спортсменам олимпийцам подобного не удалось. В чем секрет?
Николай Полухин: Не хотелось бы обижать олимпийских спортсменов. Я со многими успел познакомиться на церемонии передачи олимпийского и параолимпийского флагов в Сочи. Иван Скобрев, Александр Зубков, Евгений Плющенко, Алексей Воевода, Александр Третьяков – все они чудесные люди и прекрасные спортсмены, и мне кажется, проблема все-таки не в них, а в работе олимпийского комитета. А что касается меня и "многостаночности", то решающим фактором, по моему мнению, стало то, что я не попал в Турин в 2006 году. С тех пор я стал работать более ответственнее. Наш с Любой (Васильевой - прим. Накануне.RU) общий тренер Вячеслав Голдинов разработал собственную стратегию, которая принесла медали нам обоим. Я действительно взял награды во всех шести гонках, в которых участвовал, это здорово!
Вопрос: Может списать все на специфику Параолимпиады?
Николай Полухин: Да вы знаете, специфика, конечно есть, но роль ее преувеличена. Что говорить, когда моим противником в биатлоне был канадский спортсмен Брайн Маккивер, который прошел квалификацию в олимпийскую сборную своей страны, но участвовал в параолимпиаде. Как видите, уровень профессионализма спортсменов настолько высок, что параолимпийцы в попадают на олимпийские арены. Все это способствует рейтингу игр, это уже настоящий спорт с настоящей конкуренцией. Так что в обеих олимпиадах медали получил тот, кто подошел к процессу ответственнее. Так мне кажется.
Вопрос: Вы упомянули о том, что в неудачах олимпийской сборной виноват скорее оргкомитет. Неужели параолимпийское движение не сталкивается с похожими проблемами?
Николай Полухин: Ну, параолимпийцы тоже не идеальны. У нас самое большое количество медалей, но мы сдали в качестве. Правда, Президент Медведев на церемонии получения флага на этом внимание не заострял, наоборот, отметил, что главное - это количество. Но мы помним и о важности, качестве. Так что будем работать. Лично я на своем опыте с проблемами, которые сейчас обсуждаются в обществе, не сталкивался. Власти Тюменской области, федерация лыжных гонок и ТОЦСП оказывают достойную поддержку параолимпийскому движению. Поэтому у нас и хорошие результаты. Вряд ли в каком-то другом регионе ведется работа на таком уровне.
Вопрос: Получается вся проблема в финансировании?
Николай Полухин: Вы упомянули про специфику. Специфика параолимпизма не на арене, а на тренировочном поле. Нас, спортсменов, мало, и тренерскому штабу не приходится выбирать, они работают с тем, что есть, зная, что другого не будет. Олимпийские чиновники, напротив, всегда имеют огромный выбор спортсменов. На одного спортсмена в сборной приходится еще 20 человек. Работают по системе, кто не справился - тот отсеян. Это все не плохо и не хорошо. Это просто разные подходы. У нас – индивидуальный, каждый спортсмен на вес золота, у них некий другой. Этот год показал, что наш подход имеет право на существование. Ну и, конечно, параолимпийский комитет сработал лучше, чем их коллеги.
Вопрос: Если говорит по-житейски, параолимпицы "сорвали банк" и хорошо заработали. Как планируете потратить, если не секрет?
Николай Полухин: Вы знаете, секрет!