ЧВМФ: Севастополь в аренду или Новороссийск в ипотеку?
Черноморский флот, за свою 300-летнюю историю привыкший быть жертвой наших отступлений и геополитических неудач, в этот раз остался на плаву. В результате новых соглашений между Россией и Украиной о флоте в обмен на газ черноморцам не придется в 2017 г. очередной раз рвать на себе тельники и топить в родной гавани свои корабли. Флот получил возможность стоять на базе в Севастополе до 2042 г. за $3 млрд в год вместо 98 млн, которые выплачивались по договоренностям 1997 г. Однако вместо всеобщего народного ликования накануне Дня Победы "родина" встрепенулась и спросила у моряков: "А зачем вы нам нужны? Такие несовременные и недешевые?". Российские общественники, публицисты и аналитики, кто в уме, а кто, наверное, даже на калькуляторе в короткий срок обсчитали финансовые потери бюджета и "Газпрома", сравнили с взятыми с потолка суммами, в которые, по их мнению, должна обойтись новая военно-морская база и выдали на-гора вердикт: "Севастополь нам не нужен, а Черноморский флот – рудимент имперской политики - должен уйти в Новороссийск". Поставив моряков, таким образом, перед стандартным вопросом современного городского жителя, копить на жилье или арендовать.
Такой сюжетный поворот тем более интересен, что с 2005 г. действует федеральная целевая программа по превращению крупнейшего торгового порта "Новороссийск" в крупнейшую военно-морскую базу Черноморья, и за пять лет уже было освоено порядка $500 млн. При этом в настоящий момент на территории будущей военно-морской базы в Новороссийске завершено берегообразование и берегоукрепление под будущий судоремонтный завод, а также выполнены три секции свайного основания глубоководной части мола для портов Новороссийска. А между тем, как отмечают профессиональные военные аналитики, в идеале военно-морская база должна представлять из себя комплекс из складских помещений для хранения боезапаса, нескольких судоремонтных заводов и морских инфраструктурных объектов, позволяющих принять у себя целый флот. Все это даже сейчас трудно представить, стоя на торговых причалах НВМБ (Новороссийской военно-морской базы), которой в сентябре исполнится только 16 лет.
Как рассказал Накануне.RU вице-президент Академии геополитических проблем, капитан первого ранга Константин Сивков, то, что Новороссийск представляет собой сейчас, нельзя назвать даже полноценным пунктом маневренного базирования флота. С 2007 г. территория будущей базы несколько расширилась за счет перевода в собственность ВМФ причалов бывшего ФГУП "Геопорт". Таким образом, в настоящий момент кроме двух причалов военно-морской базы под базирование кораблей отведено дополнительно пять причалов. Однако, по мнению Константина Сивкова, даже этого не хватит для того чтобы принять всю группировку кораблей, кроме того, отсутствует достаточная инфраструктура для ее обслуживания. Стоит ли в таком случае терять возможность держать какое-то время флот на нормальной базе с несколькими судоремонтными заводами, находящихся в Севастополе и целой системы складских сооружений и укреплений? Вопрос из разряда "скажи мне кто твой враг".
"За пять лет невозможно построить то, что возводилось в течение 300 лет. Если говорить о строительстве новой полноценной военно-морской базы, то речь может идти о десятках млрд долларов или евро. Конечно, в Новороссийск флот можно загнать уже сейчас, как это было сделано в годы Второй Мировой войны, когда Черноморский флот перебазировался в порт Поти, однако это катастрофически скажется на его боеспособности", - отмечает эксперт.
На самих строительных площадках НВМБ инвесторы уже сейчас испытывают трудности, накануне подписания договора газета "Ведомости" со ссылкой на чиновников Миздравсоцразвития, сообщала, что реализация программы осуществляется с многочисленными задержками, а частные инвесторы, которые должны строить ряд объектов, испытывают затруднения из-за кризиса. В наиболее плачевном состоянии находится мол и ряд других гидротехнических объектов. Сжатые сроки могли бы поставить ВМФ в неприятную ситуацию, когда флот остался бы без адекватной "домашней" базы.
Однако, было ли решение о пролонгировании договора об аренде базы в Севастополе заранее подготовленным или принятым под давлением обстоятельств, не столь важно, поскольку флот как боевая еденица выиграл определенно. Не в пользу выбора Новороссийска в качестве основной базы говорило и ее географическое расположение. Цемесская бухта мало приемлема для постоянного базирования тяжелых кораблей с точки зрения гидрологических и метеорологических условий. Конфигурация бухты привлекает сильные ветры, которые создают очень невыгодные течения с южных направлений и опасные волнообразования. Даже на рейде корабли будут подвергаться серьезным испытаниям на прочность, исправить подобное положение вещей можно, только "подпилив" кавказский хребет.
Получается, что вместо того, чтобы впопыхах достраивать новую базу ценой немалых денежных вливаний, новые соглашения с Украиной, напротив, дают возможность, неторопясь, воздвигнуть дополнительную, не мучаясь решением квартирного вопроса.
"Для флота одной базы маловато. В системе базирования всегда существуют несколько баз, всегда имеются пункты снабжения. Главная база флота способна обеспечивать все его потребности, пункты маневренного базирования - это текущий ремонт, переоснащение, а также возможность для маневра", - рассказал Накануне.RU Константин Сивков.
По его словам, Новороссийск хорош именно для маневра, а не для места постоянной дислокации. В то время как Севастополь позволяет занимать флотилии оборонительную позицию под прикрытием базирующейся там флотской авиации и артиллерии.
"Посмотрите на карту: Крым - центральная точка Черного моря. Контроль над ним дает контроль над всей территорией региона. Стоит ли говорить, что трудно найти в акватории моря другую такую точку, откуда наш крейсер "Москва" сможет достать своими ракетами любого противника на территории до самого Босфора", - рассказал Константин Сивков.
При этом, теоретически, совместной огневой мощи флота, береговой авиации и артиллерии хватает для того, чтобы, при условии обладания Севастополем, отбиться от нападения турецкого флота, в состав которого входят около 15 подводных лодок и 15 фрегатов, восемь из которых еще не успели покрыться ржавчиной после спуска на воду.
"Те кто, говорят, что России не нужен сильный черноморский флот, либо дураки, либо предатели. Сама концепция баланса сил подразумевает, что если мы не находимся в регионе, то кто-то будет находиться там вместо нас. Желающих полно, самый сильный в регионе флот у Турции, конфликт с Грузией показал, что и американцы способны в считанные дни нарастить серьезную группировку в Босфоре и Дарданеллах. Почему-то никто из тех, кто говорит о том, что нам не нужен флот в Черном море, не удивляется присутствию там кораблей под звездно-полосатым флагом. Черноморский флот - это дополнительная возможность стабилизировать ситуацию в кавказком регионе, огневая мощь в случае конфликта на Каспии, где грозит появиться новая ядерная держава – Иран, кроме того, через Суэцкий пролив и Аденский залив суда ЧВМФ выходят к Сомали и помогают контролировать ситуацию с пиратами", - прокомментировал Константин Сивков.