1+4. Екатеринбург станет большим
Проекту "Большой Екатеринбург" дали официальный старт. Губернатор Александр Мишарин направил в пять городов письма с предложением начать работу по объединению, речь идет о Екатеринбурге, Арамили, Березовском, Верхней Пышме и Среднеуральске. Насчет того, как скоро может появиться новый мегаполис, высказываются разные мнения. Однако сценарий может быть разыгран достаточно быстро, и тогда складывающаяся в последние годы тенденция "укрупнения" уральской столицы будет лишь фактически закреплена. Об этом – в материале Накануне.RU.
1+4 = 1. Такова несложная арифметика проекта "Большой Екатеринбург", официальный старт которому дал губернатор Среднего Урала Александр Мишарин. Конечно, реально за объединением пяти городов стоят куда более сложные процессы, но эксперты отмечают, что в случае реализации проекта будет лишь юридически закреплено то, что фактически происходит в течение последнего времени.
В адрес мэров городов, объединение которых наметилось, Мишарин направил официальные документы. Руководству муниципалитетов предложено начать работу по подготовке проектов муниципальных правовых актов, принятие которых необходимо для "преобразования путем объединения". Подготовленные бумаги администрация губернатора ожидает не позднее 5 июля 2010 года.
В частности, в письме губернатора говорится: "В целях создания условий для дальнейшего социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург", а также Арамильского городского округа, Березовского городского округа, городского округа Верхняя Пышма и городского округа Среднеуральск принято решение о начале реализации проекта "Большой Екатеринбург".
Мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий неоднократно говорил, что первые шаги в реализации проекта "Большой Екатеринбург" должны быть сделаны в этом году, отметил пресс-секретарь главы города Константин Пудов, комментируя это событие для Накануне.RU.
Также Аркадий Чернецкий подчеркнул, что реализация проекта "Большой Екатеринбург" даст серьезные преимущества, в том числе - возможность сделать уральскую столицу еще большим локомотивом, который двигает Свердловскую область в экономическом, социальном, научном и прочих сферах. Объединение городов-спутников на базе Екатеринбурга позволит столице Урала резко подняться на российском уровне и привлечет помимо федеральных также иностранные инвестиции, поможет в целом развитию региона.
***
Когда стало ясно, что проект все-таки перейдет в практическую плоскость, активизировалось и информационное сообщество. Практически сразу же после этой новости появились сообщения об очередной "скорой отставке" Чернецкого – якобы, она произойдет сегодня на заседании думы, где мэр будет выступать с отчетом. Такие предположения делают, в том числе, депутаты гордумы. По словам одного из них, со стороны администрации губернатора Чернецкому уже несколько месяцев непрерывно поступают предложения о том, чтобы уйти, и в последние дни администрация перешла к прямому давлению. Мол, делается это для того, чтобы поставить на контроль городские финансовые потоки.
Однако в мэрии Екатеринбурга удивлены появившейся информации. Константин Пудов заявил, что сегодня состоится отчет главы города по итогам социально-экономического развития в 2009 году, подавать в отставку мэр не намерен, срок его полномочий заканчивается в 2012 году.
"Есть планы по "Большому Екатеринбургу", есть планы по стратегии-2020. Он каждый год говорит о грядущих направлениях развития Екатеринбурга, серьезных проектах", – заявил Пудов, рассказывая о сегодняшнем мероприятии.
А начальник информационно-аналитического управления администрации города Сергей Тушин заметил, что в конце 1995 года он начал собирать новостные сообщения об "отставке" Чернецкого.
"В буквальном смысле я сбился на 176-й новости. Когда в очередной раз прозвучало, что "теперь уже точно" он будет отправлен в отставку, я перестал считать. Это было в 2003 или 2004 году", – вспоминает Сергей Тушин.
Вместе с тем, не секрет, что реализация проекта "Большой Екатеринбург" предполагает не только радикальное географическое "обновление" структуры нового муниципалитета, но и изменение организации власти. Какая будет избрана система управления – пока вопрос открытый.
Между тем, на минувшей неделе уральский полпред Николай Винниченко высказал надежду на то, что в "ближайшем будущем" в Екатеринбурге появится сити-менеджер. Кстати, юридическое оформление нового МО может произойти достаточно быстро. Если местные думы принимают соответствующее решение, то создается новый устав, избирается новая дума и другие органы власти. В таком случае вопрос решается буквально за месяцы. При этом федеральный закон дает возможность не дожидаться истечения сроков полномочий действующих глав городов.
И если в муниципалитете решат учредить должность сити-менеджера, то Чернецкий может стать спикером гордумы и одновременно главой города. Однако сам он говорил, что не будет избираться на пост нового муниципального образования.
***
Екатеринбургская агломерация в вопросе объединения – далеко не единственный пример не только в РФ, но и в самой Свердловской области. Так, к Нижнему Тагилу не так давно был присоединен один из пригородных районов.
По словам депутата Госдумы, главы комитета по законодательству Вячеслава Тимченко, в РФ можно насчитать 15-20 подобных проектов объединения муниципалитетов. Никаких препятствий для этого нет ни на федеральном уровне, ни на уровне региональном.
"Такие проекты заслуживают серьезной поддержки и серьезного внимания. Любые проекты, приносящие позитивный результат, безусловно, будут поддерживаться и депутатами Госдумы, и членами партии ЕР, и местным сообществом. Подобные инфраструктурные проекты требуют консолидации усилий как власти, так и населения", – рассказал он Накануне.RU.
Однако в ходе реализации проекта "Большой Екатеринбург" необходимо обеспечить построение прозрачной системы его финансирования и реализации, а также - информирования населения об этом проекте, подчеркнул он.
***
Список "претендентов" на вхождение в проект "Большой Екатеринбург", по сути, открыт.
Как рассказал Накануне.RU советник свердловского губернатора Вадим Дубичев, в настоящее время речь идет об объединении тех пяти муниципалитетов, которые уже по факту составляют "большой Екатеринбург".
"Это не начало нового сложного процесса по объединению нескольких муниципалитетов в единое муниципальное образование. Де-факто "большой Екатеринбург" уже существует, есть единая транспортная система, люди из городов-спутников работают в Екатеринбурге, многие имеют сады или дачи на территориях этих муниципалитетов. Именно эти муниципалитеты включены активную социально-экономическую и культурную жизнь этой условной агломерации под названием "большой Екатеринбург", – сказал он.
Сейчас началось юридическое оформление этого процесса.
"Можно предположить, что создание "большого Екатеринбурга" может не понравиться части административных элит тех городов-спутников, которые будут объединяться с городом Екатеринбургом. В том числе, и в самом Екатеринбурге часть административных элит может быть противниками проекта по той банальной причине, что они не видят себя в новой системе власти. Это является препятствием преодолимым, некритичным и не носит системного характера", – сказал Вадим Дубичев.
Экономисты также отмечают, что идея объединения ектаеринбургской агломерации – правильная, а список городов, которые могут попасть под объединения – открытый. Претендентами могут быть Ревда, Первоуральск, Сысерть, Дегтярск и другие.
"Идея правильная, в принципе, поскольку в Японии, Швеции, скандинавских странах, да и во всем мире создание больших агломераций городов – это уже закономерность, и она не новая", – рассказал Накануне.RU руководитель Института экономики УрО РАН Александр Татаркин.
***
Приведем главные плюсы и минусы реализации проекта "Большого Екатеринбурга", которые высказываются экспертами. По их словам, плюсов у проекта больше, чем минусов.
Плюсы:
– Возможность стратегического планирования. Комплексное решение транспортных и инфраструктурных вопросов.
– Экономия на подготовке и использовании кадров. Централизованное решение проблем занятости населения. Так, в 2008 году, когда начался кризис, все безработные "кинулись" в Екатеринбург в поиске работы. Вместе с тем, вопросами занятости можно заниматься сообща, в том числе, путем создания неподалеку от Екатеринбурга подразделений крупных предприятий города. Как показывает практика, на это они и сам с готовностью идут.
– Повышение уровня социально-культурного обслуживания населения в бывших городах-спутниках. С развитием транспортной инфраструктуры их жителям станут доступнее учреждения культуры мегаполиса.
– Решение проблемы приграничных землеотводов и строительства. Создание нового муниципалитета позволит активнее развиваться строительству, в том числе малоэтажному.
Минусы:
– Города боятся потерять свою самостоятельность. Одним из противников проекта является градоначальник Березовского, об этом неоднократно писали СМИ. Вместе с тем, по словам экспертов, для городов необходимо предусмотреть переходный период, когда будут объединяться функции.
– Необходимость учета вопросов экологии. Общественность все того же Березовского опасается, что город с развитием строительства жилья и дорог потеряет статус экологически чистого. Вместе с тем, сторонники проекта полагают, что с созданием большого МО можно будет совместно решать, например, вопросы переработки бытовых отходов. Пока такой завод может построить только Екатеринбург.