Алексей Мухин: Федеральный центр занялся воссозданием советской системы экономического районирования
В РФ объявлено о создании первого макрорегиона. Томская, Кемеровская, Новосибирская области и Алтайский край решили объединиться, и идея одобрена в минрегионразвития РФ. Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин обращает внимание на то, что макрорегион создается на фоне затруднений, возникших у Таможенного союза, и, по сути, речь идет о воссоздании в определенном виде советской системы экономического районирования. Что мы из этого получим, и следует ли ожидать появления новых федеральных округов в РФ – об этом политолог Алексей Мухин рассказал в интервью Накануне.RU.
Томская область выступила инициатором создания первого макрорегиона в Российской Федерации. Об этом сообщили Накануне.RU в пресс-службе администрации Томской области. Проект под названием "Схема территориального планирования юго-западной части Сибирского федерального округа", содержащий единый вектор развития для четырех регионов – Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края, – уже получил поддержку в Министерстве регионального развития РФ.
Подготовкой технического задания для разработки проекта схемы займется, в том числе, департамент строительства и архитектуры Томской области. Финансирование проекта будет осуществляться из бюджетов разного уровня — федерального и региональных. Реализация данного проекта даст ряд преимуществ жителям региона. В частности, позволит начать строительство скоростной платной автомобильной дороги, по которой из Томска до Новосибирска можно будет доехать за 1 час. Таким образом, соседние регионы станут для томичей более доступными.
Некоторые эксперты в области урбанистики уже назвали данную агломерацию суперпроектом, поскольку в Российской Федерации такого проекта до сих пор не было.
Вопрос: Алексей Алексеевич, что это будет за объединение? Административное или же сугубо экономическое?
Алексей Мухин: Речь идет, в первую очередь, об экономическом объединении, потому что федеральный центр сейчас озаботился не столько администрированием, сколько воссозданием экономической инфраструктуры на территории бывшего СССР. Этот процесс, насколько можно судить, стартовал с созданием Таможенного союза, который сейчас испытывает определенные трудности, но является весьма перспективным инструментом для налаживания экономического взаимодействия между Россией, Белоруссией и Казахстаном. На территории Сибири и Дальнего Востока идут аналогичные процессы, но только внутрироссийского характера.
Вопрос: В частности, предполагается построить скоростную автодорогу от Томска до Новосибирска…
Алексей Мухин: Совершенно верно.
Вопрос: Таким образом, вы считаете, что выделение макрорегиона может помочь в создании ТС за счет развития инфраструктуры и последующего более тесного налаживания экономических связей?
Алексей Мухин: Безусловно. Вы, конечно, помните советское экономическое районирование, которое посыпалось как карточный домик, когда произошла дезинтеграция в 1991-1992 годах, и воссоздание такого районирования является одной из задач, стоящих перед верховной властью. Создать модель такого районирования планируется на территории Сибири и Дальнего Востока, потому что совершенно очевидно, что большую часть потребностей в российском сырье будут испытывать в ближайшее время страны, которые раньше не пользовались особенным вниманием со стороны российских экспортеров энергоносителей, я имею ввиду, прежде всего, Китай, Казахстан и другие страны.
Также следует отметить, что, к сожалению, экономические интересы ряда регионов России, в первую очередь, Восточной Сибири сейчас выпадают из зоны влияния федерального центра, и этот процесс очевиден. Многие регионы начинают ориентироваться на сопредельные страны. Такая ситуация вызвала крайнюю обеспокоенность у федерального центра.
Вопрос: Выходит, что федеральному центру это объединение выгодно?
Алексей Мухин: Конечно, федеральный центр это будет устраивать.
Вопрос: Последует ли за этим выделение еще одного федерального округа в Сибири?
Алексей Мухин: Действительно, на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока вполне вероятно создание еще одного федерального округа в связи с инфраструктурной оптимизацией. Такая вероятность есть, и, насколько мне известно, она рассматривается администрацией президента РФ.
Вопрос: Насколько можно ожидать, что подобные процессы пойдут и в других федеральных округах страны?
Алексей Мухин: Все-таки, увлекаться излишним администрированием не стоит, и этого, по всей видимости, не планируется делать администрацией президента, поэтому полагаю, что одним или двумя дополнительными федеральными округами сегодня следует ограничиться. Иначе ситуация быстро дойдет до абсурдной.
Вопрос: Кстати, свердловские власти объявили о намерении строить платную скоростную автодорогу до Тюмени. Здесь следует какие-то аналогии проводить?
Алексей Мухин: Да, следует, тем более, что эта инициатива вполне увязывается с последним стимулированием главы Минтранса Игоря Левитина со стороны и премьера, и президента. Они в довольно жесткой форме указали на то, что строительство транспортной инфраструктуры, прежде всего, дорог общефедерального значения должно быть выведено на первый план, и Минтрансу не следует ждать дополнительного "защитного" финансирования со стороны бюджета, а следует изыскивать внутренние возможности и оптимизировать уже существующие схемы дорожного строительства. И президент, и премьер признали, что ныне существующие схемы являются крайне порочными и очень коррупциоемкими.
Вопрос: Скажите, связано ли появление сибирского макрорегиона с идеями Грызлова, которые он высказывал в конце прошлого года по поводу объединения субъектов РФ – дотационных и регионов-"доноров"?
Алексей Мухин: Да, данная идея высказывалась от лица Бориса Грызлова, но тогда она была воспринята чуть ли не как шутка. Такая идея есть, и выравнивание может быть весьма полезно с точки зрения снятия социального напряжения, но не всегда оправдано с экономической точки зрения. В этой связи, мне кажется, что над данным проектом Кремль принял решение еще поразмышлять. Во всяком случае, до окончания финансово-экономического кризиса.