Хроники сити-менеджеров: Сирота казанская
Первая волна споров о введении в Екатеринбурге института сити-менеджерства ознаменовалась полным отсутствием как у сторонников, так и у противников идеи хоть какой-нибудь статистики и аргументации практикой – насколько удачен опыт найма градоначальников в других муниципалитетах страны? Хотя сделать это, как представляется,довольно просто. Если мы оцениваем город как корпорацию – нужно просто посмотреть финансовые итоги в динамике (при мэре и при сити-менеджере). Куда сложнее оценить уровень активности политической жизни и степень погруженности в нее нанятого управленца. Тем не менее, Накануне.RU попыталось собрать интересные цифры, которые случились и в соседних мегаполисах, и совсем далеких от Екатеринбурга городах. Как назначают городских управляющих, сколько им разрешают тратить, где правят "красные директора", а куда призвали "варягов" из крупного бизнеса – в серии материалов нашего агентства. В первом из них – Казань.
Для начала напомним, что институт сити-менежерства в России разрешил знаменитый 131-ый федеральный закон - "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый в 2006-м году. Только за один год, по данным журнала SmartMoney, возможностью приглашать сити-менеджера воспользовались представительные органы около 4 тыс. муниципалитетов, в 2009 г. Издание "Версия" насчитало уже 9 тыс. городов, в которых начал работать "управляющий". Это при том, что на сегодняшний день в РФ насчитывается порядка 24 тыс. муниципальных образований, и 19 тыс. из них – сельские поселения.
В Казани, стремящейся сегодня в пятерку крупнейших по экономическому развитию городов России, готовящейся принять Универсиаду, и даже зарегистрировавшей товарный знак "Третья столица", система выборов мэра и до сити-менеджеров была довольно специфичной. Так, раньше на первый срок мэра Казани выбирали депутаты городской думы, на второй – непосредственно жители города путем прямых выборов. В марте этого года депутаты пункт о том, что жители Казани могут сами выбирать себе градоначальника, исключили из устава. Отметим, речь идет именно о мэре – этот пост в Казани с 2005 г. Занимает Ильсур Метшин, можно сказать, профессиональный управляющий – работать в администрации города он начал еще в середине 90-х. А теперь его второй срок подходит к концу, в связи с чем, собственно, депутаты и озаботились будущим мэрского кресла. Сделали это, нужно отдать им должное, загодя – Метшин покидает свой пост в ноябре.
Как будет видно из нижеследующего текста, руководители Казани очень часто "стартуют" с этого поста на федеральные должности. Причем как лояльные республиканским властям, так и находившиеся с ними в конфронтации, как, например, Камиль Исхаков, назначенный конце 2005 г. полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. На тот момент округ был далеко не самым простым в социально-экономическом отношении, и уже через два года Исхакова заменили другим полпредом. Побыв немного замминистра регионального развития, экс-мэр Казани в итоге стал постпредом РФ при организации Исламская конференция (королевство Саудовская Аравия).
В 2005 г. лоббистские возможности Шаймиева позволили ему не только "попрощаться" с Исхаковым, но и провести на место главы города Ильсура Метшина – на тот момент он возглавлял Нижнекамск. Исхаков при этом не скрывал, что денег в городе не хватает, республиканский бюджет слишком много забирает себе (при том, что в Казани живет около трети всего населения Татарстана), а ведь в то время еще не существовало даже такого понятия как отрицательный трансферт. Само собой разумеется, что после ухода Исхакова ситуация начала меняться. Соответственно, поддержку получил и Шаймиев, когда подал самоотвод при выборе кандидатуры на пост президента РТ. Правда, неизвестно, насколько бескорыстной она была – Метшина называли одним из вероятных претендентов на этот пост, но не случилось. Тем не менее, мэр заявил, что надеется на помощь и поддержку Шаймиева и после его ухода с поста президента. Также Метшин подтвердил, что уход Шаймиева стал неожиданностью для него и для всего коллектива казанской мэрии, что подтверждает оценки некоторых социологов о том, что уход Шаймиева был спонтанным и вынужденным.
Кстати, Метшину совсем недавно, в 2009 г. пришлось выступать свидетелем по громкому делу Ирека Муртазина – бывшего пресс-секретаря Минтимера Шаймиева, правда, дать показания мэр пришел не с первого раза.
Что до сити-менеджера, то этот пост в городе официально называется руководитель исполнительного комитета. Естественно, до ухода с поста президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, часто сити-менеджерами становились его креатуры. Например, Марат Загидуллов, молодой бизнесмен (совладелец ИФГ "Русь", под управлением которой находятся такие активы как "Эконацбанк", Мотовилихинские заводы, ранее принадлежавшая ЮКОСу компания "Сибинтек"), хороший знакомый Ильсура Метшина, два года возглавлял исполком, а затем был избран депутатом Госдумы РФ, где и работает по сегодняшний день в комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
В 2007 г. Место Загидуллова занял вице-мэр Рафис Бурганов. Он, в отличие от своего предшественника, бизнес-карьеры не сделал, но в администрации работал более десятка лет, был депутатом гордумы. И уже в мае этого года стал министром по делам молодежи, спорту и туризму РТ (прежний глава министерства возглавил Олимпийский комитет России). Сегодня и.о. руководителя исполкома является Алексей Песошин – параллельно он также занимает пост зама по вопросам благоустройства.
Если говорить об отчетах, то их, кстати, в Казани представляет мэр города, а не сити-менеджер. И вот с какими цифрами выступал перед депутатами Метшин, говоря о 2009 г. "Бюджет 2009 г. был, без преувеличения, самым сложным за последние пять лет – буквально бюджетом выживания. Доходы городского бюджета упали более, чем на 3,2 млрд руб. Существенно упали сборы подоходного налога и единого налога на вмененный доход, вследствие сложившихся негативных экономических реалий нам не удалось выполнить план по неналоговым доходам от аренды и продажи муниципального имущества и земли", - отметил он в своем выступлении. Тем не менее, предлагаемый на сайте администрации города отчет в динамике (начиная с 2006 г. – начало полномочий нынешней думы) говорит об улучшениях по многим экономическим показателям. Например, более чем на 10% (до 72,8%) с 2006 г. вырос процент прибыльных предприятий. Почти на 50 тыс. человек за тот же период выросло количество занятых в малом и среднем бизнесе. В городе гордятся тем, что сегодня на рынке ЖКУ практически не осталось муниципальных предприятий – 75% услуг предоставляют частные компании, еще 25% - ТСЖ и ЖСК. Приводятся и данные по электоральной активности населения, правда, они не самые свежие – на выборах депутатов Госдумы РФ в 2007 г. Были замечены 80% горожан (в 2003-м – 64%).
Как и в Екатеринбурге, на счет предстоящей отмены прямых выборов мэра (хот я и до этого, прямо скажем, процедура была значительно урезанной) мнения жителей Казани расходятся. Представители бизнеса полагают, что теперь у них будет меньше возможностей для лоббирования своих интересов. Правда, эксперты тут же успокаивают – влиять на мэра через представительное собрание будет проще и гораздо менее затратно. С отменой прямых выборов мэра бизнес потерял один из рычагов влияния на формирование муниципальной политики, считает управляющий группы компаний "Райдэн", член политсовета партии "Правое дело" в РТ Марсель Шамсутдинов. Он привел в пример мировую практику, когда бизнес выдвигает своих кандидатов и финансирует предвыборные кампании тех политиков, которые обещают наиболее удачные с экономической точки зрения реформы, стимулирующие развитие предпринимательства. "При системе прямых выборов мэру приходится исполнять обещания перед экономически активной частью населения, чьей поддержкой он заручился",— цитирует Шамсутдинова издание "Деловой квартал". "Тот факт, что депутаты получили возможность выбирать и снимать мэра, означает, что ему придется учитывать интересы большего количества групп, в том числе и менее влиятельных. Возможности для коррупционных схем сократятся",— спорит с ним аналитик ИК "Финнам" Владислав Исаев.
Кстати: Мэр Казани Ильсур Метшин успел проявить себя и в качестве рок-музыканта. На одном из рок-концертов он появился перед зрителями в составе группы "МИР". "Я здесь не как мэр города, а как начинающий рок-музыкант. Сейчас сбываются мои детские нереализованные мечты. Наверное, стоило стать мэром Казани, чтобы, пользуясь служебным положением, пробиться на эту сцену и спеть для вас", - пошутил Ильсур Метшин и исполнил под гитару две песни из репертуара группы "Машина времени".