Киргизское одеяло парламентаризма или 120 Бакиевых вместо одного
В Киргизии прошел референдум по изменению Конституции. Новый документ подразумевает ослабление полномочий президента страны, которых при Бакиеве стало столько, что государство превратилось, по сути, в авторитарное. Но при новом режиме проблем может стать еще больше, чем было. Эксперт Центра политических технологий Сергей Михеев рассказал в интервью Накануне.RU, что сулит Киргизии превращение в парламентскую республику и почему в стране может появиться 120 "Бакиевых" вместо одного.
Вопрос: Как Вы оцениваете итоги референдума? Эксперты высказывали удивление тем, что он проходит на фоне кровавых событий на юге страны.
Сергей Михеев: Во-первых, много вопросов вызывают результаты референдума, которые озвучивает временное правительство. Согласно им, за изменение Конституции высказались 90% населения. Мы с вами не дети, давайте говорить честно: на постсоветском пространстве результаты более 90% всегда вызывают массу вопросов к методам проведения референдума и методам подсчета его результатов.
Что касается того, как был организован референдум, то здесь, мягко говоря, наблюдается несоответствие международным стандартам выборов. В первую очередь, это так называемый "матрешечный бюллетень", когда в один бюллетень загнали три совершенно разных вопроса и потребовали одного-единственного ответа. Это достаточно известный метод манипуляции общественным мнением.
Во-вторых, фактически референдум проводился в условиях чрезвычайного положения на юге страны. Между прочим, это запрещено напрямую той Конституцией, которая действовала до объявления результатов референдума.
В-третьих, за пределами страны осталось не менее 1 млн человек – трудовых мигрантов и беженцев в Узбекистане, которые фактически не смогли принять участие в референдуме. Условий для их участия создано не было. Например, временное правительство совершенно на "голубом глазу" заявляло, что в РФ, по их данным, трудится всего лишь 16 тыс. трудовых мигрантов, и для них не надо ничего устраивать. Понятно, что всерьез это обсуждаться не может.
Все это дает возможность любому, кто этого захочет (внутри страны и за ее пределами), усомниться в легитимности референдума. Поэтому основная его цель – легитимизация власти – в полной мере после такого референдума достигнута быть не может.
Вопрос: Как Вы считаете, как итоги голосования примут внутри Киргизии и как отреагируют за рубежом, на Западе, в частности?
Сергей Михеев: Судя по тому, как временное правительство проводит этот референдум, его мало волнует, как будут приняты результаты внутри страны. Например, на референдуме был отменен нижний порог явки. То есть, если бы даже пришел один человек, то референдум также был бы признан состоявшимся. Хотя такая самоуверенность не очень понятна, учитывая то, что ситуацию они контролируют очень слабо, что показали недавние события на юге страны.
Что касается внешних игроков, то здесь все будет зависеть от того, какие отношения у членов временного правительства установились с теми или иными странами. Известно, что та Конституция, которая проводилась на референдуме, писалась при прямых консультациях со специалистами США, поэтому я думаю, что с американцами у них проблем не будет. А европейцы последуют за американцами.
Но, так или иначе, можно констатировать, что референдум состоялся и ситуация, видимо, идет к парламентским выборам.
Вопрос: Президент РФ Дмитрий Медведев не исключает распада Киргизии. По Вашему мнению, итоги референдума могут вызывать новые конфликты на юге республики?
Сергей Михеев: Не знаю, будут ли они связаны именно с результатами, но в принципе сам по себе референдум не решает всех проблем. Основания для межнациональной розни никуда не делись, никуда не делись и интересы конкурирующих групп.
Вопрос: Глава ФСКН РФ, господин Иванов заявлял, что последние конфликты в Киргизии были связаны с переделом в сфере наркобизнеса. Насколько это в дальнейшем будет влиять на ситуацию в стране?
Сергей Михеев: Я думаю, что, возможно, это было одной из причин конфликта, но она была не единственной. Однако надо признать, что Киргизия в этом смысле все больше и больше превращается в "черную дыру" и движется к состоянию Таджикистана и Афганистана.
Вопрос: А какие перспективы у Киргизии как у парламентской республики? И в состоянии ли новая власть при новом строе не допустить превращения страны в эту "черную дыру"?
Сергей Михеев: Будущее Киргизии как парламентской республики очень проблематичное. Что такое парламентская республика в бывшем СССР, можно увидеть на примере Молдовы. В Молдове за эти годы парламент собирался 18 раз, одни выборы следуют за другими, один политический кризис следует за другим, имеет место бесконечная чехарда – вот постсоветский опыт парламентаризма. Думаю, что в Киргизии все будет происходить гораздо тяжелее. Как сказал один из киргизских политиков, "вместо одного Бакиева мы получим 120 Бакиевых". Проблема в том, что Киргизия все больше приближается в понятию "несостоявшегося государства". Общенациональной задачи, на решении которой могли бы консолидироваться элиты, просто нет. Есть огромное количество жестоко конкурирующих друг с другом групп влияния, каждая из которых тянет одеяло на себя, и в итоге они могут разорвать Киргизию на сто кусочков.