Без чего на Руси жить хорошо. Либеральная версия
Главное правило Моськи – лаять, куда бы слон ни пошел. Согласно этому правилу сегодня предпочитает работать львиная доля российских либеральных СМИ. Такая критика, потихоньку превратившаяся в самоцель, становится все более огульна и маргинальна по целевой аудитории. Накануне.RU попыталось собрать воедино высказывания некоторых либеральных спикеров и составить некий топ-лист того, что России и за даром не сдалось, от чего стоит отказаться или, в лучшем случае, продать. Без чего на Руси жить будет лучше - версия либералов в материале нашего агентства.
Нам не нужна Победа и победители
По мнению некоторых либералов, России не нужен ни парад Победы, ни сама Победа над фашизмом, по крайней мере, без уравнения фашистского и советского режима. "В очередной раз государство устроило пафос и дало нам понять, что это его праздник, это государственный праздник", - по мнению Виктора Шендеровича, именно эта государственность мешает ему, писателю, прочувствовать 9 мая. "Примерить на себя те жертвы, которые принес народ. Понять огромность этих жертв, трагичность этих жертв. Понять чудовищный характер режима, который привел к этой войне", - говорит писатель Виктор Шендерович.
По мнению публициста Леонида Радзиховского, парад Победы и военная техника всего лишь своего рода "косметика" российских властей.
"Тополь-М", танки "Т", я уж не знаю, какой там "Т", - это их косметика (кремлевской власти). Она дорогая, она довольно эффектная", - высказался он в эфире "Эха Москвы".
Не нужны России и те, кто эту войну выиграл. "Пора прекратить лицемерные причитания о чувствах ветеранов, которых оскорбляют нападки на советскую власть. Зло должно быть наказуемо. Его служители – тоже. Презрение потомков – самое малое из того, что заслужили строители и защитники советского режима (имеются виду ветераны - прим. Накануне.RU)", - пишет в своей нашумевшей статье "Как антисоветчик антисоветчику" Александр Подрабинек.
Черноморский флот и военно-морская база в Севастополе – лишняя нагрузка на федеральный бюджет. Сам флот представляет собой бесполезное скопление ржавых кораблей. Годен только на случай очередной войны против Грузии, которая, кстати, сама по себе была большой ошибкой. Кроме Саакашвили на Черном море нам никто не угрожает.
"Этот флот способен воевать с Грузией, такой, сверхдержавой, Грузией. А, в общем-то, он больше ни на что не способен. Дискуссия о том, что это – антироссийское решение (соглашение по "Газ-Флоту" - прим. Накануне.RU), была бы уместна... Не кажется ли вам, что это – грабеж просто страны?" – заявил Немцов в эфире телеканала "Украина". Отметим, что, несмотря на заявления Немцова, украинская оппозиция твердо убеждена, что договор "Газ-Флот" - антиукраинский, и крайне выгоден России.
"Непонятно, от кого на Черном море должна обороняться Россия. Может быть, конечно, нашей разведке известны тайные планы Турции - взять реванш за 18-й век", - добавляет Леонид Радзиховский.
Нам не нужны углеводороды арктического шельфа
Точнее, мы должны ими делиться. Потому, что сами, конечно, не справимся. "Самое же удивительное в этой истории (об арктическом шельфе) то, что, конечно, нефть и газ на арктическом шельфе есть, но как их добывать, пока никто в мире не знает. Это даже не шкура неубитого медведя. Это шкура медведя еще не зачатого. Это медведь, у которого папа и мама еще не встретились", - пишет Юлия Латынина.
Министр иностранных дел Канады Питер Маккей с Юлией Латыниной категорически согласен: шкуры мы делим неправильно, так делили только в XV веке. "Послушайте, сейчас ведь не XV век. Нельзя просто разъезжать по миру, расставлять флаги и заявлять: "Это наша территория". Вопрос о суверенитете в Арктике — это не вопрос. Это наша страна, наша собственность и наше море. Арктика — канадская".
Нам не нужен Президент Украины
Избранный Президент Украины Виктор Янукович нам также не нужен. Поскольку избран он недемократично – морды после выборов на майдане не били. И, хотя мы не должны никогда нарушать чужого суверенитета, в случае, когда выборы проходят так скучно, просто необходимо срочно реагировать, иначе будет стыдно. Новодворской стыдно уже.
"Мне вообще стыдно смотреть в сторону Днепра. А вот кто мог голосовать за Януковича и как могло случиться, чтобы люди в здравом уме и в твёрдой памяти проголосовали за это советское барахло из камеры хранения, уценённое. Выбор Януковича алогичен, невозможен и просто неправдоподобен", - говорит Валерия Новодворская.
Список лишних президентов Януковичем, разумеется, не ограничивается. Туда же отправлен и Рамзан Кадыров, тем более, что у Чечни суверенитета нет, и вмешиваться в дела нацменьшинств нам никто не запретит. "Потому что есть человек, у которого во дворе стоят клетки с пленниками, и Путин утверждает, что этот человек – его личный друг", - утверждает Юлия Латынина. Надо полагать, на этой почве и сдружились. Как коллекционеры.
"Невозможно говорить о стабилизации и установлении мира в Чечне при том, что председателем правительства, а фактически руководителем региона, является Кадыров, под руководством которого грубо и в массовом порядке нарушаются права и свободы граждан", - считает Юрий Джибладзе, директор Центра развития демократии и прав человека.
"Олимпиада в Сочи - это авантюра. Как по-другому назвать решение провести зимнюю Олимпиаду в субтропиках", - заявил Борис Немцов в интервью Deutsche Welle.
Видимо, сам Немцов, который с возрастом стал избегать авантюр, в горах Кавказа на лыжах не катался. Хотя, мог видеть авантюриста Медведева, который это с успехом проделывал во всех телевизорах страны.
"Потому что "АвтоВАЗ" защищать – это все равно, что плевать самому себе в физиономию", - считает научный редактор журнала "Эксперт" Александр Привалов. Чем плевать себе в физиономию, лучше плюнуть на тысячи рабочих крупнейшего в России машиностроительного предприятия. Главное - не изменять себе.
Нам не нужны трубопроводы "Северный поток" и "Южный поток"
Обходные пути доставки до Европы энергоносителей нам не нужны категорически. Мы должны стоически претерпевать последствия нелюбови оккупированных нами прибалтов, поляков и отдельных украинцев, и иметь сочувствие к их историческим комплексам. Почему за нашу вину каждую зиму должны расплачиваться немцы, болгары и некоторые другие страны - бывшие участники Тройственного союза – понятно тоже. А вот как быть с остальными европейцами?
"Построив "Северный поток" только мы одни проглотим "Нафтогаз", атомную промышленность Украины, авиационную промышленность Украины, а дальше подумаем: черт возьми, а почему бы нам не проглотить в той или иной форме еще и всю Украину, не построить с ней какие-то особые отношения? На что Европа ответит: "Прекрасно. Восстанавливайте Советский Союз, но во всем объеме. Вы получите холодную войну", - говорит публицист Леонид Радзиховский.
Нам не нужна консервативная пресса
То есть та, что не либеральная – потому что она несвободна. А монополией на свободу владеют только либеральные издания. Умирать за то, чтобы консервативная пресса имела свое мнение, как водится, никто не собирается.
"Новая эра по части прессы и СМИ ознаменовалась, что посадили Гуська. А дальше - лиха беда начало. Я сегодня уже даже не представлю себе телевизионного и не только митинга в поддержку НТВ, который я смотрел только по телевизору, я в это время был не в Москве. Сегодня это представляется невозможным", - говорит писатель Михаил Веллер.
Нам не нужна космическая программа
Космическая программа, в том числе и дальнейшее продвижение ГЛОНАСС, нам не нужно тоже. Поскольку он слишком дорого.
"Про инновационные проекты я много раз говорила, что истории с внедрением систем типа ЕГАИС или ГЛОНАСС кончаются бессмысленной тратой денег и все они могут сформулированы быть в одном слове, вы знаете – ГЛОНАСС получился неудобный", - рассказывает Юлия Латынина.
Согласно этим суждениям, избавится надо от всего, что неудобно. Впрочем, в 90-х годах так и поступали. Уже больше 10 лет прошло с тех пор как была утоплена станция "Мир". Теперь весь российский космический проект – это маршрутное такси для NASA и богатых бизнеменов.
"Мы занимались этой проблемой, когда я в правительстве работал. Содержание станции "Мир" в год обходится казне где-то в 120 миллионов долларов. У нее ресурс был где-то 10-12 лет, она летает уже 13 лет", - говорил тогда Борис Немцов.
Станция "Мир", как известно, пошла на металлолом.
"Есть одна главная проблема с либеральной трактовкой событий, - рассказывает Накануне.RU директор института проблем глобализации Борис Кагарлицкий, - Обычное понимание идей либерализма как максимальной отстраненности государства из всех сфер у нас несколько видоизменяется. Делается вывод, что либо государство принадлежит нам, либо оно плохое. Все это происходит от маргинальности русского либерализма. У него нет конкретной поддержки у населения. Любопытная вещь, либералы ассоциируют себя не с российским капитализмом, а с капиталом глобальным. И выражают интерес глобального капитала. В силу того что они маргинальны, они и интеллектуально безответственны. Ведь если у меня нет целевой аудитории, которая ждет от меня конкретных действий и высказываний, я могу привести любой личный треп в качестве политического высказывания".