Урал увидел Кирилла
Сегодня в ходе первого визита патриарха Кирилла на Урал с момента интронизации состоялось подписание соглашения о социальном партнерстве между главой РПЦ и полпредом Николаем Винниченко. Подписание соглашения стало одним из кульминационных моментов визита. Видно, что патриарх старается быть ближе к народу и находит способы выглядеть современно: летает на специальном "алросовском" самолете с внушительной делегацией, передвигается по улицам в помпезном кортеже (среди автомобилей есть даже номера А666АА), заключает сделки с крупными предпринимателями, в речах использует такие термины, как "матрица" и "киборг", и базовой ценностью называет религию, "но не потому, что патриарх".
Сегодня в ходе визита патриарха Кирилла на Урал состоялось подписание соглашения о социальном партнерстве между главой РПЦ и полпредом Николаем Винниченко. Произошло это в Челябинске и стало одним из кульминационных моментов уральского вояжа патриарха. Ранее он уже успел побывать в Екатеринбургской епархии, где посетил монастырь святых Новомучеников в Алапаевске, монастырь святых Царственных страстотерпцев (урочище Ганина Яма), Ново-Тихвинский монастырь, Иоанно-Предтеченский кафедральный собор, Троицкий кафедральный собор, освятил нижний придел Храма-на-крови.
Одним из самых интересных мероприятий визита на Средний Урал стало общение патриарха с общественностью УрФО, которое прошло в ДИВСе. Во многом его речь можно было назвать "антикризисной", и глава РПЦ большое внимание в ней уделил "базисным ценностям", в частности, трудовым отношениям и отношению к труду. Не обошлось и без упоминания олигархов, которых во время кризиса, как выяснилось, стало еще больше.
Патриарх начал с того, что напомнил, как долго экономика была в стране базисной ценностью, тогда как все остальное считалось "надстроечным". Но, как отметил глава РПЦ, любая базисная ценность должна иметь характер преемственности, однако экономические модели не передаются из поколения в поколение и часто меняются.
Идеологии тоже не годятся для базисных ценностей, по мнению патриарха, потому что не живут больше трех-четырех поколений людей. Как заверил патриарх, религия является базисной ценностью, "потому что апеллирует к нравственному чувству", которое, в свою очередь, появляется благодаря "божественному началу".
"Я это говорю не потому, что я патриарх, а потому, что это опыт тысячелетий", – уточнил он.
Патриарх рассуждал о социальных "матрицах" и о том, что человек должен быть не "киборгом – исчадием ада", а, действительно, "венцом творения". Для этого надо работать, но не всякий труд отражает наличие у человека базисных ценностей. Глава РПЦ вспомнил притчу, когда трое каменщиков на один и тот же вопрос о том, что они делают, отвечали по-разному. Первый сказал, то отесывает камень, второй – что зарабатывает деньги, а третий – что строит храм.
На последнем сценарии патриарх остановился подробнее. По его мнению, у людей должна быть общая цель трудовой деятельности, и они должны ее осознавать, в том числе с приходом такого осознания труд перестает быть "тяжелой обязанностью".
По словам патриарха, человек работает, чтобы исполнить заповедь господню, но люди не работают водиночку, они работают только сообща, и слово "литургия" переводится именно как "общее дело". Глава РПЦ заявил, что трудовая деятельность должна восприниматься как служение Богу и ближним, после чего плавно перешел на более близкую народу тему: почему у олигархов так много денег, в то время как "простой народ стонет".
Те, кто имеет власть – начальники, руководители, собственники – несут колоссальную ответственность за общее дело, заявил патриарх. И если они считают, что прибыль, которая тратится ими на собственные нужды – это главное, то идут они против воли божьей. Он добавил, что "богатые люди маются, и им тяжело", более того, "они теряют голову, у них из ушей валится, а радости-то нет". Так патриарх описал проблемы олигархов и после этого посоветовал избавляться от излишков.
Он напомнил о способности жертвовать, и что, мол, если появляется прибыль, то надо понимать, что рядом есть те, о ком нужно позаботиться. Положительные примеры во время визита на Средний Урал как раз были. В резиденции Мишарина следом за проповедью в ДИВСе был подписан договор о передаче корпорацией "Уралвагонзавод" в собственность Екатеринбургской епархии храма Дмитрия Донского в Нижнем Тагиле. Таким образом, как отметил гендиректор корпорации Олег Сиенко, УВЗ решил показать пример другим собственникам.
При этом патриарх трезво оценивает сегодняшнее состояние влияния на умы сограждан. "Золотые купола и величественные храмы не являются гарантией спасения, они не предотвращают народ от падения. Если, возводя величественные храмы, мы наполним нашу жизнь подлинным служением людям, тогда у нас будет поддержка элиты, интеллигенции, потому что мыслящего человека ничто так не убеждает, как дело. Не для того Господь провел нас этим кровавым путем, чтобы вновь впадать в ошибки. Храмы и золотые купола — это лишь видимые знаки нашей веры. Она не должна быть только частью фольклора, а действенна только живая вера, которая является мощнейшей мотивацией наших поступков", — заявил глава РПЦ после литургии в екатеринбургском Храме-на-крови.
А в том же ДИВСе посетовал, что Екатеринбургу надо работать над сохранением "исторического лица". Кирилл сказал, что город за те пять лет, которые он здесь не был, очень изменился, стал респектабельным и современным, но на кое-какие вещи патриарх посмотрел "с некоторым сожалением". По его словам, новыми стеклянными небоскребами никого не удивишь, а люди, приезжая в этот город, хотели бы смотреть вовсе не на это, считает глава РПЦ. Он заявил, что нужно делать все, чтобы сохранять культурное и архитектурное наследие, сочетать культурные традиции старой России с тенденции современного строительства.
После поездки в Екатеринбургскую епархию патриарх на том же самолете "Алросы", на котором прилетел в уральскую столицу, перебрался в епархию Челябинскую. Кирилл посетил Свято-Симеоновский кафедральный собор Челябинска, в котором службы не прекращаются уже в течение 127 лет. В годы войны храм стал центром патриотической работы православного духовенства и верующих.
После этого было подписано соглашение с властями УрФО. Предполагается, что подписание соглашения будет направлено "на укрепление нравственных, семейных, гражданских и патриотических ценностей, развитие духовно-нравственного образования и воспитания, благотворительности и милосердия, укрепление безопасности и стабильности общества, укрепление морального духа и авторитета воина – защитника Отечества, сохранение объектов исторического и культурного наследия религиозного назначения".
Несмотря на то, что круг описываемых направлений для сотрудничества очень широк, можно предположить, что именно этот документ станет некоей отправной точкой для каждого из субъектов в выстраивании более тесных отношений с РПЦ. Например, в Свердловской области таким начинанием может стать формировании в Верхотурье духовного центра России, подобного Сергиеву Посаду. "С очень добрым чувством я ступил на уральскую землю — землю, которая всегда имела огромное значение для государства Российского. Здесь ковался щит нашей Родины, формировались основы нашей мощной национальной экономики. Но что самое главное — здесь всегда жил народ, сильный духом", - отметил патриарх Кирилл еще по прилету в Екатеринбург. Сотрудничество со светскими властями в вопросе не просто возрождения, но и "продвижения" Верхотурья не только в России, но и на международной арене как центра культурного, исторического и духовного РПЦ необходимо даже в сугубо прагматических целях. Например, строительство дороги и инфраструктуры, включение темы в повестку дня не только региональных, но и федеральных СМИ вряд ли обойдется без инициативы со стороны как губернатора Александра Мишарина, так и уральского полпреда Николая Винниченко, представляющего в регионе президентскую администрацию. И во время визита Патриарха светские власти отчетливо дали понять, что им совместные проекты также небезынтересны, поскольку, помимо идеологической, решают еще и многие социальные задачи.