Абордаж Free Gaza. Почему штурмовали "флотилию свободы"?
Массовые антиизраильские выступления прошли в Европе, Азии и Африке, связанные с обстрелом израильским спецназом "флотилии свободы", пытавшейся прорваться с гуманитарным грузом в блокированный армией Израиля сектор Газа. В результате операции по разным данным погибло от 9 до 16 человек. Почему это стало возможно и почему последовала столь ожесточенная антиизраильская пропаганда? Распущенность военных Израиля? Или чья-то провокация? Об этом рассуждают глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль и президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока Евгений Сатановский.
В Европе, Азии и Африке после обстрела "флотилии свободы" прошли антиизраильские выступления. С осуждением действий Израиля выступил Евросоюз, выразил беспокойство НАТО. Турция, чье судно было атаковано, уже назвала действия Израиля государственным терроризмом, Тель-Авив в ответ заявляет о провокации и утверждает, что большинство задержанных во время штурма принадлежат к радикальной происламской турецкой группировке. Среди пассажиров судна, по официальным данным, девять убитых и полсотни раненых. Спецназ распылял слезоточивый газ и вел огонь на поражение.
Эксперт Евгений Сатановский усматривает в произошедшем провокацию со стороны Турции, которая грезит воссозданием Османской империи.
Вопрос: Каково Ваше мнение относительно причин произошедшего?
Евгений Сатановский: Я считаю, что это профессионально подготовленная и проведенная провокация, поскольку за ней, согласно мнению экспертов, стоял лично премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и подключенные к этой операции турецкие спецслужбы.Все это происходило в рамках подготовки к разрыву дипотношений с Израилем, о чем свидетельствуют массовые демонстрации в Турции, в Анкаре и Стамбуле, очень напоминающие аналогичные советские инциденты спонтанного народного гнева 70-х, 80-х годов.
Дело в том, что ислам, который в Турции сегодня на внутренней арене доминирует, предопределяет ликвидацию монополии на власть армии, усмирение генералитета и, конечно, ослабление связей с Америкой и поношение главного военного союзника – Израиля. Что касается внешней политики – то здесь то же самое. Для того, чтобы восстановить Османскую империю политическими, экономическими, дипломатическими методами (не территориальными, естественно), нужно, чтобы дипломатические отношения Турции развивались с такими странами, с которыми у Израиля отношения куда как плохи. Это видно по безвизовому режиму с Ливией, с Сирией, по великолепным отношениям с Ираном, который сегодня является потенциальным источником европейского газа, если пойдут трубопроводы через турецкую территорию. Но вы не можете, будучи одновременно союзником Израиля, быть союзником Ирана, Ливии и Сирии. Эрдоган сделал свой выбор.
Вопрос: Могли ли поступить израильские военные по-другому в той ситуации?
Евгений Сатановский: Если вы – государство и вы что-то объявили, например, бойкот Газы, откуда к вам летят ракеты, то угрозы должны быть досмотрены, иначе вы не государство, а черт знает что. И поскольку конвой отказался проследовать для досмотра, поскольку конвой отказался передать грузы Организации объединенных наций для передачи в Газу и поскольку поднявшиеся на борт корабля пограничники были атакованы с ножами и заточками десятками людей, единственное, что здесь можно сделать – отбиваться.Вообще армию, в том числе, пограничников, руками трогать не следует. Поэтому и появились не только три человека из израильского погранотряда, которые сегодня лежат в реанимации, но и большое количество раненных и определенное количество убитых.
Вопрос: Насколько может быть серьезной эскалация конфликта в регионе?
Евгений Сатановский: Неизбежно турецко-израильские отношения будут ухудшаться просто потому, что для этого все и было сделано. Точно так же, как знаменитая провокация немцев на польской границе в 39-м году была сделана для того, чтобы напасть на Польшу. Что касается Газы, то, скорее всего, она все-таки будет взята под контроль израильской армией, потому что делать с ней уже нечего. Военный комендант сектора назначен, а, например, Египет ввиду смертельной опасности для своего режима брать под контроль его не будет (более того, он жестко отгородился от Газы).
Вопрос: Какую позицию по поводу инцидента могут занять США и Россия?
Евгений Сатановский: Это не дело России и США. Две эти страны ни на Стамбул, ни на Анкару, ни на антиглобалистов или "левых" из Европарламента повлиять не могут. Мы можем – Москва и Вашингтон – выразить сожаление, сочувствие погибшим и их близким, а также, скорее всего, в достаточно бессмысленной форме призывать к разрешению палестино-израильского кризиса.
По мнению Гейдара Джемаля, налицо ослабление позиций израильского лобби в мире. Более того, внутри самого этого государства есть предпосылки для "самодемонтажа".
Вопрос: Как Вы прокомментируете то, что произошло в Средиземном море? Почему это стало возможным?
Гейдар Джемаль: За этим стоят достаточно неясные действия какой-то властной группы в израильском истэблишменте, потому что эта акция носит совершенно безумный характер с точки зрения израильских интересов и направлена на демонтаж современного израильского государства. Самая тяжелая ошибка, которую можно было бы совершить, совершена. Мне, честно говоря, это напомнило то, как был сбит южнокорейский лайнер "Боинг" в 1983 году, когда это было инициативой Андропова и, на самом деле, означало начало демонтажа советского влияния в мире. Даже не с Афганистана, а именно с этого момента СССР вышел, чисто символически, за правовое поле. Сейчас уже понятно, что Андропов создал тот круг политиков, которые привели СССР к капитуляции и самодемонтажу.
Очевидно, нечто подобное имеет место и в современном Израиле, потому что эту акцию можно объяснить только скрытым сговором, и последующие события только подтверждают это. Мы видим, что наложена секретность на обстоятельства абордажа, то есть, сейчас делаются шаги, которые только повышают отчуждение мирового сообщества от Израиля. Но, на самом деле, имеет место накапливание так называемых малых эффектов, которые потом приведут к кумулятивному результату. Сегодня Израиль уже не воспринимается как культовое государство мировой демократии, как некий результат Холокоста с религиозным содержанием, который находится за рамками обычных требований международного права – это именно то, что имело место долгие десятилетия после войны (Второй мировой войны, - прим. Накануне.RU). А сегодня Израиль подавляющим большинством общественного мнения воспринимается как то, что американцы называют "государством оси зла". Об этом говорит и нынешний погром в Средиземном море.
Вопрос: Что можно сказать об отношениях США и Израиля в последнее время?
Гейдар Джемаль: В последний год при новой администрации Обамы очень резко изменился климат и взаимоотношения с так называемым израильским лобби, которое считали еще недавно всемогущим. Все началось с публикации целой серии документов и докладов, разоблачающих влияние этого лобби на американскую внешнюю политику. А сегодня, когда дело дошло до того, что Америка требует от Израиля присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (что еще пару лет назад нельзя было представить, даже во сне), говорит о том, что радикально изменился климат и соотношение сил.
Вопрос: Почему это происходит?
Гейдар Джемаль: В связи с общецивилизационным кризисом реальные властные элиты – те, кто стоят за организацией мирового пространства и мировых установок, – пришли к выводу, что мифы и цивилизационные культурные концепты 1945 года уже изжили себя. Если, допустим, Холокост и Израиль были дубинкой в руках США, чтобы пробуждать в европейцах комплекс вины и контролировать их, то сегодня это стало контрпродуктивным. Эта дубинка общипалась, износилась. Если недавно, при Буше, США говорили, что они никогда не уйдут из Европы, потому что американские войска являются гарантией безопасности евреев на европейской земле, то сегодня радикальное изменение климата ведет к тому, что хозяева мирового сообщества уже готовятся "сдать" евреев как виновников во всем, отказаться от их поддержки для того, чтобы перейти к новой фазе политэкономического мирового порядка.
Вопрос: Что это за фаза?
Гейдар Джемаль: Поскольку сегодняшняя мировая экономика выражается в господстве финансового кредита, и именно финансовый кредит подвержен кризису и разоблачил себя как тупиковый путь в экономике, ориентированный на полюса производства в Азии и полюса потребления на Западе, то я думаю, после этого придет постдемократическая и, возможно, пострыночная форма экономики, которая будет связана с новыми отношениями властьимущих с низами. Сегодня экономика так устроена, что если она не поляризована на производство и потребление, если схлопывается поляризация, связанная с финансовым спекулятивным кредитом, то тогда нужны неэкономические формы контроля над человеческим фактором. То есть, мы возвращаемся в додемократическую эпоху, и признаки этого есть: кризис демократических ценностей, сворачивание социальных программ, резкое ослабление электорального поля, рост международной, не отвечающей перед электоратом бюрократии и так далее. Все это должно компенсироваться какими-то "сбросами" с корабля современности, то есть "жертвами". Я считаю, что с точки зрения властьимущих еврейство идеально подходит на эту роль, потому что удалось за счет мощной пропаганды еврейских жертв и европейской вины создать психологическую контрволну.
Вопрос: Как Вы расцениваете позицию Турции по произошедшему?
Гейдар Джемаль: Сегодня Турция, которая недавно еще была союзником Израиля и фактически "продолжением" НАТО и США в этом регионе, стала союзником Ирана, союзником Палестины и Сирии. Турция – сильнейшее государство, турецкая армия является одной из наиболее могущественных, многочисленных и закаленных армий, она накачана современным оружием, имеет ВПК, который независимо производит практически все виды современного вооружения. Если к этому добавить некоторых других союзников, например, Сирию, то это уже мощнейший блок, который меняет все политические расклады.
***
Такие вот полярные мнения. Уже из этой полярности можно понять, что так называемый арабо-израильский кризис прямо на наших глазах перерастает в нечто большее.