Леонид Гусельников: УрГУ отражает огромный потенциал Урала – интеллектуальный, культурный, исторический
Почти 90 лет насчитывает история существования Уральского государственного университета им. А.М. Горького, а вместе с ним в особенной интеллектуальной, творческой, гражданской атмосфере все это время прожил и Урал, и, без преувеличения, вся страна. Выпускники УрГУ реализовали себя не только на родине, но и в столичных городах, и во многих крупных регионах России – от Калининграда до Дальнего Востока. Каким они видят будущее своей альма-матер в составе создаваемого Уральского федерального университета, переживают ли за судьбу "великой школы", как они сами называют УрГУ, и почему этот вуз является ярким примером того, что плодотворная почва для высшего образования есть только в крупных городах – об этом рассуждает выпускник философского факультета УрГУ 1972 года, российский журналист и общественный деятель, главный редактор и председатель ОГТРК "Ямал-Регион" Леонид Гусельников.
Вопрос: Леонид Константинович, Вы, наверняка, знаете о том, что два вуза Свердловской области – Ваша альма-матер и УГТУ-УПИ объединились в Уральский федеральный университет. Как Вы приняли это событие? И как относитесь к подобному процессу объединения вузов вообще?
Леонид Гусельников: Я считаю, что вообще концентрация общественных и государственных усилий на приоритетных направлениях – это единственный или, по крайней мере, один из важнейших приемов решить какое-то важное дело. Поэтому в этом смысле я приветствую политику создания мощных, крупных образовательных федеральных центров. Это позволит нам сконцентрировать наши ресурсы, использовать их комплексно и гораздо более эффективно. И то, что на моем родном Урале создается федеральный мощный образовательный центр в виде федерального университета, безусловно, приветствую. И то, что одним из базовых учреждений федерального университета будет Уральский государственный университет, я считаю абсолютно правильным. Это, с одной стороны, большая честь, а с другой стороны большая оценка того, что альма-матер, Уральский госуниверситет, сделал за свою историю. Неслучайно это орденоносный университет, и это университет, который славен своей педагогической и научной школой, своими выпускниками. Поэтому это очень, на мой взгляд, правильное и точное решение в сегодняшней ситуации.
Вопрос: Наверняка Вам как выпускнику грустно осознавать, что бренда УрГУ уже не будет.
Леонид Гусельников: Я философ и в этом смысле понимаю, что логика развития есть отрицание отрицания. В этом смысле хрестоматийный пример: цветок отрицает почку, плод отрицает цветок и так далее. Весна отрицает зиму… Жизнь такова: проходит юность, молодость, наступает зрелость. Это же бывает и с учреждениями, университетами. Но судьба университета в этом смысле прекрасна, он дает жизнь, становится мотором огромного большого дела во имя будущего Урала, во имя будущего России, во имя молодости и энергии.
Вопрос: А что чаще всего вспоминается из студенческих лет, проведенных в вузе?
Леонид Гусельников: Обстановка интеллектуального творчества, изобретательства, интеллектуальной энергии, эвристичном (эвристика – наука о творчестве и открытиях) поведении. На философском факультете выходила такая великая абсолютно, хоть и стенгазета – газета "Логос", и это был интеллектуальный голос от имени будущего, от имени интеллектуальной разведки и прогноза, как нам жить завтра. Это было соревнование умов, личностей, идей. При этом я должен отметить, что Уральский университет – это замечательная педагогическая школа, это абсолютно великие имена российских отечественных ученых и педагогов – Михаил Николаевич Руткевич, Адольф Трофимович Луконосов, физик Кикоин, великие математики, историки, академик Сказкин и Сюзюмов и так далее. Это великие личности, замечательные традиции и абсолютно незаурядная школа и энергия.
Вопрос: На Ваш взгляд, чем отличаются студенты УрГУ нынешние от тех, каким были Вы сами и Ваши однокашники?
Леонид Гусельников: Я внимательно отношусь к тому, как живет и действует альма-матер. Может быть, в эти годы – 90-е, начало 2000-х Уральский университет переживал не лучшие свои дни, и его коллеги, вместе с тем и соперники – Тюменский университет, например, за это время сделали значительные шаги вперед и крепко стали на ноги, создали очень серьезную, мощную базу образования, современную. В этом смысле у университета таких возможностей не было. И, конечно, это сказывалось на качестве образования, на качестве студентов и выпускников. Я, к сожалению, не очень точно представляю, как дела идут на естественнонаучных факультетах - у физиков, математиков, но у философов, политологов, журналистов планка все-таки по-прежнему стоит очень высоко и высоко качество образования.
Вопрос: Что дал Вам УрГУ, для того чтобы состояться в жизни?
Леонид Гусельников: В мои годы, конечно, думаешь, как бы сложилось иначе, но трудно себе представить, что моя жизнь могла бы получиться и из меня бы что-то получилось, если бы в свое время я не пришел в Уральский университет. Благодарен, что путевку в жизнь мне дал именно Уральский государственный университет и философский факультет. Это великая школа. Сейчас у меня подрастает младшая дочь, и я с такой надеждой, волнуясь, все-таки хотел бы, чтобы ее образование было таким же, столь же основательным, серьезным, фундаментальным и полезным, как образование, которое мне дал Уральский университет. Более того, я смотрю на своих коллег: не все из них, что называется в традиционном смысле, очень успешны, но все по-настоящему очень серьезные, крупные личности, хорошо образованные люди, мыслители в своем деле. И это очень важно и нужно.
Вопрос: Какие выпускники Вашей же альма-матер Вам известны – те, кто добился значимых достижений как для своей карьеры, так и жизни, быть может, всей страны?
Леонид Гусельников: Наши выпускники Геннадий Смирнов, Геннадий Помыкалов, Олег Маликов, Владимир Кривопальцев, старшие мои коллеги Анатолий Гайда, Юра Мирошниченко, Володя Маклаков добились довольно серьезных успехов, они занимают серьезную позицию в образовании – это руководители кафедр, направлений, руководители высших учебных заведений, в органах государственной власти, в науке, руководители научно-исследовательских институтов академических и так далее. Огромная плеяда серьезных и действующих докторов наук, профессорский состав – Лев Савельевич Березин, например, тоже мой однокашник, практически, один из ведущих экспертов-аналитиков в межрегиональном социально-политическом пространстве. Очень много успешных состоявшихся людей.
Я очень много встречал наших выпускников и на Дальнем Востоке, хотя, конечно, сразу же вслед за Уралом идет Москва – там, где устраиваются и реализуются выпускники.
Вопрос: Сегодня Вам наверняка приходится работать с молодыми специалистами - и в общественной палате, и на телевидении. Есть ли среди них выпускники УрГУ? Что их привлекает в работе на Ямале?
Леонид Гусельников: У нас в компании ОГТРК работают выпускники УрГУ - журналисты, политологи и несколько философов, и я вижу, что у них хорошая база образования. Ямал – совершенно особенная территория России. Сегодня мне пришлось встретиться с таким эпитетом – это "сердце страны, энергия". Мы говорим об Урале – "опорный край державы", а Ямал - может быть, часть этого опорного края, одна из опор. Энергия, темп, ритм, масштаб, задачи, устремленность в завтрашний день. Здесь интересно, трудно и интересно. Здесь многое не совсем так, как на "большой земле". Здесь другие человеческие отношения. Часто на работе другие задачи, другие возможности – вот это и привлекает, привлекает Ямал.
Вопрос: Каковы тенденции развития высшего образования сегодня, по-вашему?
Леонид Гусельников: Есть так называемый Болонский процесс, и в этом смысле абсолютно понятно и оправданно стремление унифицировать образование в глобальном смысле слова. Я не со всем согласен. Мне представляется, что в традициях российского образования – среднего, специального, высшего, стремление к широкому образованию, к широкому, универсальному в культурологическом плане образованию, необходимости интенсивной универсальной гуманитарной дидактики для обучающихся – школьников и студентов. И вот в этом смысле понимая, что образование подлежит модернизации, я все-таки настаиваю на том, что мы должны сохранить замечательные результаты, технологии, подходы, которые отличали российское образование в минувшие годы – и в 19 веке, и в 20-м. Ведь те центрально-экономические результаты и, в конце концов, Великая Победа – они были возможны только как результат деятельности, и работы, усилий очень образованных людей. Наша отечественная инженерная школа, гуманитарные мощные традиции – они в процессе реформ, модернизации образования должны быть сохранены.
Вопрос: Как Вы думаете, чем отличается образование, полученное в УрГУ, от полученного в других российских вузах?
Леонид Гусельников: По моему глубокому убеждению, образовательные центры, образовательные ресурсы на пустом месте не возникают. Уральский государственный университет реализовывал возможности Урала, Екатеринбург – одна из интеллектуальных столиц России, и поэтому и Уральский университет, и Уральский политехнический институт, и архитектурный институт, и лесотехнический – они реализовывали тот огромный интеллектуальный потенциал, который есть в городе, области, на Урале в целом. И когда наспех создаются образовательные учреждения, центры там, где для этого нет почвы – социокультурной, интеллектуальной, даже если мы привезем туда ведущих ученых и педагогов страны, Европы - ничего не произойдет, потому что это должно произрастать на богатой, мощной социокультурной почве. Так вот особенность Уральского университета как раз в том, что он отражал огромный потенциал Урала, экономический, исторический, гражданский, государственный, интеллектуальный, культурный.
Вопрос: А Вы часто бываете в Екатеринбурге?
Леонид Гусельников: Я часто бываю в Екатеринбурге, с огромным удовольствием вижу, как энергично живет, и действует, и развивается столица Урала. Я с огромным удовольствием и радостью иду в театр Коляды, филармонию, вижу, как уникально интересна музыкальная программа филармонии, как интересно работают музеи. Недавно я бывал в родной библиотеке имени Белинского. И я понимаю, что это как раз и есть та основа, предтеча, предпосылка, которая даст возможность такому синкретическому учебному заведению, как федеральный университет, готовить специалистов высокого класса, мирового уровня.