Возбудили по-черному
ФАС взялась за еще одно "звено" в цепи повышения цен на черные металлы – рынок коксующихся углей – и возбудила дело сразу на трех игроков: "ЕвразХолдинг", "Распадскую угольную компанию" и "Северсталь". В начале года эти компании вместе активно "продвигали" экспорт, а внутренних игроков - дискриминировали, полагают в ФАС. Но после майских взрывов на крупнейшей в России угольной шахте ситуация изменилась. Появился дефицит угля, и сохраняется он до сих пор. На этом фоне ФАС и проявила интерес к отрасли.
ФАС России возбудила дело в отношении группы лиц ООО "ЕвразХолдинг", группы лиц ЗАО "Распадская угольная компания" и группы лиц ОАО "Северсталь" по признакам злоупотребления ими доминирующим положением на рынке (ст. 10 закона "О защите конкуренции").
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе ФАС, признаки нарушения усматриваются в экономически и технологически необоснованном установлении различных цен при заключении договоров на поставку концентратов коксующихся углей российским и зарубежным потребителям.
В ФАС России отмечают, что разница между контрактными ценами не зависела от объема поставки и от транспортных расходов. Кроме того, ФАС России подозревает компании в создании дискриминационных условий для российских потребителей по сравнению с зарубежными. Дело было возбуждено по результатам анализа рынка концентратов коксующегося угля в Российской Федерации, проведенного антимонопольным органом в январе – марте 2010г.
По сути, претензии ФАС означают, что игроки создавали более выгодные условия для определенных зарубежных покупателей .
Таким образом, мы видим, что ведомство продолжает расследовать причины повышения цен на основные переделы металлургической продукции, начиная от коксующегося угля и железорудного сырья и заканчивая готовой металлургической продукцией (21 мая 2010 года ФАС уже возбудила дело в отношении ООО "ЕвразХолдинг" по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке сортового металлопроката).
Вице-президент "ЕвразХолдинга" Алексей Агуреев пояснил Накануне.RU, что компания пока не получала никаких официальных документов от ФАС по поводу возбуждения нового дела. Сегодня утром была получена только копия приказа по делу.
"Хотим сразу сказать, что мы, конечно же, будем сотрудничать с ФАС в проведении расследования. Нам скрывать абсолютно нечего", – подчеркнул он.
А источник в холдинге рассказал, что из тех сведений, которые есть на данный момент и которые опубликованы на сайте ФАСа, следует, что якобы "Евраз" продавал на рынке угли марки Ж и ГЖ по разным ценам внутренним поставщикам и внешним. Однако источник заявил, что на экспорт марки Ж и ГЖ "Евраз" не продает.
Аналитик ФК "Уралсиб" Дмитрий Смолин отмечает, что нынешнее дело и майское дело в отношении "Евраза" – звенья одной цепи.
"Это звенья одной цепи, это все взаимосвязано. Здесь также накладывался фактор аварии на "Распадской", так как именно в результате нее на рынке возник дефицит коксующихся марок, которые производились на шахте, и, соответственно, такая ситуация могла спровоцировать желание некоторых участников повысить цены на дефицитные марки для извлечения дополнительной прибыли", – рассказал он Накануне.RU.
Вместе с тем, уже после трагедии компании перестали экспортировать уголь, и больше эти нарушения не имели место, говорит эксперт.
При этом, аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Лобазов объясняет возбуждение дела именно появившимся дефицитом на внутреннем рынке угля.
"Сейчас имеется дефицит угля на внутреннем рынке, и недавно были сообщения, что на спотовом рынке цены на коксующийся уголь продолжают расти, достигли 190 долларов за тонну, повысившись на 28%. В принципе, сейчас идут переговоры на третий квартал, и цены, конечно, по долгосрочным контрактам будут меньше, но все равно могут вырасти. Мне кажется, это один из факторов, почему ФАС занялась этим делом", – сказал он в беседе с Накануне.RU.
Эксперт также обратил внимание на то, что "Евраз" открестился от поставок угля указанных марок на экспорт. Но он считает, что это "защитный ход" компании. Не секрет, что формально "Евраз" не является основным акционером "Распадской", но, по словам экспертов рынка, контроль осуществляется через оффшорные компании.
"Они осуществляют экспорт не как "Евраз". Та же "Распадская" продавала эти угли на экспорт", – заметил аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Лобазов.
Эксперты сходятся во мнении, что едва ли возбужденное дело пугает компании, которые, по мнению ФАС, пользовались своим олигополистическим положением, и кардинальные перемены на рынке за этим не последуют. Раньше на поставщиков металла уже жаловалось ОАО "НПК "Уралвагонзавод", но с тех пор мало, что изменилось.
Аналитик ФК "Уралсиб" Дмитрий Смолин считает, что штраф для компаний, если и последует, то будет назначен по "нижней границе".
"А это 5-8 млн долларов для всех участников, то есть, на троих. Это не пугает компании", – уточнил он.
По его мнению, главной целью этого расследования было предотвращение значительного роста цен на сталь на внутреннем рынке. Однако с апреля-мая ситуация изменилась, цены на экспортных рынках снизились на 20-25% и, скорее всего, внутренние цены на сталь последуют глобальным трендам уже в ближайшее время. С начала года рост на зарубежных рынках составил 15% (с учетом последних корректировок), на внутреннем – 25% (цены в России скорректироваться еще не успели).
Эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин отметил в беседе с Накануне.RU, что возбуждение дела вписывается в два тренда. Первый – это общая активизация ФАС на протяжении последних лет, в частности, на металлургическом рынке. Второй "тренд" – это желание премьера Владимира Путина избежать роста цен на этом рынке.
"При этом я не думаю, что есть какая-то прямая связь с трагедией на "Распадской". Имела бы смысл показательная порка – она бы произошла сразу после трагедии. А ведь виновными в ней сделали не собственников, а менеджеров. То есть, они оказались "крайними". Это было ясно по тем фразам, которые говорили первые лица государства. К тому же, проблема, по сути, уже "залита деньгами", – сказал политолог.