Николай Винниченко: Институт госслужбы сегодня – это сложное и многоплановое явление
Сколько в России существует госвласть, столько она себя и реформирует. Цели тоже почти константны: достичь максимальной эффективности, качества, дебюрократизации и некоррумпируемости. В марте 2010 года исполнился ровно год с начала действия Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации» (2009-2013 годы). Целью программы, как написано в официальных документах, является создание целостной системы государственной службы Российской Федерации. Как обстоит дело с этим направлением в Уральском федеральном округе, что надо завершить, а что наоборот - создать, где взять квалифицированные кадры и как выстроить систему управления? Ответы на эти почти вечные вопросы Накануне.RU получило у полномочного представителя Президента РФ в Уральском округе Николая Винниченко.
Вопрос: Николай Александрович, граждане, как правило, мало интересуются - как там устроена российская власть - но всегда очень интересуются, почему она так плохо работает. Программа, которую приняли год назад, как реализуется в округе? Есть уже какие-то конкретные результаты?
Николай Винниченко: Это не первая программа, которая реализуется в сфере публичного управления. До этого действовала федеральная программа реформирования и развития государственной службы с 2003 по 2007 годы. Кроме того, отдельные положения действующей сегодня федеральной программы по реформированию госслужбы перекликаются с программой административной реформы в России и национальным планом противодействия коррупции.
Мы в Уральском федеральном округе вопросам реформирования и развития государственной службы уделяем особое внимание. В первую очередь это связано с задачами, поставленными главой государства по модернизации системы кадровой работы в органах государственной власти, привлечению на государственную службу наиболее квалифицированных специалистов, повышением эффективности антикоррупционных механизмов на государственной службе.
Ведь сам институт государственной службы сегодня – это сложное и многоплановое явление. Поэтому эффективно реформировать систему госслужбы возможно только при систематическом и плановом подходе и взаимодействуя с органами государственной власти субъектов.
Вопрос: А конкретно - как аппарат полпреда взаимодействует с органами власти в субъектах РФ, которые входят в округ? И еще важный вопрос - а финансирование программ реформы госвласти? Кризис не помешал?
Николай Винниченко: Мы совместную работу наладили. Тесное взаимодействие между аппаратом полномочного представителя и администрациями субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, позволяет обстоятельно подходить к обсуждению и решению проблем, в том числе и на регулярно проводимых совещательных мероприятиях. Благодаря совместной работе во всех субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, приняты и действуют соответствующие региональные программы развития государственной службы. При этом региональные программы реформирования и развития госслужбы не являются простым копированием Федеральной программы, а в большинстве своем направлены на ее конкретизацию, исходя из специфики региональных условий и конкретных проблем, с которыми сталкивается субъект Российской Федерации.
Правда, мы не можем не учитывать, что в связи с кризисными явлениями в экономике финансирование программ реформирования и развития системы государственной службы было в ряде случаев сокращено, что не позволило в полном объеме и с необходимым качеством реализовать все запланированное.
Более того, кризисные явления повлияли и на численность государственных и муниципальных служащих. В ряде органов госвласти и местного самоуправления в связи с недостатком финансирования даже не проводилось замещение вакантных должностей государственной и муниципальной службы. Так что, конечно, повлиял кризис.
Вопрос: Николай Александрович, а скажите - как можно искать грамотные кадры для тех же федеральных органов госвласти на местах, если уровень оплаты у них зачастую ниже, например, служащих в тех же региональных органах или даже ниже, чем у муниципальных служащих?
Николай Винниченко: Давайте начнем с количественной характеристики . Явно неоднозначной выглядит ситуация с соотношением количества госслужащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ. Численность последних почти в два раза меньше количества работников федеральных органов исполнительной власти. И по зарплате. Имеется большое расхождение между заработной платой госслужащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и госслужащих органов государственной власти субъектов Федерации. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе средняя заработная плата государственного служащего органов исполнительной власти почти в два раза превышает среднюю заработную плату государственного служащего территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Значительная величина средней заработной платы государственных и муниципальных служащих в Уральском федеральном округе во многом определяется высоким уровнем оплаты их труда в северных регионах. И при этом в Курганской, Свердловской и Челябинской областях этот показатель ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Самая высокая средняя заработная плата у государственных служащих органов исполнительной власти на территории Ямало-Ненецкого автономного округа больше самой низкой в Курганской области более чем в три раза, а у муниципальных служащих в тех же субъектах Федерации – в пять раз.
Конечно, расхождение в уровне заработной платы у различных категорий государственных служащих и муниципальных служащих сказывается на отношении государственного служащего к выполняемым им обязанностям.
Но не могу не отметить, что субъектами Российской Федерации, входящим в Уральский федеральный округ, накоплен положительный опыт по оптимизации численности государственных и муниципальных служащих. Важной составляющей здесь является устранение дублирующих функций у органов государственной власти и органов местного самоуправления, а значит и у конкретных государственных служащих, четкое распределение полномочий между различными органами власти и управления, а также принятие на этой основе должностных регламентов.
Вопрос: А не предполагается ли как-то унифицировать, обозначить некие стандарты или коэффициенты, чтобы то, о чем Вы только что сказали, как-то упорядочить? Тогда ведь и госслужащих будет легче контролировать и современно мыслящих, талантливых управленцев легче к госслужбе привлекать? Если хотите, внести некую модернизационную составляющую в кадровую работу.
Николай Винниченко: Да. В качестве основного направления модернизации системы государственной службы мы считаем необходимым унификацию нормативно-правовых актов и выработку единых нормативов, касающихся численности государственных служащих и размера их денежного содержания. В большинстве развитых стран заработная плата государственных служащих связана с реальным сектором экономики. Фактически заработная плата не имеет в таком случае стабильного значения, а напрямую зависит от эффективности работы самого служащего и от качества предоставляемых им услуг. Таким образом, государственный или муниципальный служащий становится заинтересованным в том, чтобы выполняемые им обязанности оказывали положительное влияние на экономику страны в целом.
Но хочу подчеркнуть, что простое заимствование опыта иностранных государств – не панацея. Мировой опыт необходимо использовать применительно к специфике нашей страны и наших регионов. Но при этом, основная составляющая, присутствующая в практике современных иностранных государств, – привязка заработной платы государственного служащего к доходам в реальном секторе экономики и средней заработной плате в стране и в регионе – должна быть приоритетной для государственной службы, на мой взгляд.
Вопрос: А где готовят будущих чиновников? Вот куда должен, например, пойти учиться молодой человек, если он решил посвятить себя госслужбе?
Николай Винниченко: Одним из ключевых направлений совершенствования государственной службы на сегодняшний день является повышение профессиональной компетентности государственных служащих. Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поддержка надлежащего уровня квалификации, необходимого для исполнения служебных обязанностей, является обязанностью государственных служащих. Также федеральное законодательство о государственной службе содержит положение об обязательном прохождении служащими повышения квалификации по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о выборе высшего учебного заведения для организации прохождения государственными служащими повышения квалификации. Механизм для размещения государственного заказа на профессиональную подготовку государственных служащих, содержащийся в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ориентирован на выбор наименьшей цены, а не наивысшего качества образования.Еще одна проблема - отсутствие единых подходов и выработанных критериев к актуальности предлагаемых образовательных программ, качеству их усвоения государственными служащими, оценки их эффективности для исполнения государственными служащими своих обязанностей.
Мы уже ведем работу в плане анализа - какое образование у наших госслужащих всех уровней.По инициативе аппарата полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в округ, и органами местного самоуправления организована проверка документов об образовании, представляемых государственными и муниципальными служащими.
Вы знаете, что был выявлен ряд случаев представления поддельных документов об образовании при поступлении на службу. Сейчас все лица, имеющие поддельный документ об образовании, уволены с государственной службы, а материалы в отношении них направлены в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовной ответственности.
Вопрос: Николай Александрович, Вы уже упомянули, что вся реформа тесно увязана с антикоррупционными мерами. Какие именно механизмы против коррупции в органах госвласти в Уральском округе уже есть и что предполагается сделать в рамках реформирования системы властного управления?
Николай Винниченко: Президент России большое внимание уделяет проблемам противодействия коррупции на государственной службе. На сегодняшний день сформирована целостная нормативно-правовая база по вопросам противодействия коррупции как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В то же время проведенные аппаратом полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе совместно с правоохранительными органами проверки нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выявили ряд несоответствий положениям федерального законодательства. И сейчас идет работа по устранению указанных недостатков, а вновь принимаемые нормативные акты проходят соответствующую правовую экспертизу.
Усиление антикоррупционной составляющей на государственной службе должно идти по пути строгого исполнения требований нормативных актов антикоррупционной направленности и соблюдения государственными служащими всех предусмотренных ограничений и запретов с организацией соответствующего контроля за данным исполнением. Кстати, мы опять же выявили достаточно много нарушений, связанных с деятельностью государственных и муниципальных служащих.
Большинство нарушений в системе государственной и муниципальной службы выявляются и рассматриваются правоохранительными органами, а не специально созданными в каждом органе власти комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на государственной службе. В определенной степени это связано с законодательством, регламентирующем сферу деятельности данных комиссий, в том числе, содержащем положения о рекомендательном характере выносимого ими решения, недостаточно полным определением их полномочий, отсутствием четких рекомендаций и процессуального порядка по выявлению и пресечению нарушений на государственной службе. Все это пока не позволяет им стать ведущими органами по противодействию нарушениям на государственной службе.
И все же, несмотря на недостатки, можно отметить и положительные результаты. Во-первых, само учреждение комиссий является положительной тенденцией. В зарубежных странах подобные институты используются на протяжении многих лет, и, соответственно, имеют в основе своей работы хорошо отлаженный механизм. У нас в стране комиссии стали использоваться недавно. Во-вторых, комиссиями выявляется большое количество нарушений, принимаются решения о привлечении государственных служащих к ответственности, передаются материалы проверок в правоохранительные органы. Таким образом, пусть пока небольшой, но положительный опыт от их работы имеется.
Самое главное, к чему необходимо стремиться при реализации антикоррупционной политики, – это чтобы выявленные нарушения были рассмотрены, получили должную оценку, а виновные были привлечены к ответственности, в том числе к административной и уголовной. Как показывает мировая практика, неотвратимость наказания и строгая исполняемость принятых решений имеет гораздо более положительный эффект в борьбе с нарушениями, чем большое количество надзорных и контролирующих органов, сдерживающих механизмов.
Вопрос: Николай Александрович, недавно в округе появилась некая ассоциация под названием «Уральский окружной кадровый ресурсный центр». Что это за организация и под какие цели она создавалась?
Николай Винниченко: Одна из главных на сегодняшний день проблем, связанных с дальнейшим развитием института государственной службы России, – это отсутствие органа по управлению государственной службой, несмотря на закрепление правовых основ организации такого органа в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации». За рубежом такие органы созданы и успешно функционируют не один десяток лет. Именно на органы по управлению государственной службой возлагаются полномочия по правовому обеспечению, выработке рекомендаций, разработке различных нормативов для государственной службы.
Определенный положительный сдвиг в ситуации может обеспечить деятельность недавно созданной по инициативе аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Ассоциации «Уральский окружной кадровый ресурсный центр». Ассоциация включает ведущие вузы Уральского федерального округа и автономные организации, представляющие все субъекты Российской Федерации, входящие в округ. Одним из основных направлений ее деятельности является выработка единообразных подходов к образовательным программам для государственных служащих, определение критериев их эффективности и результативности, а также повышение их качества. В целом работа Ассоциации направлена на оказание содействия в реализации кадровой политики в области государственной и муниципальной службы, формирования и использования резервов управленческих кадров, а также в повышении эффективности реализации положений антикоррупционного законодательства, нормативных актов по вопросам реформирования и развития государственной и муниципальной службы.
Вопрос: И все-таки в завершении последний вопрос про цели. Каковы цели всей работы по реформированию наших властных институтов? Чего мы в результате должны получить?
Николай Винниченко: При осуществлении всех преобразований государственной и муниципальной службы важно видеть конечную цель, которая состоит в создании эффективной целостной системы управления, каждое звено которой составляют профессиональные и компетентные служащие, четко осознающие степень ответственности за принимаемые ими решения.
Главная задача для служащего – оказание высококвалифицированных услуг для жителей Российской Федерации, соответствующего региона или муниципального образования.
При реформировании системы государственной и муниципальной службы очень важно осуществлять продуманные, системные преобразования с тем, чтобы были задействованы все компоненты института публичного управления. В связи с этим деятельность аппарата полномочного представителя направлена на реализацию всех приоритетных задач, поставленных главой государства в области кадровой политики, и обеспечение всех условий для дальнейшего развития государственной и муниципальной службы в Уральском федеральном округе.