Разведение "ядерных" туч
Перед самым подписанием договора СНВ-2 Барак Обама, вроде бы, окончательно "развел тучи" в российско-американских отношениях. Это вполне в его стиле - "развести" и поехать подписывать договор в Чехию, где еще недавно хотели ставить РЛС. Договор по ядерному разоружению считается сторонами почти "равноправным", а новая военная доктрина США вообще не предполагает участие этой страны в крупномасштабном конфликте. В Госдуме не скрывают воодушевления и ждут ратификации договора, а эксперты предупреждают, что в современных условиях нельзя говорить о ядерном разоружении, не учитывая наращивание одной из сторон космических сил, систем ПРО, высокоточного неядерного оружия. Все это без труда "накроет" Россию с ее 1,5 тысячами зарядов. О последствиях нового договора СНВ – читайте в материале Накануне.RU.
Делать успокаивающие для мира заявления накануне стратегических для США внешнеполитических шагов стало стилем Барака Обамы. Все мы помним, как в пылу "перезагрузки" "отменили" использование систем ПРО в Чехии и Польше, но решили поставить их в той же Польше, плюс на Кавказе, потом то ли в Румынии, то ли в Болгарии, а корабли с ракетами-перехватчиками – еще и на севере Европы.
Теперь же, перед подписанием договора СНВ-2 в Праге (впрочем, в некоторых изданиях его уже называют "шестым" договором) Барак Обама рассказал в СМИ о новой военной доктрине США. Стоит упомянуть, что Чехия еще недавно могла стать площадкой для строительства радиолокационной системы США и продолжает считать, что с отменой прежних планов американской администрации ее безопасность подвергается угрозе. Более того, по некоторым данным, в Польше и Чехии США все же разместят системы, которые хоть и считаются противосамолетными, но также могут работать и против баллистических, крылатых ракет. И туда едет подписывать договор наш президент.
Новая военная доктрина США декларирует отказ Соединенных Штатов от применения ядерного оружия в случае конфликта с неядерными государствами и полностью меняет приоритеты американской военной стратегии. США больше не готовятся к полномасштабной атомной войне, а главной угрозой считают ядерный терроризм и неконтролируемое распространение оружия массового поражения.
Между тем, стратегия подчеркивает необходимость сохранения на неопределенно долгий срок американской "ядерной триады": межконтинентальных баллистических ракет, стратегических тяжелых бомбардировщиков и подводных лодок, несущих атомное оружие. Но в отличие от стратегии, принятой администрацией президента Джорджа Буша в конце 2002 года, новая доктрина вообще не предполагает участия Соединенных Штатов в крупномасштабном ядерном конфликте, пишет "Коммерсант".
По мнению аналитиков, в новой доктрине речь идет о целом комплексе неядерных средств, на которые делает ставку Белый дом. Среди них системы ПРО, размещенные в районе Персидского залива. А представленный в феврале "Четырехлетний обзор обороны" (Quadrennial Defence Review) оговаривал и финансирование разработок нового класса ракет, способных достичь цели в любой точке мира менее чем за час.
Этот вид вооружений, получивший название Prompt Global Strike, планируется размещать на территории США, причем пусковые площадки могут быть открыты для международных инспекторов, в том числе из России, которые смогут убедиться, что эти ракеты не несут ядерного оружия. Впрочем, даже если убедятся, легче от этого не станет. Вот, как описывается действие таких ракет.
Поступает команда президента – в тот же момент одна из шахт подводной лодки посылает в небеса 65-тонную баллистическую ракету Trident II. За две минуты она успевает набрать скорость 6 км/с. Мощный двигатель выбрасывает ее далеко за пределы атмосферы, и она несется над материками и океанами, неуклонно приближаясь к цели. В верхней точке параболической траектории, по сути в открытом космосе, от ракеты-носителя отделяются четыре раздельные головные части, и каждая устремляется к Земле со скоростью более 20 000 км/ч. Прямо над целью головки взрываются, окатив ее ливнем рифленых вольфрамовых штырей, в 12 раз превосходящих по убойной силе обычную пулю калибра .50. Такой металлический смерч гарантированно уничтожит все живое на площади примерно 1 км2. Остается лишь один вопрос – можно ли провести такую акцию, не спровоцировав начало третьей мировой войны? Баллистические ракеты, заряженные вольфрамовой соломкой, выглядят в полете точно так же, как и самое страшное оружие в американском ядерном арсенале, пишет журнал "Популярная механика".
Кстати, в новой доктрине США есть страны-исключения. Например, упоминаются Северная Корея и Иран. И если такие страны-исключения решат нанести ядерный удар по США, то Вашингтон не будет исходить из положений доктрины. То есть, по сути, США ни от чего не отказались, лишь сменили одну свою "дружелюбную" белозубую улыбку на другую.
Что же предполагает СНВ-2? Согласно новому договору СНВ обе страны должны иметь не более чем 1 тыс. 550 развернутых боезарядов, 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков, 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ и развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.
При этом в настоящее время количество ядерных боеголовок в мире:
- США – около 4000,
- Россия – более 3000,
- Китай – 400,
- Франция – 350,
- Великобритания - 200,
- Израиль – 200,
- Индия - 100,
- Пакистан – 100,
- КНДР – 12.
Глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что "из нового договора по СНВ исключены все положения, которые в старом договоре СНВ-1 дискриминировали Россию". По оценке главы МИД РФ, договор СНВ-1 по многим моментам был односторонним, теперь же все эти сомнительные моменты из нового документа исключены, обеспечен паритет России и США.
Пункт о ПРО, на котором настаивала Россия, в договор так и не включен. Впрочем, Россия может выйти из договора, если ей покажется, что размещенные США элементы противоракетной обороны окажут существенное влияние на эффективность российских стратегических ядерных сил. По словам Лаврова, планы по развитию ПРО, которые сейчас в одностороннем порядке разрабатывают США, имеют несколько этапов. На первых этапах речь идет о региональных системах, которые "не создают риска для российских стратегических ядерных сил". Как только российские специалисты придут к выводу, что планы американской стороны по созданию ПРО выходят на уровень создания стратегической противоракетной обороны, Россия сможет воспользоваться правом выхода из договора.
В Госдуме РФ не скрывают воодушевления по поводу подписания нового СНВ. Заместитель председателя Госдумы по международной политике Александр Козловский заявил Накануне.RU, что едва ли в Госдуме возникнут проблемы с ратификацией, впрочем, этот процесс должен быть синхронизирован с ратификацией со стороны Конгресса США.
"Так напряженно, долго и на завершающем этапе с обоюдным желанием добиться результата работали стороны, что я с легкой душой ждал этого, потому что это должен стать уже очередной прорывный момент в отношениях с США, хотя, конечно, у нас и остались", – сказал политик.
Впрочем, воодушевления парламентариев не разделяют эксперты. Новая доктрина США предусматривает все ту же "ядерную триаду". При этом нельзя забывать, что новые планы по размещению ПРО администрация Обамы намеревалась реализовать в течение ближайших пяти лет, то есть, уже к 2014 году, тогда как срок действия договора – семь лет (будет ратифицирован к концу 2010 года, и как минимум полдела по разоружению к 2014 году будет сделано).
Нельзя не брать во внимание и использование высокоточных крылатых ракет, а у США их 1 тыс. 98, у РФ – только 856. Между тем, именно на такие ракеты будет делаться ставка в условиях ядерного "разоружения". Ведь, в условиях, когда модернизации ВПК в России нет, новые образцы техники в армию не поставляются, а ракеты не летают, ее можно разоружить и на вполне "паритетных" ядерных основах, нарастив обычные, неядерные виды вооружений.
Как отмечают аналитики, уровень в 1 тыс. 550 ядерных зарядов – ниже, чем тот, на котором настаивала Россия. По мнению военных экспертов уровень в 1 тыс. 700 был нижним пределом. Эта цифра базируется на том сценарии развития событий, когда американцы внезапно наносят удар по нашим ядерным средствам крылатыми ракетами высокой точности и большой дальности. Вслед за ним наносится уже ядерный удар. 1 тыс. 700 боезарядов – то количество, которое выдержит удар обычными средствами вооружения и может стартовать в ответ, прорвав систему американской ПРО и достигнув американской территории, нанеся неприемлемый ущерб.
Однако теперь в договоре 1 тыс. 550, и про крылатые ракеты и ПРО в нем, если быть честными, ничего не говорится. ПРО упоминается обтекаемо, а в том, где американцы эти системы будут ставить, ясности не прибавилось: сегодня США хотя разместить их в Румынии, завтра, якобы обсуждают этот вопрос с Болгарией, но в при любом варианте хрен почему-то слаще редьки не кажется. Особенно, если вспомнить тот немаловажный факт, что космические войска США развиваются куда более интенсивно, чем российские (этот ли компонент ПРО Лавров упоминал как глобальный или же размещение наземных систем по периметру РФ – неизвестно).
Орбитальная группировка РФ состоит из 100 космических аппаратов. Из них 40 спутников оборонного назначения, 21 — двойного назначения и 39 космических аппаратов научного и социально-экономического назначения. Для сравнения, самой крупной орбитальной группировкой обладает США, которой принадлежат 413 искусственных спутников. На третьем месте находится Китай с 34 спутниками.
Процесс создания НПРО США значительно усиливает космическую составляющую их вооруженных сил. Например, в интересах НПРО осуществляется разработка боевых лазерных комплексов космического и воздушного базирования. По задумкам разработчиков, как тот, так и другой будут способны поражать космические и воздушные цели, а также и наземные (морские) объекты.
Тогда какой для нас смысл в ядерном "паритете"?
Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин рассказал Накануне.RU, что подписываемый договор "нас абсолютно не устраивает".
"Речь идет о 1 тыс. 550 зарядах, это полное разоружение. Мы же не в вакууме живем. Надо учитывать Британию, Францию, Израиль, Индию, Пакистан, Китай, а это в учет не берется", – напоминает он.
По его словам, космическая группировка США уже сейчас представляют реальную угрозу для России. "Мы полностью накрыты ими, а в ответ у нас ничего нет", – говорит он.
"У США достаточно высокоточного оружия, чтобы накрыть нас, а у нас такого нет. У нас даже под вопросом одна из ядерных составляющих – это Военно-морской флот. Мы строим подводные лодки, а "Булава" как не летала, так и не летает, а лодки-то строятся именно под эту ракету. Таким образом, мы можем потерять одну из составляющих", – говорит эксперт.
Более того, по его мнению, подписывать договор без учета ядерных сил других стран даже не бессмысленно, а вредно. Китай бурно развивается и даже покупает у нас атомные электростанции на быстрых нейтронах. Не секрет, что долгое время возобновить их строительство в России не решались из-за давления со стороны США, но, тем не менее, три года назад это произошло. Принцип работы таких станций не скрывают и сами атомщики: реакторы типа БН могут работать не только на сжигание топлива, но и на получение плутония. Таким образом, в определенных обстоятельствах можно начать "клепать" боеголовки довольно быстро.
А теперь это попадает в руки китайцам, которые известны своей страстью к копированию технологий.
Советник гендиректора концерна "Росэнергоатом" Николай Ошканов в беседе с Накануне.RU выразил некоторое опасение тем, что технология БН-800 попадет китайцам (Китай пожелал купить две станции с реакторами именно такой мощности). Он отметил, что знать ее они не должны.
"Почему два БН-800 они решили купить? Один – это всегда плохо, надо всегда смотреть в паре. А один из "быстрых" ректоров Россия Китаю уже подарила", – напомнил он о том блоке, который пока не достроен.
Военный эксперт Владимир Анохин подтверждает: быстрые натриевые реакторы могут теоретически работать не только на сжигание топлива, но и на получение "оружейного" плутония.
"Китайцы уже делают боеголовки, и у них есть достаточное количество боеголовок, во всяком случае, для создания региональной напряженности у них есть все возможности, а, учитывая сырьевой голод в Китае и быстрый рост промышленности, наверняка их интерес к Сибири, Дальнему Востоку будет расти из года в год, а мы ничем там ответить не можем", – сказал он.
Более того, у него нет уверенности, что и сами американцы остановится на декларируемом уровне зарядов.
"Мы имеем огромный опыт взаимного контроля ядерных сил. Американцы делают все для того, чтобы не показать истинное состояние ядерных сил, хотя бы потому, что после подписания предыдущего договора ракеты они держат в контейнерах. Сколько там боеголовок – неизвестно. Возьмем морские силы. Они изменили "колпаки", и непонятно, то ли там шесть, то ли восемь разделяющихся сегментов. Они делают все, чтобы не дать нормально провести инспекцию, поэтому доверять этим ребятам нельзя. А накануне подписания заявить о том, что главными приоритетами стали ядерный терроризм и нераспространение – это чистой воды пропаганда. Знаем стоимость заявлений американских президентов. НАТО тоже пообещали не расширять на Восток", – рассказал эксперт.
Впрочем, есть и другие мнения. Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин говорит: "Надо понимать, что в каком бы виде договор ни был подписан, станет договором об одностороннем сокращении американских вооружений, потому что мы отстали от них настолько, что никаких шансов их догнать уже нет".
Также он заметил в беседе с Накануне.RU, что ни в каком из предыдущих договоров никогда не учитывались ядерные силы других стран. "Нельзя их заставить участвовать в этих договорах между РФ и США", – сказал он.
Однако во многом в последствиях подписания договора, которые нам еще предстоит оценить, виновата сама Россия, и, может быть, даже не из-за количества боеголовок, которые у нас останутся. Никто не поспорит, что держать излишки даже вредно. Но, при этом, еще более вредно не заниматься модернизацией армии и не оснащать ее новыми видами оружия, а это, пожалуй, и есть самая главная проблема в нынешних условиях.
"Мы хвалимся тем, что в 2009 году продали оружия на 6,7 млрд долларов, а, в то же время, если посмотреть, как идет модернизация наших сил – то это плакать хочется. Мы договоры можем подписывать, сколько угодно, а кто выполнять будет, если в таком состоянии находится ВПК? ВПК разваливается, кадры уходят, модернизации промышленной базы нет", – рассказал Владимир Анохин.
С ним соглашается руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. "Мы вообще уникальная страна. Мы даем вооружение всем нашим соседним странам, также Китаю, Индии, Кубе, Боливии, Перу, Ближнему Востоку, а сами получаем не лучшее вооружение, мы получаем только единичные образцы современной техники и оружия", – сказал он в беседе с Накануне.RU.
В итоге, можно ожидать, что сегодняшнее подписание нового СНВ будет не более, чем поводом для взаимных улыбок американского и российского президентов, пресных шуток и надоевшей демонстрацией "близости позиций". Стороны попытаются развести "ядерные" тучи над Восточной Европой, которая еще недавно могла стать новым районом размещения ПРО США. На деле же США вносит изменения в свои военные программы, делает их эффективнее, где-то дешевле, договариваясь с Россией о ядерном разоружении и оставляя ее позади. Это просто новая тактика нового президента Обамы. Очередная белозубая улыбка made in USA, только на более "загорелом" лице, чем все предыдущие...