Свердловская область шагнула в долги
Свердловское заксобрание готовится принимать поправки в бюджет 2010 года. Планируется увеличить дефицит областной казны с 9,3 млрд до 12,3 млрд руб. Появившиеся расходы касаются, в основном, социальных обещаний команды Мишарина, не предусматривают "инноваций-модернизаций", но, самое главное, многое делается в долг. Регион выходит на рынок широких заимствований в надежде, что экономика будет выходить из кризиса. Даже, несмотря на разрастающийся кризис в Европе. Тут уместно вспомнить, как экс-глава правительства области Виктор Кокшаров, презентуя проект бюджета в конце 2009 года, назвал его бюджетом выживания и метафорично отметил, что когда-то "мы широко шагали, да порвали штаны". О том, как теперь регион решил шагнуть в долги – читайте репортаж из заксобрания накануне принятия поправок в бюджет.
Проект изменений в бюджет Свердловской области на 2010 год начал обсуждаться в комитетах. Накануне его рассмотрели в комитете по законодательству, сегодня он проходит обсуждение в комитете по бюджету, финансам и налогам.
Согласно документу, внесенному губернатором области Александром Мишариным, доходы облбюджета увеличиваются с 82,2 млрд руб. до почти 90 млрд, за счет поступления в регион федеральных денег – 7,7 млрд руб. Именно для того, чтобы получить средства из федеральной казны, и проводится срочное принятие поправок.
Вместе с тем, расходы растут опережающими темпами, а статей других дополнительных доходов пока нет. Расходы, согласно изменениям, выросли с 91,5 до 102,3 млрд. Таким образом, дефицит вырастет с прежних 9,3 млрд до 12,3 млрд. При этом установлен предельный уровень госдолга Свердловской области – на уровне 28,5 млрд руб.
В прежних материалах мы уже отмечали, что с начала своей работы на посту губернатора Александр Мишарин показывает себя как человек дела, жесткий и требовательный руководитель, но во многом о первых результатах работы можно будет судить с принятием поправок в бюджет – именно они и должны показать, какие в итоге руководство области приоритеты поставило перед собой.
Сразу оговоримся, что эти поправки – не последние в ходе нынешней депутатской сессии. Глава комитета по законодательству Анатолий Гайда (ЕР) рассказал, что связаны они с необходимостью получения 7,7 млрд руб. из федерального бюджета, которые поступают на условиях софинансирования. Потом последуют другие поправки, которые уже будут отражать дополнительные доходы областного бюджета.
Итак, 7,7 млрд федеральных денег придет в Свердловскую область, из низ 5,6 млрд – из казны РФ, 2,1 млрд – от Фонда реформирования ЖКХ.
Сколько тратят на чиновников?
Расходы на губернатора будут уменьшены на 1,1 млн руб., на функционирование правительства – на 1,7 млн руб. – "в связи с изменением структуры органов исполнительной власти Свердловской области". Вместе с тем, увеличены расходы на содержание и обеспечение деятельности аппарата министерства финансов Свердловской области – на 490,6 тыс. руб. по тем же причинам.
Потребовались расходы на содержание двух новых министерств. На министерство информационных технологий и связи Свердловской области выделяется почти 17 млн руб., при этом еще 43 млн пойдут на программу "электронное правительство". Пока действия этой программы не видно, но, напомним, в первую очередь, планировалось на выделяемые средства "выстроить" электронную очередь в детские сады. Интересно, а сколько собственно детсадов можно построить на те самые 43 млн рублей? Сколько реальных мест для детишек могло бы быть создано на сумму, которую предлагается потратить на создание электронной очереди на места в детсадах?
Далее. На содержание и обеспечение деятельности аппарата нового министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области выделяется 19,3 млн руб.
По словам первого заместителя министра финансов региона Светланы Климук, расходы на аппарат не увеличиваются, и для обеспечения деятельности двух новых министерств сокращаются расходы в других.
Вместе с тем, депутаты указывают, что расходы на госуправление в Свердловской области продолжают оставаться высокими - на уровне около 5 млрд руб. Присутствовавший на вчерашнем заседании комитета по законодательству депутат Евгений Артюх (КПРФ) заметил, что по-прежнему действуют управленческие округа, в заксобрании не торопятся отменять ротацию и объединять палаты, хотя в среднесрочной перспективе все это позволило бы существенно сэкономить.
Кстати, в то время, как расходы на губернатора уменьшены на 1,1 млн руб., оставшиеся после мартовских выборов без работы депутаты получат 2,2 млн руб. "выходных пособий" через службу соцзащиты – на "время трудоустройства". Эта строка также прописана в проекте изменений.
200 мест в детских садах
Вновь появившиеся в главном финансовом документе области статьи расходов, в основном, касаются социальной сферы и, пожалуй, позволит снизить напряженность в обществе, но "модернизации-инновации" в нем как-то не предусмотрены, то есть, о выходе из кризиса по модернизационному пути говорить пока преждевременно.
Программные заявления Мишарина постарались воплотить в жизнь, однако депутатов настораживает, что наряду с ними дефицит вырастет до 12,3 млрд руб. и будет взят облигационный займ в 3 млрд.
Так, в бюджете появились расходы на строительство детских садов. Как было озвучено накануне на заседании комитета по законодательству, на строительство и реконструкцию будет потрачено 172 млн, на разработку типовых проектов новых зданий детских дошкольных учреждений – еще 28 млн. 400 млн руб. дополнительных средств выделят муниципалитетам на погашение детскими садами долгов по ЖКХ. Таким образом, около 200 млн руб., направленных на строительство, позволят ввести около 200 мест (из расчета средней цены одного места в 1 млн, при этом напомним, что очередь в области достигает 60 тыс.).
Не обошли вниманием аграриев. Обещанные субсидии на производство сельхозпродукции в поправках есть – 754,5 млн руб., за счет целевых федеральных средств.
На 573,5 млн увеличены расходы на здравоохраение, физкультуру и спорт, на 30 млн – на культуру, на 50 – на молодежную политику, а на общее образование, например, расходы срезаны на 138 млн. При этом депутаты отмечают, что ситуация с общим образованием в сельских территориях плачевная – не полностью укомплектованным школам отключают электричество, Интернет, у них, по сути, нет средств на нормальное функционирование. Тут можно вспомнить, что Мишарин не раз вставал на защиту малокомплектных школ, особенно, на селе.
Нашли деньги на дороги
Благодаря финансам из федерального бюджета в области в этом году все-таки будут строить дороги. Ранее эти статьи были урезаны по максимуму.
На реконструкцию автодороги регионального значения "Южный подъезд к г. Нижний Тагил от км 120+135 а/д г. Екатеринбург – г. Нижний Тагил – г. Серов" протяженностью 15,1 км потратят 246 млн, еще 33 – на разработку проектно-сметной документации, 107,5 млн нашли на строительство автомобильной дороги "Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск – Томск" на участке дороги "Ивдель - Ханты-Мансийск" в пределах Свердловской области, 241 млн – на строительство автомобильной дороги "вокруг города Екатеринбурга" на участке "автомобильная дорога "Екатеринбург – Серов" - автомобильная дорога "Пермь – Екатеринбург".
Хотя в бюджете и появились новые расходы, связанные с развитием инфраструктуры, но практически не заложено средств, которые бы позволяли говорить о выходе из кризиса за счет инноваций и привлечении инвесторов, предоставлении преференций для открытия новых производств. Разве что, 30 млн руб. будет выделено на организацию и проведение Уральской международной выставки и форума промышленности и инноваций "ИННОПРОМ-2010", которая заменит РЭФ. Кстати, пока не появились обещанные Мишариным 200 млн, которые планировалось внести в уставный капитал корпорации "Урал промышленный – Урал Полярный", таким образом, Свердловская область пока не станет ее акционером.
Как покрывать дефицит?
Говорится в проекте и о том, как будет покрываться возросший дефицит. Депутаты отмечают, что принятие сначала новых расходов, а потом, спустя месяц-другой дополнительных доходов, – не совсем верно, поскольку не видна картина в целом. Неясно, за счет чего будут погашаться долги.
Итак, чтобы покрыть дефицит бюджета, планируется привлечь 3 млрд руб. от размещения государственных облигаций Свердловской области. Кроме того, планируется привлечь кредиты из федерального бюджета на 8,4 млрд, увеличить предоставление бюджетных кредитов на 360 млн Екатеринбургу на строительство и реконструкцию дорог за счёт соответствующего кредита федерального бюджета.
Также в облбюджете есть остатки средств в сумме 1 млрд, кроме того, предусмотрена возможность размещения временно свободных бюджетных средств на банковских депозитах в объеме до 2 млрд руб.
Сразу стоит упомянуть, что с размещением средств на депозитах возникла проблема, которую озвучила первый заместитель министра финансов области Светлана Климук. Банки не хотят брать областные деньги под предлагаемые 6%, поэтому размещение на депозитах пока находится под вопросом.
Депутат Евгений Артюх пояснил, что "банки боятся и не спешат брать, потому что финансовая сфера наиболее чувствительна".
"Банки боятся брать эти государственные деньги, потому что не знают, что с ними может произойти и как они их потом отдавать будут", – сказал он.
Депутат от КПРФ Георгий Перский отметил в беседе с Накануне.RU, что Свердловская область выходит на широкий рынок заимствований.
"Промежуточные решения, которые сегодня нам предлагаются, в целом отражают реалии сегодняшнего дня, согласно которым нам надо делать выбор: либо мы идем на покрытие расходных обязательств путем привлечения внешних заимствований, как предлагает правительство, либо мы идем по пути секвестирования бюджета, убирая эти расходные обязательства. Что значит сейчас убрать расходные обязательства на 3 млрд? Это значит, что будет не повышаться зарплата бюджетникам, а, наоборот, она будет урезана, что надо урезать строительство дорог, программу газификации. Нужно принять взвешенное решение. На мой взгляд, правительство должно было внести все изменения в одном документе, чтобы видеть всю картину в целом. Пока не видно приоритетов, которые поставлены", - сказал он.
Его коллега Евгений Артюх на это заметил, что, по всей вероятности, руководство области задействовало не все механизмы для покрытия дефицита бюджета.
"Предлагаемый проект поправок характеризует экономическое положение как весьма сложное, и разговоры о том, что мы оттолкнулись от дна, кризис преодолели – только разговоры, кризис никуда не делся, дефицит бюджета остается. Но не все использованы резервы для получения бездефицитного бюджета", – сказал он.
Сокращение расходов на госаппарат по-прежнему необходимо, все еще актуальна проблема повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и управления госсобственностью, нужно обратить внимание и на нецелевое расходование средств, граничащее с коррупцией, говорит депутат. В пример он приводит Областное телевидение, которое недавно проверила Счетная палата. "Без конкурсов этому предприятию выделялись деньги в размере 75 млн руб. в прошлом году. Но при этом доля программ о деятельности госвласти и социальных программ составила 10%, а дивиденды, которая получила Свердловская область – только 290 руб.", – напомнил депутат.
Пока законодатели не разделяют, видимо, имеющий место оптимизм правительства, касающийся привлечения дополнительных доходов в облбюджет в течение года, тем более, что эксперты говорят о грядущей второй волне мирового кризиса, связанной с проблемами в Европе. Взятые областью долги могут лишь усугубить положение в случае негативного сценария, а однажды Свердловская область уже наступила на эти грабли, понадеявшись, что кризис быстро кончится, и распределила имевшуюся "подушку безопасности". Позже экс-глава кабмина Виктор Кокшаров признался, что "мы широко шагали, да порвали штаны".
Руководитель фракции "Справедливой России" в облдуме Илья Гаффнер также отмечает: "Занимать-то все горазды, а источников покрытия дефицита пока не видно. Федеральные деньги нам могут списать, а кто нам спишет облигационные займы? Из документов пока не видно, где источник для отдачи заемных средств. Принимать закон надо сводный".
Стоит отметить, что наряду с поправками в бюджет 2010 года сегодня депутаты думского комитета по бюджету, налогам и финансам рассмотрят исполнение его в нынешнем году. По предварительным данным, за первые четыре месяца года в бюджет поступило 43 млрд доходов доходов, что на треть больше предыдущего года (однако на 6% хуже 2008 года). 18 мая состоится голосование в облдуме за изменения в бюджет-2010.