Юг "понес каштаны из огня" за Бакиева
Судя по всему, можно говорить о госперевороте в Киргизии как о свершившемся факте. Отрекшийся от поста президента Курманбек Бакиев находится на юге Казахстана вместе со своей семьей. Между тем, юг страны по-прежнему не принимает отставку Бакиева, в минувшую субботу в городе Джалал-Абад сторонники экс-президента захватили здание обладминистрации, а местные милиционеры не подчиняются новому руководству МВД. Получил ли какие-то гарантии Бакиев, чтобы бежать из страны, и что сулит сотрудничество РФ с новым правительством – об этом мнения экспертов в материале Накануне.RU.
Покинувший пост президента Киргизии Курманбек Бакиев продолжает находиться в Казахстане. Пока неизвестно, в какой стране он "осядет", среди возможных вариантов назывались несколько стран, однако официально предложил приютить Бакиева лишь президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Лукашенко сказал, что "видимо, не очень хочется моим коллегам в Казахстане и, наверное, в России, чтобы свергнутый силой президент Киргизии где-то находился у них". "Потому что там, насколько я понимаю, возбуждено уголовное дело (в отношении Бакиева)", - отметил Лукашенко, слова которого цитирует "Интерфакс-Запад".
Он спокойно относится к заявлениям временного правительства Киргизии о том, что в случае предоставления Бакиеву убежища в Беларуси могут осложниться киргизско-белорусские отношения.
"Я хочу задать три риторических вопроса. Во-первых, какие такие возможные серьезные проблемы могут возникнуть в отношениях с Киргизией? Что это будут за вопросы? Во-вторых, неужели мы не выживем с этими осложнениями? В-третьих, если бы сегодня Курманбек Салиевич (Бакиев) был в Беларуси, то для нынешнего временного правительства – это благо. Нет там президента Киргизии, и у них руки развязаны", - сказал он.
"Еще раз подчеркиваю: если Бакиев пожелает прилететь в Беларусь, хоть сегодня, хоть завтра, то прятать его мы в Беларуси не будем", - сказал Лукашенко. "Он (Бакиев) будет здесь как самый дорогой гость, как мой коллега, как президент Киргизии. Захочет он дать пресс-конференцию журналистам, он будет ее свободно давать, свободно говорить. И мы потом посмотрим: кто более свободная страна – Беларусь или какие-то другие государства", - отметил Лукашенко.
Между тем, российское руководство высказывает опасения относительно положения русскоязычного населения в Киргизии. Ранее новые власти Киргизии гарантировали неприкосновенность гражданам России, находящимся в стране. Однако официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил, что в республике имеют место случаи рейдерских захватов и нападений на офисы компаний и жилые дома граждан РФ.
По мнению ведущего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Крылова, русскоязычное население Киргизии сейчас, действительно, может оказаться "крайним", а его положение будет наиболее уязвимым и опасным.
"Возможно, следовало бы рассмотреть вопрос с переселением и направить деньги, выделяемые киргизским властям, на поддержку соотечественников", – рассказал он Накануне.RU.
Между тем, депутат Госдумы РФ, руководитель Института стран СНГ Константин Затулин полагает, что если новое руководство Киргизии обратит внимание на проблемы юга страны, то и "таскать каштаны из огня" они за него не станут.
"Сегодняшняя неудача, насколько я понял, Бакиева-Буша, говорит о том, что настоящей поддержки и доверия он (Бакиев, – прим. Накануне.RU), на самом деле, не имеет. Если временное правительство будет аккуратно действовать и афишировать свою готовность к решению проблем, которые существуют на юге страны, то я думаю, что земляки Бакиева вряд ли будут таскать за него каштаны из огня", – рассказал депутат Константин Затулин Накануне.RU.
Вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев обращает внимание на тот факт, что конкуренция северных и южных кланов – это очень серьезный фактор в киргизской политике, а ранее были и очевидные, совершенно откровенные планы расчленения Киргизии.
"Например, американцы еще в 2003 году имели план по этому поводу, они хотели заполучить лояльность соседей Киргизии – Казахстана и Узбекистана. Планировалось путем внутренней дестабилизации разделить Киргизию на две части, северную часть отдать под протекторат Казахстана, а южную часть Ферганской долины – под протекторат Узбекистана. Таким образом, американцы думали заполучить лояльность Назарбаева и Каримова, а, значит, практически всей Центральной Азии", – напомнил он.
Политолог отмечает, что Бакиев, прежде чем выехать из страны, вывел очень большое количество денег из бюджета, и известно, что нынешнее правительство не располагает вообще никакими деньгами.
"В этом смысле, кстати, наша помощь действительно имеет гуманитарный характер – она направлена на то, чтобы избежать гуманитарной катастрофы, потому что у нынешнего правительства есть только 16 млн евро собственных денег, а это ничто для страны", – сказал Сергей Михеев.
Таким образом, отмечает он, у Бакиева до выезда в Казахстан было достаточно много денег, было и оружие, он мог попытаться купить лояльность южных элит, договориться с криминальными группировками и шантажировать новое правительство с позиции силы. И если бы он продолжил борьбу, то гражданский конфликт был бы неизбежным.
Александр Крылов из ИМЭМО РАН считает, что в итоге, видимо, на Бакиева оказали давление, прежде всего, Казахстан, Нурсултан Назарбаев, которому совершенно невыгодно, чтобы у него на южной границе была зона нестабильности и военных действий.
"Видимо, ему пообещали безопасность и то, что его не будут трогать. Он подписал заявление об отставке, но дальше будет непонятно – будут ли обеспечены его гарантии безопасности или он все-таки будет подвергнут суду и судебному преследованию. Это уже будет зависеть от нового киргизского руководства, если оно будет настойчиво этого требовать, вполне возможно, что его выдадут обратно для того, чтобы судить", – говорит политолог.
А политолог Сергей Михеев, говоря о предоставлении Киргизии Россией траншей в виде гуманитарной помощи и льготных кредитов, отметил, что для России, с одной стороны, имеет смысл поддержать новую власть "просто потому, что Бакиев эту власть потерял и для того, чтобы задать какой-то вектор дальнейшим отношениям".
"С другой стороны, конечно, не надо питать никаких иллюзий. Те люди, которые пришли к власти в Киргизии, ничем не лучше Бакиева, может быть, даже и хуже в определенной степени. Большинство из них – это прозападная оппозиция, многие из них жили в США, та же Роза Отунбаева была одним из сподвижников Саакашвили в Грузии, она находилась там во время "революции роз" по линии "Фридом Хаус" и ряда других американских организаций. Поэтому нам надо очень серьезно страховать свои вложения в эту страну, потому что бессмысленно абсолютно вливать деньги в ту власть, которая не готова выполнять обязательства", – сказал он.
По его мнению, надо брать более жесткие обязательства и более жестко за это спрашивать с киргизского руководства. Одним из очень существенных рычагов давления на Киргизию мог бы стать вопрос трудовой миграции.
"Россия, которая демонстрирует в этом вопросе ханжескую толерантность и ложную скромность, могла бы гораздо эффективнее работать со всеми постсоветскими странами, если бы активнее использовала вопрос трудовой миграции", – считает эксперт.
В РФ на сегодняшний день работают около 1 млн трудовых мигрантов из Киргизии, тогда как во всей стране проживает 5 млн человек. Это значит, что почти в каждой семье есть хотя бы один человек, который работает в России и присылает из России деньги. Стоит ли говорить, что для экономики Киргизии это очень серьезное подспорье. По некоторым данным, это составляет около 30-40% киргизского ВВП.
"Но мы никогда об этом даже не заикаемся, хотя могли бы дать понять, что если Розе Отунбаевой или ее сподвижникам так дороги отношения с США, пусть их трудовые мигранты едут в США, пусть США их трудоустраивают. Этот же вопрос надо активнее использовать и в отношениях с Таджикистаном, и в отношениях с Узбекистаном, и в отношениях со всеми остальными постсоветскими странами. Мы очень сужаем поле для маневра, не используя этот рычаг влияния", – считает политолог.
Также и Александр Крылов из ИМЭМО РАН отмечает, что на севере пришла к власти очень разношерстная команда, ей очень важно получить финансовые ресурсы для того, чтобы укрепить свои позиции. Они надеются на то, что Россия даст им денег, как давали до этого Бакиеву и Акаеву.
И сейчас Москве вряд ли стоит проявлять большой энтузиазм в этом вопросе, убеждены политологи: то, что мы по-прежнему ради братства народов готовы поддерживать другие страны, не всегда идет на пользу России. Так, например, новое киргизское руководство уже продлило срок аренды американской базы в "Манасе" еще на год (что стало предметом циничиного торга при Бакиеве), а российская авиабаза "Кант" продолжает находиться в состоянии повышенной боевой готовности.