Перезагрузка: Туда и обратно
Буквально сразу после "перезагрузочного" во всех смыслах визита Президента Медведева в США и ее Силиконовую долину (с последовавшей раздачей айфонов и гамбургеров) обе страны оказались ввергнуты в очередной шпионский скандал. Спецслужбы США внезапно выявили на своей территории десяток русских шпионов, оказывается, уже несколько лет выполнявших "особое задание по внедрению в американское общество с целью шпионажа". В результате, как отмечают аналитики, вернулись к тому, с чего начали, а от визита Медведева в США остался только новый айфон. Восстановить цепочку событий и понять, как Россия и Америка за одну неделю превратились в друзей, а потом "перезагрузились" обратно, Накануне.RU помогал вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин.
Вопрос: Как Вы считаете, с чем связан нынешний шпионский скандал между США и РФ? В Госдуме говорят о лоббистах в американской власти, которые не хотят "перезагрузки".
Владимир Анохин: Вы знаете, я полагаю, что это некая цепь событий, результатом которых в будущем будет снижение уровня сближения России и США. Как вы понимаете, шпионский скандал - глупость полная, однако, это звено целой цепи. Как мне кажется, в окружении Обамы есть серьезное лобби, настроенное против сближения с Россией и желающее сыграть на определенных противоречиях, некоторые из которых возникли недавно. О чем говорят последние события, когда мы ведем со Штатами диалог, договариваемся по определенной позиции, а в ходе переговоров Обама называет ситуацию вокруг Грузии нашей "оккупацией", а Хилари Клинтон едет в Грузию? Мы сейчас стоим на черте, пересечение которой значит попадание в период взаимного неприятия.
Вопрос: А как же гамбургеры, новый айфон и Силиконовая долина?
Владимир Анохин: Ну, вы знаете, наивно предполагать, что, посетив один раз Силиконовую долину, мы получим все американские технологии и инвестиции. Это же не в духе американцев. В их правилах – уничтожать конкурентов, а не создавать их. К тому же США, принимая нас в Силиконовой долине, становятся в свое любимое положение – позу обиженного миротворца.
Вопрос: Почему это происходит именно после Торонто? И могут ли эти события быть как-то связаны между собой?
Владимир Анохин: Я думаю да, потому что сейчас все очень четко и ясно понимают, что Россия набирает вес. Этот вес с нас хотят скинуть.
Вопрос: Получается, что шпионский скандал - это своеобразный "щелчок по носу"?
Владимир Анохин: Да, именно так. Щелчок по нашему якобы задравшемуся носу.
Вопрос: Кстати, существует мнение, что переворот, приведший к свержению Бакиева, был организован Китаем при пассивной поддержке России. И что связано это было с американской базой "Манас". Что Вы думаете по этому поводу?
Владимир Анохин: База "Манас" - это и есть одно из тех противоречий, которые сейчас проявляются. Что же касается взаимных интересов с Китаем, то они вряд ли с совпадают с нашими. Я бы не был тут сильно оптимистичен. Китай всегда играет многоходовку, и нам вряд ли с ним по пути. А то, что происходило в Киргизии, явно было спланированной акцией. Кроме того, эти события показывают, что Киргизия - государство несостоявшееся.
Вопрос: А возможно ли, что политическая игра в Средней Азии была затеяна американцами? Или для США события в Киргизии стали неожиданностью?
Владимир Анохин: Средняя Азия – это сейчас та нейтральная территория, в которую хотят войти все: и Европа, и Китай, и Россия, и, не в последнюю очередь, США. Однако, если следить за новостями, которые идут оттуда, то результаты референдума оказались определенно в пользу Киргизии и России, так как киргизы - наши соседи, свободное волеизъявлдение расширяет возможности по вхождению в киргизское общество. Я не знаю, чем тут могут быть американцы довольны в результах. Хотя не стоит забывать, что при любой форме правления Киргизия будет ориентироваться на финансовую помощь.
Вопрос: И все-таки, если возвращаться к отношениям РФ и США, почему мы снова вернулись к шпионским скандалам, как Вы думаете?
Владимир Анохин: Замечу, что Медведев ведет себя крайне интеллигентно и корректно, в этой ситуации для американских ястребов он не мог бы выбрать более раздражающую позицию. Им буквально не к чему придраться. Отсюда и такие методы.