Двуглавый тренд?
Внедрение института сити-менеджера в крупных городах-миллионниках дает сбои. Сценарий отправки Аркадия Чернецкого в сенат и молниеносного принятия поправок по сити-менеджеру в Екатеринбурге напомнил разгул слона в посудной лавке. Защитники двуглавой городской власти говорят о федеральном тренде, однако ситуация эта пикантна по своей сути. Федерация сама не имеет единой установки и какой бы то ни было концепции по этому вопросу: насаждение сити-менеджеров вроде бы противоречит тезисам нынешнего президента, но регионы продолжают делать это по инерции, оставшейся со времен еще козаковских реформаций.
Среднему Уралу опять повезло стать регионом, выступающим в авангарде политических преобразований. Ранее здесь впервые был по новой схеме назначен губернатор, а теперь регион стал площадкой, на которой предпринимают попытки внедрения модели двуглавого управления теперь уже в действительно крупных городах-миллионниках. И, в определенном смысле, Екатеринбург стал именно "пилотной" площадкой: по вчерашнему заседанию гордумы можно заметить, что с наскоку сделать этого не получается.
Можно вспомнить, что возникновение "федерального тренда" назначения сити-менеджеров было связано с громкими уголовными делами, которые были заведены на ряд мэров, после чего была высказана идея, что с назначаемых управленцев легче спрашивать и проще в случае чего снять с должности.
В последнее время все чаще звучит мнение о том, что уже "Единая Россия" старается отгородиться от народных выборов мэра в силу проигрышей партии власти на них. Лишним подтверждением тому служат "свежие" поражения "единороссов" в таких городах как Братск, Иркутск в 2010 году.
***
То, что в Екатеринбурге именно губернатор Александр Мишарин принялся реализовывать федеральный тренд, вполне объяснимо. А идея эта, как выяснилось после признания Чернецкого, витает в воздухе давно – разговоры о сенаторстве мэра идут уже полгода. Источники в мэрии, впрочем, делают акцент не столько на "сити-менеджерском" тренде в данном случае, сколько на желании сменить власть в уральской столице. Так или иначе, наспех внесенные поправки по сити-менеджеру не вынесли даже на общественные слушания.
Советник губернатора Свердловской области Вадим Дубичев считает, что нужно разбираться, чем было вызвано такое жесткое противодействие, которое сейчас проявляется даже при самой возможности обсуждения вопроса сити-менеджера.
"Это само по себе уже вызывает вопросы. Какие сферы оказались не заинтересованы во внедрении этой схемы? Какие у них интересы, и что они теряют в результате?" – задается он вопросом в беседе с Накануне.RU.
Руководитель департамента внутренней политики губернатора региона Александр Александров считает, что "сити-менеджерство" – это, несомненно, некий тренд.
"Возьмите крупнейшие столицы субъектов Федерации – Тюмень, Курган, Ижевск, Нижний Новгород, Челябинск – везде сити-менеджеры. Обязанности сити-менеджера определяются 131-ым федеральным законом о местном самоуправлении. Это вопросы местного значения – транспортное, коммунальное обеспечение города, благоустройство, функционирование здравоохранения и образования и т.д. Из всего комплекса вопросов исключается только политика, электоральные процессы. В целом по области 12 муниципальных образований за короткий период встали на этот путь. В Российской Федерации таких городов уже десятки. В США городов, которые управляются сити-менеджерами, более 50%", – аргументирует Александр Александров.
Ему возражает начальник информационно-аналитического отдела администрации Екатеринбурга Сергей Тушин.
"Примерно в 17% муниципальных образований страны работают главы администраций – контрактники. Проанализирован ли опыт работы таких руководителей администраций, опыт, который мог бы быть серьезным аргументом в пользу института сити-менеджера? Уверенно говорю, что этот опыт не обобщен. Отрицательный же опыт всегда становится достоянием гласности. Примеры Миасса, Верхнего Уфалея, ряда городов Свердловской области продемонстрировали два главных недочета системы сити-менеджера: отсутствие профессионально подготовленных специалистов, способных работать главами администраций, и размывание ответственности", – рассказал Сергей Тушин Накануне.RU.
К слову, депутат Екатеринбургской гордумы Леонид Волков обращает внимание на то, что в представленном проекте поправок по сити-менеджеру к нему предъявляются два основных критерия: опыт управленческой работы в любой должности не менее пяти лет и отсутствие судимостей. "В таком случае сити-менеджером Екатеринбурга можно назначить хоть начальника овощной палатки", - переживает Волков (впрочем, известно, что свердловский кадровый тренд имеет другой уклон).
Вместе с тем, например, в Англии, если уж касаться опыта западных стран, отказываются от сити-менеджеров как от модели бесперспективной. Модель с сити-менеджром во главе существует наряду с разделением полномочий между "лидером совета" и главой администрации. Это есть в большинстве городов Британии, но тенденция говорит о возвращении к выборам мэра, потому что только эта модель позволяет городу активно развиваться, рассказал Накануне.RU профессор Бирмингемского университета Адриан Кэмпбелл.
***
Сити-менеджерство не является единой позицией федерального центра, считает политолог, директор департамента региональной политики Центра политических технологий Ростислав Туровский.
"Само распространение этой модели уже идет несколько лет. Начинался этот процесс, в основном, с небольших городов, но последние два года постепенно переходит на крупные города. Екатеринбург – не первый город в данном списке, потому что аналогичные попытки предпринимались в отношении Нижнего Новгорода, где уже поправили Устав, в отношении Перми. Миллионники постепенно подключаются к этой модели, возможно, Екатеринбург будет следующим подобным примером. Неудивительно, что Мишарин взялся за ее внедрение здесь, потому что очень серьезные инициативы обычно поддерживались минрегионом, а с минрегионом у Мишарина как раз очень тесные отношения", – сказал эксперт в беседе с Накануне.RU.
Он отмечает, что это, действительно, федеральный тренд, только он был задан, когда президентом был еще Путин.
"Я был бы осторожен, говоря о том, что это единая позиция федерального центра. На мой взгляд, она расходится с установками Медведева. Но сам Медведев со своей стороны пока так и не сформулировал свое отношение к проблематике местного самоуправления, и пока этого не произошло, правительственные чиновники, выходцы из правительства, тот же Мишарин, продолжают постепенно делать то, что было начато еще во время президентства Путина", – считает Ростислав Туровский.
Эксперт Центра политической конъюнктуры России Оксана Гончаренко напоминает, что систему назначений в самых крупных городах страны – в Москве и Питере – стоит рассматривать отдельно, поскольку они имеют статус субъектов РФ, то есть, регионов, а тенденция назначения сити-менеджеров в других больших городах, действительно, есть.
Если менеджер назначается по контракту, то гораздо проще этот контракт расторгнуть. В этом была логика федеральной реформы в свое время. Но при Медведеве обозначился курс на повышение эффективности управления, это была его идея по представлению отчетов о работе, начиная с федерального уровня (когда правительство отчитывается перед Госдумой) и заканчивая местным уровнем. Начала происходить некая формализация в виде установления критериев, правда, в случае с муниципалитетами пока нет их четкого перечня.
"Это курс на повышение эффективности именно через повышение ответственности лиц, которые занимают посты на разных уровнях, в том числе, и муниципальном, повышение их ответственности перед населением, в данном случае – в лице депутатов городской думы, которые заслушивают отчеты", – рассказала Оксана Гончаренко Накануне.RU.
***
Отчеты и выступления перед парламентариями – не единственная мера, которую инициировал Медведев в отношении местного самоуправления. Почти одновременно с введением системы назначения "партийных" губернаторов он дал возможность местным думам лишать полномочий избранного мэра. При этом речь не шла об автоматическом назначении сити-менеджера. Ни для кого не секрет и то, что президент взял курс на либерализацию и на усиление конкуренции во всех сферах жизни. Тогда - что есть "федеральный тренд" в случае с управлением городами?
Вот, как отвечает на этот вопрос Оксана Гончаренко из ЦПК: "Формальное преобразование выборов в назначение по конкурсу сити-менеджера само по себе не гарантирует автоматического повышения эффективности. Поэтому как раз по инициативе президента упор делается на оценку эффективности и на те показатели, которые в этих отчетах должны быть представлены, там их достаточно много", – сказала она.
Кстати, мнение президента – что сфера политической жизни должна становиться более "умной".
"Политика должна становиться более умной, более гибкой, более современной, а на практике мы, к сожалению, зачастую сталкиваемся с иными подходами, когда усложняющимися социальными процессами пытаются управлять при помощи примитивного, я бы даже сказал, тупого администрирования", - констатировал президент на беспрецедентном заседании Госсовета в январе 2010 года.
***
Проблема также заключается в том, что власти до сих пор не смогли объяснить населению концепцию сити-менеджерства, да и, видимо, сформулировать ее пока не получается.
"Вполне очевидно, что эта система населению непонятна. Населению может быть понятна только модель выборного мэра, соответственно, отмена выборов будет вызывать определенное недовольство, но это все в виде экспериментов делается. Предыдущие эксперименты показали, что никаких бунтов, массовых акций протеста и прочего ждать не следует. Екатеринбург – хотя город и политизированный, но в Екатеринбурге, да и где угодно в России сделать это можно", - сказал эксперт Ростислав Туровский.
Он считает, что это подтверждает отмена выборов мэра Москвы (впрочем, напомним, что в Екатеринбурге уже назревал многотысячный митинг против сити-менеджера в случае вынесения поправок на публичные слушания).
"Надо учитывать, что в Свердловской области традиционно сложные внутриполитические отношения, поэтому думаю, что Мишарин, действуя в таком сугубо административном ключе, выстраивая свою вертикаль, вполне может добиться успеха формально, но претензий к его работе будет появляться все больше и больше. Обратной стороной медали постепенно, я думаю, будет рост недовольства Мишариным со стороны населения и элит региона, поскольку непохоже, что ему удастся согласовать интересы всех групп влияния в Свердловской области", – сказал эксперт ЦПТ.
С тем, что с населением нужно больше работать, соглашаются и в администрации губернатора.
"Нужно заниматься просвещением, рассказывать населению о том, что из себе представляет система сити-менеджерства. Потому что специалисты-то знают, но как раз то обстоятельство, что этот вопрос превратился в политический и вокруг него возник такой ажиотаж, говорит о том, что в массе своей население об этой системе ничего не знает. Появилось много дезинформации, просто лжи", – сказал советник свердловского губернатора Вадим Дубичев.
Эксперты считают, что, скорее всего, в большинстве случаев переход к сити-менеджерам в региональных центрах все-таки последует, но процесс этот не будет быстрым. Кроме того, сопротивление со стороны местных элит, видимо, будет долговременной тенденцией, и тоже своего рода - трендом.
Справка: Введение должности сити-менеджера довольно актуально для УрФО. В Свердловской области с должности был снят мэр Артемовского, теперь там приняты поправки о сити-менеджере, на очереди оказался Екатеринбург. Решение о введении поста сити-менеджера уже принято в Челябинске. Успешно работает система в Тюменской области. Изменения произошли в управлении ряда других крупных городов страны, например, в Нижнем Новгороде.
Но есть и другие примеры. В Ижевске об эффективности работы системы с сити-менеджером можно судить по трагедии, которая произошла в местном доме-интернате минувшей зимой. А с выборным мэром город всегда отличался стабильностью. Можно ли увязывать пожар в "Хромой лошади" в Перми и постоянные ЧП с назначением там системы менеджера? Вопрос неоднозначный, но в Пермском крае процессу назначения контрактников дали обратный ход – сейчас в нескольких муниципалитетах пытаются вернуть выборы мэров. Несколько лет назад Краснодар отказался даже от попыток введения должности сити-менеджера. Тем не менее, сейчас он официально признан лидером среди российских городов по комфортности ведения бизнеса. Кстати, Краснодар - не единственный город, который пошел на это. Есть примеры и в УрФО - Сургут (ХМАО).