Польша разделилась на сочувствующих
В Польше будет назначен второй тур выборов. В ходе первого с разницей в несколько процентов голосов соратник премьера Дональда Туска Бронислав Коморовский опережает Ярослава Качиньского – брата-близнеца погибшего в авиакатастрофе Леха Качиньского. Население Польши встало перед непростым выбором. До трагедии Коморовский считался фаворитом – многие просто разочаровались в Лехе Качиньском. Однако волна сочувствия, поднявшаяся в сердцах польского народа после того, как глава государства и полруководства страны не долетели до места траурных мероприятий по катыньским событиям, может привести его брата на президентское кресло.
В Польше по итогам первого тура выборов лидер либеральной партии "Гражданская платформа" Бронислав Коморовский набрал 39,69% (он исполняет обязанности президента, является председателем Сейма и соратником действующего премьер-министра Дональда Туска). Лидер консервативной партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский (брат-близнец погибшего Леха Качиньского) набрал 37,68% голосов. Третье место на выборах получил кандидат от левых сил Гжегож Наперальский, набравший 13,94% голосов избирателей.
Через две недели, 4 июля, пройдет второй тур выборов, при этом эксперты говорят, что предсказать результаты практически невозможно – слишком сильной оказалась волна сочувствия, которая позволила Ярославу Качиньскому снискать большую, чем ожидалось, поддержку среди граждан.
Ярослав Качиньский, как и его покойный брат, известен своими националистическими и даже откровенно русофобскими взглядами, он является представителем довольно радикальной ячейки в польском обществе. В тандеме с братом (которого он старше на 45 минут) всегда был мозговым центром, но пользовался меньшей популярностью, поэтому и на выборах не баллотировался. Он до сих пор холост и живет с матерью, кстати, болезнь которой стала одной из причин отказа Ярослава Качиньского от полёта на траурные мероприятия в Катынь, закончившегося катастрофой.
После произошедшей трагедии многие заметили смену имиджа, поведения и риторики Ярослава Качиньского.
Так, эксперт по Восточной и Центральной Европе и России Ричард Пайпс в интервью "Rzeczpospolita" заявляет, что часть людей голосовала за Ярослава Качиньского, чтобы выразить симпатию к брату президента, который погиб таким трагическим образом.
"Я читал немало текстов, из которых следует, что и сам Качинський сильно изменился. После этой трагедии он стал более либеральным, более открытым. Однако так как я живу далеко от Польши – в Бостоне, я бы не хотел высказывать категоричных суждений на эту тему", – сказал он.
Также, по его словам, как пишет Inosmi.ru, "россияне очень хорошо повели себя после этой трагедии и то, что Ярослав Качинський их поблагодарил, конечно, могло положительно отразиться на его имидже в России".
Между тем, депутат Госдумы РФ, директор Института политических исследований Сергей Марков напоминает, что именно братья Качиньские внесли самый большой вклад в ухудшение отношений между РФ и Польшей.
Итоги первого тура выборов он называет ожидаемыми, если брать последние недели, но они совершенно неожиданные по сравнению с той ситуацией, которая имела место еще два месяца назад, до авиакатастрофы под Смоленском. Тогда у Качиньского практически не было никаких шансов, рассказал эксперт Накануне.RU (кстати, выборы должны были пройти уже осенью).
Трагедия сама по себе вызывала огромную волну сочувствия в Польше и служила фоном для выборов. Так, например, в минувшую пятницу, в последний день агитации у Ярослава Качиньского и его покойного брата был день рождения. Он поехал в склеп, где покоится Лех, чтобы отдать дань памяти, и это, конечно, показали на всех телеканалах. А в воскресение сочувствующие граждане пришли на избирательные участки.
"Трагедия сама по себе вызывала огромную волну сочувствия в адрес Качиньских. Есть часть населения, которая в свое время проголосовала за них, а потом в них разочаровалась. Сейчас под влиянием трагедии их временное разочарование прошло", – сказал Сергей Марков.
По его мнению, для России результаты выборов имеют большое значение.
"Коморовский и Качиньский – очень сильно отличающиеся политики. Комаровский ориентирован на политику в рамках общей европейской политики, Качиньский является евроскептиком и он даже антиевропейски ориентирован, то есть, против Евросоюза, так или иначе. То же самое в отношении России. Коморовский выступает за улучшение отношений с Россией. Качиньский тоже неоднократно говорил о необходимости улучшения отношений с Россией, но, в то же время, именно он вместе со своим погибшим братом внес самый большой вклад в ухудшение отношений между Польшей и РФ. Разница эта достаточно большая", – убежден Сергей Марков.
При этом ничтожный разрыв между кандидатами делает результаты второго тура практически непредсказуемыми.
Эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин отмечает, что Коморовский изначально считался лидером гонки, поэтому сделал ставку на инерционный сценарий, а Качиньский, скорее всего, "использовал самый стандартный вариант, который было можно ожидать – он попытался мобилизовать электорат на волне сочувствия к судьбе брата".
В итоге, у него это получилось, потому что соцопросы давали другие результаты. Предполагалось, что у Коморовского будет как минимум процентов 10 отрыва. Сейчас ставки велики и, в принципе, у Качиньского хорошие шансы победить во втором туре, рассказал Павел Салин в беседе с Накануне.RU.
"На предыдущих президентских выборах была такая же ситуация, когда лидировал сначала Туск, но Лех Качиньский сделал резкий рывок и по итогам второго тура обогнал Туска. В следующие недели борьба будет достаточно жесткой, потому что у обоих претендентов очень хорошие шансы победить", – предполагает он.
При этом эксперты не склонны преувеличивать роль будущей фигуры, которая окажется на президентском кресле, в вопросах отношений с РФ. Во внешней политике президент пользуется некоторыми полномочиями, но в большей степени влияет на внутреннюю и внешнюю политику премьер.
"Ситуация также сильно зависит от внешних факторов, а они таковы, что США теряют интерес к Восточной Европе, а Польша ищет новые ориентиры, новые точки опоры. У нас уже при прежнем Качиньском начали улучшаться отношения, не потому что он прозрел вдруг неожиданно, а потому что начала меняться внешняя ситуация, и польские политики поняли, что без улучшения отношений с РФ они не могут проводить эффективную политику. Этот курс продолжится, в независимости от того, кто будет избран президентом – для РФ это все равно", – считает эксперт.
Также вряд ли будут различаться подходы по историческим вопросам, в независимости от того, кто будет избран.
"Система взаимных претензий ни к чему не приведет, они нам вспоминают Катынь, а мы им вспоминаем расстрел красноармейцев в 21-м году или польское вторжение в начале 17-го века. У нас есть, что предъявить, и до тех пор, пока мы не "обнулим" все претензии, это будет разговор слепого с глухим", – считает Павел Салин.
И, по всей видимости, претензии по Катыни действительно требуют "обнуления". Непоколебимое желание Леха Качиньского, несмотря ни на что, приехать в Россию и побывать на траурных мероприятиях, привело к авиакатастрофе с участием польской делегации, произошедшей 10 апреля. Летчики знали о плохих условиях для посадки, но, судя по всему, чтобы устроить очередную пропаганду, президент решил рискнуть не только собой, но и доброй половиной польского руководства (всего же в авиакатастрофе погибли 96 человек). Надо понимать, что в Катынь Качиньский летел, уже прекрасно осознавая, что шансов на переизбрание не имеет никаких. Насколько теперь "катыньская" гибель делегации польских чиновников станет фактором сплочения сочувствующих поляков, мы увидим уже 5 июля.