Взрывы одной цепи?
Путин считает, что взрывы в Москве и дагестанском Кизляре могла организовать одна и та же банда. Лидер чеченских сепаратистов Доку Умаров сначала отверг обвинения в свой адрес, а потом заявил, что метро взрывали по его приказу. Так или иначе, мы уже имеем дело не с единичным эпизодом активности террористов, а с целой цепочкой, и это только начало, считают политологи. О том, откуда она тянется, кому на самом деле это может быть нужно, а главное, почему это стало возможным именно сейчас и чего нам ждать дальше, читайте мнения экспертов в материале Накануне.RU.
Премьер-министр России Владимир Путин предположил, что теракты в московском метро и в Дагестане организовала одна и та же банда. Он призвал "выковырять организаторов теракта со дна канализации, куда они залегли". Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов также считает взрывы в Москве и Кизляре связанными между собой. "Взрывы в московском метро и сегодняшние взрывы в Кизляре - это звенья одной цепи", - заявил Магомедов. Сначала появилась информация, что чеченские сепаратисты во главе с лидером боевиков Доку Умаровым не берут на себя ответственность за совершение терактов в московском метро.
"Все преподнесено так, как будто никто не виноват из российских спецслужб, а на самом деле они причастны. Нам эта война не нужна, никому эта война не нужна. Во взрыве в Москве виновата ФСБ", - говорит мужской голос на распространенной в интернете аудиозаписи от имени Доку Умарова и Имарата Кавказ. Но позже "тот же" Умаров в видеообращении заявил, что теракты в метро осуществлялись по его личному распоряжению и стали местью за спецоперацию федеральных сил 11 февраля.
Эксперты указывают сразу на насколько факторов, из-за которых все это происходит именно сейчас и не происходило ранее. А подобные крупные теракты в метро, напомним, в последний раз совершались в 2004 году, перед переизбранием Путина.
О северокавказской политике
Политолог и философ, профессор МГУ Александр Дугин считает, что совершенные теракты – это только начало, ведь у России как не было, так и нет никакой кавказской политики, а недавно "главным по Кавказу" был назначен Александр Хлопонин, что только "раззадорило", по его мнению, террористов.
"Назначение Хлопонина показывает, что у Москвы вообще нет никакого понимания Кавказа. Ничего не могу сказать плохого о Хлопонине, но как можно было поставить такого человека, менеджера, "голден-боя" из молодой поросли олигархов 90-х годов на Кавказ, с определенным вероисповеданием, который однозначно взбесит мусульман? Все мы знаем, что Хлопонин – иудей по религии. Как будто, специально дразнить гусей. У нас, конечно, все равны, но это только на бумаге все равны!", – сказал Дугин.
Назначение Хлопонина могло создать удобные предпосылки для того, чтобы приступить к дестабилизации на Северном Кавказе, считает эксперт. И здесь не следует упускать из внимания и тот факт, что многие кавказские телекомпании показывают передачи, которые транслируют по российскому телевидению, и, таким образом, наша же информационная политика становится главным инструментом сепаратизма.
"Тогда не удивляйтесь, что в ваххабиты уйдет вся молодежь. Это коробит традиционную нравственность кавказцев и, кстати, русских православных людей. Мы настойчиво суем всем "малаховых и цекал", какую-то ерунду отпетую, "Нашу Рашу", которая раздражает межэтнические конфликты, и когда это все смотрят кавказцы... То, что делает наша культурная политика, информационная среда, особенно телевидение, это главный инструмент сепаратизма", – рассказал эксперт Накануне.RU.
Мы своими же руками разрушаем страну, и это начало только, полагает он. "Наша власть не понимает, что она делает. Путин понимал, потом либо сам перестал понимать, либо это какая-то передышка, но за эту передышку мы можем потерять страну, поэтому теракты имеют очень серьезный смысл. Это не изолированный случай и не Доку Умаров, который сошел с ума. Абсолютно напрасно Медведев мечет гром и молнии. То, с чем он столкнулся – это не злодеи отдельные, это политические и социальные процессы, в которых, как мне кажется, президент просто ничего не понимает, судя, например, по назначению Хлопонина", – говорит он.
Взрыв ФСБ и МВД? И их просчеты?
"Очень удивительно – говорят, что это месть за Саида Бурятского и прочих боевиков, но если так просто пересечь полстраны и шахидок отправить в московский регион, приобрести взрывчатку, потому что вряд ли ее везли с Северного Кавказа, то я не понимаю, что так изменилось сильно, что шесть лет не было таких терактов в метро, а сейчас они произошли? – задается вопросом эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин. – Спецслужбы заснули или просто боевики собрали очень много денег и проплатили людям в силовых структурах, которые закрыли на это глаза? Я этого не понимаю. Говорят, что это месть, но не понятно, почему раньше не взрывали метро".
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает, что за все это время в Москве создалась очень хорошая, законспирированная террористическая группа. "Более того, это прокол как милиции, так и ФСБ. Проводя все эти опросы (в метро перед взрывами, – прим. Накануне.RU), они просто покупают "вид на жительство". Вся безопасность в метро, собственно говоря, - имитация борьбы с терроризмом", – сказал он.
Эксперт обращает внимание на то, что за последние шесть лет управление метрополитена свою задачу выполнило – там установлено необходимое освещение, громкоговорители, камеры видеонаблюдения не только на станциях, но и в вагонах.
"Надо прямо сказать, что мы вступили в эпоху терроризма длительностью в десятки лет. Я думаю, что борьба с терроризмом должна носить комплексный характер. По моему мнению, все принятые законы по терроризму лишь перераспределяют обязанности. Общество должно четко понимать, какие должны быть временные ориентиры, должна быть государственная программа, по которой необходимо подготовить специалистов общественной безопасности и специалистов по террору", – считает Анатолий Цыганок.
Также придется поднять уровень технического оснащения служб. Однако, в первую очередь, нужно принимать оперативные решения для предотвращения терактов. По одной из версий, взрывные устройства приводили в действие дистанционно – с помощью мобильных. Как это ни странно, мобильную связь "заглушили" только через час – после второго взрыва в метро, и можно вспомнить, что на "Парке культуры" был найден один неразорвавшийся "пояс шахида".
"Должно быть техническое внедрение во все мобильные телефоны автоматической передачи сигналов об опасности. Смысл этого вот в чем: проводится где-то акт на Лубянке, в это время людям должна быть направлена SMS-ка с предупреждением об опасности, а они должны это понять и не направляться по определенному маршруту. Такой сигнал должен быть передан в течение 10-15 минут, поскольку после этого ФСБ должна полностью прекратить мобильную связь на 3-4 км. Я полагаю, что если бы после первого взрыва ФСБ дала бы команду, и была бы прекращена радиосвязь, то второго взрыва можно было избежать", – рассказал военный эксперт в беседе с Накануне.RU.
Кроме того, он считает, что нужно поставить на промышленную разработку производство газосигнализаторов, которые определяют наличие в воздухе взрывчатых веществ.
Однако с Анатолием Цыганком по поводу вины спецслужб не соглашается Александр Дугин.
"Это удар символический, на самом деле, это взрыв для ФСБ, взрыв наших спецслужб. Но валить все на них – это самое последнее дело! Они работают, но когда спецслужбам "впаривают" Хлопонина!... Любой представитель ФСБ понимает, что они не могут сделать больше определенного уровня, потому что дальше должно быть политическое решение. Если это такое решение, как делает Медведев, значит, они вообще ничего не могут сделать", – считает политолог. По его мнению, к ФСБ "вообще нет никаких претензий". "Сколько бы, кто знал, сколько они реально предотвращают терактов", – заметил он.
Отдавал приказ Доку Умаров?
Пока так и неясно, на ком лежит ответственность за теракты. В первые дни ответственность на себя не взял никто, лишь вчера, когда прогремели взрывы в Кизляре, якобы лидер чеченских сепаратистов Доку Умаров на аудиозаписи заявил, что им "эта война не нужна" и обвинил во всем ФСБ. Позже в видеобращении "тот же" Доку Умаров заявил, что взрывы в метро осуществлялись по его личному распоряжению. Однако некоторые эксперты склонны сомневаться, что подготовить теракты для мести за Бурятского и Астемирова удалось так быстро.
Павел Салин из ЦПКР отмечает, что в структуре боевиков нет единого центра и те структуры, которые контролируют сайты боевиков и те структуры, которые готовят теракт, возможно, друг с другом никак не связаны, поэтому никто и не берет на себя ответственность.
"Одно дело – пропаганда боевиков, другое дело – те, кто их готовит. Если бы там была иерархическая структура, то российские спецслужбы давно бы уже всех вычислили, а сила боевиков сейчас в том, что у них нет единого центра", – говорит он.
"За последние несколько месяцев совместными усилиями спецслужб и правоохранительных органов был ликвидирован целый ряд знаковых лидеров незаконных вооруженных формирований (НВФ), и данные мероприятия были ответным ходом по той причине, что имиджевые удары по НВФ были очень чувствительными, и снизился уровень притока молодежи в горы и снизился уровень финансовой подпитки. Для того, чтобы переломить эту, безусловно, плачевную для НВФ тенденцию, и были произведены эти теракты. Надо сказать, что российские спецслужбы, как известно, были оповещены об этом и оповестили МВД – в воскресение вечером проводились спецмероприятия, но проводились недостаточно интенсивно и профессионально, что и привело к тому, что случилось", – рассказал гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин Накануне.RU.
По его словам, теракты производятся профессионалами по заказу, эта система весьма отлажена, скорее всего, в ней задействованы бывшие сотрудники спецслужб или военные. Именно этим объясняется эффективность их организации.
Афганский след
Эксперты полагают, что теракты также могли стать устрашением против проводимой российским Госнаркоконтролем политики. Ведь не секрет, что финансируются такие теракты из за рубежа.
"Россия в лице Госнаркоконтроля настаивала на перекрытии силами Альянса так называемого "наркотического коридора", который существует между Афганистаном и Россией. Вполне вероятно, что эта настойчивость послужила дополнительной причиной для такого теракта. Я вам напомню, что средства, которые поступают от продажи наркотиков, идут как раз на финансирование террористической активности. Это говорит о том, что мы в данном случае имеем дело с проявлением глобальной сети и дело касается не только северокавказских структур", – рассказал руководитель Центра политической информации Алексей Мухин.
Павел Салин отметил, что идеологи боевиков – во многом арабы, которые и "сидят" на финансовых потоках с Ближнего Востока.
"Наверное, нашим спецслужбам известны и вполне конкретные люди на Ближнем Востоке, которые симпатизируют боевикам и дают им деньги, и, может быть, даже не люди, а семейства, но они этот список не оглашают во избежание международных скандалов. Эти семьи просто достаточно влиятельные и на Ближнем Востоке, и в мировой нефтегазовой политике, а поскольку Россия на этой политике очень сильно завязана, то осложнять отношения с этими семьями не имеет смысла ", – рассказал эксперт ЦПКР.
Взрывы одной цепи
Как мы видим, взрывы едва ли являются случайным эпизодом террористической активности. Складываются воедино сразу несколько факторов и, если перечислять все то, что этому сопутствовало, то, пожалуй, мы получим наиболее полную картину. Отдельные элементы в ней, если и не являются прямой причиной, то, по крайней мере, символичны: можно упомянуть и "неожиданный" визит Обамы в Афганистан за несколько часов до теракта, и скорое подписание СНВ-2 по "горбачевскому" сценарию, и назревавшее в последнее время противостояние между российскими властными группировками, и многое другое.
"Террористы, которые осуществили теракты, - они пешки. Если бы не фундаментальные просчеты в политической линии последнего времени, что особенно касается Кавказа, Америки, ситуация могла бы быть иной. Сегодня такое ощущение, что застали благодушествующих людей посреди отдыха неожиданно. Но Россия – слишком лакомый кусок, чтобы расслабляться, за нее идет война и мы все на войне, надо это понимать. Глядя на доброжелательное лицо нашего президента, кажется, что он живет в другом мире, что он не понимает, что такое внешний мир, внутренний мир", – сказал Александр Дугин.
При этом, Дугин уверен, что нынешняя ситуация совсем не напоминает ему 99-й и 2004-й года, когда избирался и переизбирался Путин.
"Путин выбирался на фоне абсолютно запущенной страны, страны разваливавшейся, страны, в которой доминировало предательство, которой управляла кучка олигархов и пьяное маразматическое существо, вообще ничего не соображавшее. И тут взрывай – не взрывай – пришел сильный, здоровый, не пьющий, молодой чекист, за него проголосовали бы все и без этих взрывов домов в конечном итоге. Более того, за этими взрывами последовало освобождение Чечни от бандформирований и закрепление Чечни за Россией", – сказал он.
В совокупности тех действий Путин приобрел харизму, которая до сих пор в нем есть. Путин не просто осуществил какую-то пиар-акцию, а адекватно ответил на вызов, считает политолог. Но если бы было только это, то это бы не подействовало. Путин сохранил страну в условиях, когда она распадалась. А сейчас это все "проматывается", убежден Дугин.
"Что может сделать Медведев на этом фоне, когда ему досталась в руки цельная страна, которая мало-мальски работает? Ничего. Он говорит какую-то чепуху о модернизации, он окружил себя советниками, как Гонтмахер и Юргенс, он стал патроном ИНСОРа, который предлагает распустить армию и МВД и опять вернуться к ельцинскому времени. Если те теракты трагические пошли власти в плюс тому, как она с ними справилась, то сейчас пойдет все в минус, потому что он получил страну без терактов, а тут уже – страна с терактами. Путин получил пьяную разваливающуюся олигархическую верхушку, из которой более или менее собрал что-то отдаленно напоминающее государство, а Медведев получил эту всю картинку и ему надо делать что-то действительно хорошее, но он грезит и витает в облаках, это кремлевский мечтатель, который мечтает о гонтмахеровском рае. А ведь против России в это время идет реальная война, о которой теракты напомнили. Плюс мы заключаем договора СНВ, не учитывая многих параметров. Весь контекст терактов показывает, что они, увы, не случайные вещи, а эпизоды войны, которая ведется против нашего государства. Это только начало нового этапа обостренной борьбы против России наших врагов", - считает Александр Дугин.
Но, если суммировать все услышанное, получается, никуда не уйти от серьезнейших опасений, что САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВРАГ В ТЫЛУ?...