Время потехи
В День защиты детей детям действительно угодили. Школьники, закончившие вчера свой учебный год, первого сентября вернутся в школу, которая их, возможно, приятно удивит. Может случится так, что в "Новой школе" нужно будет ходить только на три урока в день вместо шести-семи, а после часами заниматься, чем душа пожелает. Час потехи будет сурово охранять ювенальное правосудие. Кто в России окончательно впал в детство, что будет мешать из него вырасти и зачем нам ювенальная юстиция и платные уроки корреспондент Накануне.RU выяснял у министра образования Свердловской области Сергея Черепанова и председателя общероссийского общественного движения "Всероссийское родительское собрание" Германа Авдюшина.
Вопрос: Сергей Евгеньевич, в адрес нашей редакции поступили жалобы родителей на то, что в некоторых школах Екатеринбурга на родительских собраниях директора донесли до родителей информацию о том, что с первого сентября некоторые предметы могут стать платными. Насколько это вообще возможно? Платные уроки в обычных школах - это теперь реалии нашей жизни?
Сергей Черепанов: Пока рано говорить о введении платных уроков в школах. В настоящий момент мы имеем только принятый в третьем чтении ФЗ №83, который говорит о том, что бюджетные учреждения будут разделены на казенные, автономные и бюджетные. Собственно, общественный резонанс вызвал пункт закона, позволяющий школам, получившим статус бюджетных учреждений, давать платные уроки сверх установленной программы. Именно этот момент поспешили трактовать как начало появления в школах платных уроков. Однако, говорить об этом так - неверно. Для действия закона еще необходимо принять большое количество нормативных актов, да и сам порядок вступит в силу только с первого января 2011 г.
Вопрос: Верно ли тогда, что до того, пока учебное заведение не определится со своим статусом, бюджетное оно, казенное или автономное, говорить про введение платных уроков рано?
Сергей Черепанов: Да, именно так все и обстоит. Сначала школы должны быть разделены по этим трем категориям, а уже потом они смогут воспользоваться заложенными в законе правами.
Вопрос: Однако родители обращаются уже сейчас с жалобами на то, что получили в школах прейскуранты цен на некоторые дисциплины.
Сергей Черепанов: Пусть такие родители обращаются к нам, в министерство. Мы решим проблему.
Вопрос: Как в этом году будет проходить поступление в вузы? Абитуриенты снова завалят вузы заявлениями или накал снизится и приемным комиссиям не придется работать всю ночь?
Сергей Черепанов: В этом году количество выпускников сравнялось с количеством мест в высших учебных заведениях. Так что и вузам, и абитуриентам будет легче и проще. Кроме того, с этого года ограничено количество учреждений, куда выпускник школы может направить свои документы. Ситуация, когда один абитуриент поступает сразу на все факультеты отдельного вуза или даже нескольких, уже не сможет повториться.
Вопрос: Во всех школах идет сдача ЕГЭ, как было отмечено, не без некоторых эксцессов. Накануне шла речь о гимназии №166 Екатеринбурга и школе в селе Конево, в которых руководители не успели в срок собрать документы для продления лицензии. Смогут ли выпускники этих школ сдать ЕГЭ?
Сергей Черепанов: Единый государственный экзамен набрал обороты и проходит в штатном режиме. Отмечу, что впервые область приняла в нем участие два года назад, в отличие от других регионов, в которых ЕГЭ несколько дольше. Так что мы только набираем опыт. Что касается двух школ, которые вы назвали, то ситуация там находится под контролем. Раз в пять лет любая школа должна пройти заново процедуру лицензирования. Руководители учебных заведений получают об этом уведомление заранее. Получили такие уведомления и эти школы, однако, документов на переоформление лицензии в министерстве так и не дождались. Для того, чтобы решить эту проблему, гимназии №166 продлили срок действия лицензии до 25 июня 2010 года, так чтобы ее выпускники смогли получить аттестат государственного образца. Будут аттестованы и сдадут ЕГЭ и учащиеся школы в Конево, Невьянского района. Единый госэкзамен они будут сдавать в пункте сдачи ЕГЭ, как и предполагалось ранее. Сама школа в Конево пунктом сдачи ЕГЭ не является.
Вопрос: Многих родителей пугает так называемое "приписывание" первоклашек к определенным школам, расположенным по месту жительства. Высказываются различные мнения, вплоть до того, что закроются специализированные гимназии и лицеи. Как на самом деле обстоит ситуация?
Сергей Черепанов: Я не могу комментировать этот момент. Это решение муниципалитета, и он в своем праве. Могу лишь добавить, что сейчас наметился некий перекос, когда школы, которые принято считать хорошими, даже элитными, не желают принимать на учебу детей из близлежащих районов. В результате учащимся, живущим в окружении таких "элитных" школ, приходится ходить в обычную школу, которая находится далеко от мест проживания. Что, как минимум, подвергает ребенка опасности. Полагаю, инициатива муниципальных властей ставила целью устранить этот перекос.
Несмотря на заверения властей, в будущий учебный год родители смотрят с опаской. По словам председателя общероссийского общественного движения "Всероссийское родительское собрание" Германа Авдюшина, веры в доступное, качественное школьное образование уже не осталось, а на горизонте еще маячит "бич родителей и школ" - ювенальная юстиция.
Вопрос: 83-ий Федеральный закон об бюджетных, автономных и казенных учреждениях был принят в третьем чтении. Чего теперь стоит ожидать? Как встретили его родители учащихся?
Герман Авдюшин: Да, принят. При этом, Президент Медведев неоднократно заявлял, что нигде нет ни слова про платные услуги и то, что образование станет платным. Однако, веры этому, почему-то, нет. Постоянно поступают звонки от родителей о том, что то тут, то там директор школы разослал прейскурант на предметы. Спрашивают: "Свершилось? У нас платное образование?". Это способствует разброду и шатаниям в обществе, на этом фоне все будут делать ставки и выстраивать свою игру политическую. Ведь образование - это основная функция государства.
Вопрос: Платные услуги или даже платное среднее образование - насколько это реально?
Герман Авдюшин: Закон еще сырой. Он, по сути, вообще не об образовании, а о бюджетных учреждениях. Механизм взимания платы до конца не ясен. Вообще ничего не ясно. Якобы, если читать по тексту, все будет зависеть от госзаказа, что такое этот "госзаказ" даже сам Фурсенко объяснить не в состоянии. Для работы закона нет нормальной законодательной базы. Но именно с этим законом мы начнем новый учебный год.
На сегодня можно точно говорить, что станет платной региональная компонента. Такие предметы как "История Урала" и т.д.. Казалось бы, они "неважные", но, опять же, если брать этот предмет с точки зрения общекультурного и мировозреческого влияния на личность, он сразу переходит в разряд гражданской дисциплины.
Вопрос: А что насчет преподавания в школах основ духовной и нравственной культуры, этот предмет тоже станет платным? А "Родной язык"? Он же не во всех регионах "русский".
Герман Авдюшин: С "языком", кстати, также ничего непонятно. Что касается преподавания "Основ культуры и нравственности", за включение которых в школьную программу так долго боролись, то этот предмет вряд ли станет платным. Это отдельный эксперимент, на который выделено около миллиарда долларов. Он, думаю, будет идти бесплатно, пока не кончится транш.
Вопрос: Преподавание "Основ культуры и нравственности" - попытка вернуть в школьное образование воспитательный компонент. Не кажется ли Вам, что когда в школу придут ювенальные технологии, это завоевание станет каплей в море?
Герман Авдюшин: Конечно, на него и на любые другие уроки затащить никого будет не возможно. Кругом будет нарушение прав ребенка. Мы уже давно твердим, что ювенальная юстиция никак не способствует защите ребенка. Наше законодательство по защите прав несовершеннолетних лучшее мире. Другой вопрос, что у нас человеческий фактор определяющий. И ни один закон не работает. Вы знаете хоть одного чиновника, который пострадал, после того, как где-либо свершилось насилие над ребенком? Я - нет. Адепты ювенальной юстиции приводят в пример семьи с родителями- алкоголиками. Хорошо! В семейном кодексе есть силы и средства, чтобы направить на излечение родителей, а на это время отправить ребенка в санаторий. Где тот Иванов, Петров, Сидоров, которого после визита инспектора ПДН отправили на лечение, где тот ребенок, который был направлен на санаторно-курортное лечение? Их нет. Почему считается, что ювенальное законодательство будет работать иначе?