Эхо московских взрывов
Медведев занялся отстройкой системы безопасности. Уже принят закон о ФСБ, и в Госдуму на рассмотрение поступил очередной законопроект, касающийся Совбеза. Эксперты отмечают, что система безопасности теперь будет замкнута на президенте, который, по сути, "вручную" займется ее наладкой. На фоне непрекращающихся терактов именно ФСБ начинает превращаться в силовое суперведомство, на которое все больше будет опираться Кремль, поскольку реформа МВД провалена, а реформа армии – близка к тому. И в свете приближающихся выборов 2012 года усиление ФСБ выглядит довольно симптоматичным.
Очередной законопроект, касающийся "медведевской" системы безопасности в стране, поступил в Госдуму. Закон о статусе Совбеза поступил вслед за принятием закона о ФСБ, и документ этот еще явственнее показывает, что все больше полномочий в сфере отстройки системы берет на себя президент. Проблема как никогда актуальна. Теракты потрясли страну в этом году, а буквально сегодня стало известно о новых взрывах на Баксанской ГЭС в КБР.
Взрыв на территории Баксанской ГЭС раздался сегодня в 5:25 мск. По предварительным сведениям, причиной взрыва и пожара стал теракт, погибли два человека - охранники предприятия, еще двое госпитализированы. Повреждения получил машинный зал гидроэлектростанции. Открыты затворы ГЭС, вода сбрасывается вхолостую. Ограничений энергоснабжения потребителей нет. Площадь возгорания и масштаб разрушений уточняются. В 6:00 прогремел второй взрыв, по предварительным данным начался пожар на одном из гидрогенераторов, передает "Интерфакс".
На минувшей неделе Медведев неожиданно для западных СМИ заявил, что закон, расширяющий полномочия ФСБ, – его личная инициатива. Немецкие журналисты спросили об этом президента РФ в Екатеринбурге, где он встречался с канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
"Ситуация предельно простая. Но я бы не очень хотел сейчас комментировать те изменения в законодательстве, которые у нас проходят. Но раз уж Вы об этом сказали, во-первых, я хотел бы обратить внимание на то, что это наше внутреннее законодательство, а не международные акты. Во-вторых, каждая страна имеет право на совершенствование своего законодательства, в том числе и в отношении спецслужб. И мы будем это делать. И то, что сейчас происходит, – я хотел бы, чтобы вы это знали, – сделано по моему прямому поручению", – подчеркнул Медведев.
В этой связи западные СМИ отмечают, что Медведев показал себя вовсе не либералом, каковым любит казаться. Так, издание "Die Welt" пишет, что расширение полномочий ФСБ - это шаг в сторону авторитаризма. Вопрос - какого цвета авторитаризм? Либерально-голубого или, как некогда говорили "протчубайсы", красно-коричневого.
Принятый Госдумой новый закон, позволяющий ФСБ налагать санкции на любого гражданина даже в том случае, если для подозрений нет никаких оснований, - это шаг в сторону авторитарного государства, пишет издание.
"Теперь ФСБ может произвольно налагать санкции на любого гражданина, даже если нет никаких оснований для подозрений. ФСБ может вызывать человека на "профилактическую беседу", как это раньше делал КГБ. Это шаг в сторону авторитарного государства, устанавливающего, по советскому образцу, тотальный контроль над своими гражданами. Юрист Медведев с одобрением высказался об этом законе. А, может быть, это неизбежная прелюдия к тому, что наступит в 2012 году, а именно третьему президентскому сроку Путина?" – приводится текст статьи на сайте dw-world.de.
Между тем, в Госдуме подчеркивают, что документ лишь дает дополнительные возможности для предотвращения терактов, но ничем не ограничивает законопослушных граждан.
Депутат Госдумы, член комитета по безопасности Игорь Баринов в своем комментарии, который приводит официальный сайт "ЕР", отметил: "Любое государство в мире, даже самое демократическое, никогда не даст себя в обиду и при малейшей вероятности возникновения угрозы собственной безопасности на организационном и законодательном уровне обеспечит свою защиту. А усиление контрольных функций ФСБ является закономерным в условиях роста преступлений экстремистской направленности. Этот шаг - объективный ответ на те события, которые происходят сегодня в стране. Добавлю, что несложно предположить и возобновление привычных уже спекуляций некоторых политических сил на тему "зажима демократии". Так вот, данные поправки, если их внимательно прочесть, ни в чем не ограничивают законопослушных граждан".
Таким образом, можно предположить, что закон стал реакцией федеральных властей на ряд громких терактов в стране, которые уже произошли в этом году и которые, заметим, не прекращаются.
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок удивлен тому, что законы принимаются достаточно поздно."Когда первые были теракты на территории Москвы, тогда надо было принимать законы о безопасности", – рассказал он Накануне.RU.
Притом, по его мнению, закон должен носить комплексный характер и отражать концепцию правительства в этой сфере.
"Регулировать он должны безопасность на транспорте, в метро, всех учреждений культуры и т.п., трубопроводных систем", – подчеркнул эксперт.
Кроме того, он настаивает на принятии системы безопасности, которая ранее была принята в Англии, США, Германии. Она подразумевает классификацию степени угроз для населения. Их может быть, например, три, и при высшей степени угрозы, как при взрывах в московском метро, МЧС должно было оповестить граждан, какие маршруты для них наиболее безопасны.
Говоря о поступившем в Госдуму законе "О безопасности", который, главным образом, касается полномочий Совбеза, эксперты омтечают, что кардинальным образом для этого ведомства ничего не изменится.
Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин заметил в беседе с Накануне.RU, что "у нас никогда статус Совбеза высоким и не был".
"Собственно, его статус определялся тем, кто его возглавлял. Поэтому уже давно этот статус практически обнулился. Последний раз Совбез имел какое-то значение, когда его возглавлял Лебедь, а потом он значил все меньше и меньше. Медведев это лишь законодательно закрепил", – рассказал аналитик.
А директор Центра политической информации Алексей Мухин обращает внимание на то, что система безопасности в России сформировалась еще в начале 90-х годов и с тех пор претерпевала несколько изменений, в частности, ФСБ несколько раз меняла свою структуру и функционал, отдельные ведомства тоже меняли свой статус.
"Сейчас Дмитрий Медведев озаботился созданием гораздо более отстроенной системы государственной безопасности и в этой связи я бы обратил внимание на последнее усиление ФСБ. В дальнейшем этот процесс будет только продолжаться, с точки зрения увеличения ее присутствия в политическом поле", – сказал он.
В законе о ФСБ этот орган имеет довольно специфический статус, и мы стоим, по сути, на пороге реформы ФСБ, считает эксперт. А президентский законопроект "О безопасности" подготавливает реформу системы правоохранительных органов, и на этой основе Дмитрий Медведев с помощью своих указов будет корректировать систему безопасности России в целом. Это касается реформирования ФСБ, реформирования МВД в будущем.
Смысл законопроекта "О безопасности" – усиление роли президента в этом процессе и серьезное замыкание на него ручного управления настройки и наладки этой системы, говорит Алексей Мухин.
Почему же Медведев занялся отстройкой новой системы безопасности? По мнению руководителя Центра политической информации Алекся Мухина, все дело в реформах силовых ведомств.
"Совершенно очевидно, что реформа МВД провалилась. Военная реформа, по сути, близка к провалу. Это не может нравиться президенту. Судя по всему, он просто пытается поменять механизм управления процессом реформирования. Что получится в итоге – никто не знает", – считает эксперт.
ФСБ при нынешнем руководстве стремится воссоздать контуры КГБ, который существовал во времена СССР.
"Это едва ли удастся, но важна здесь не цель, а сам процесс. Совершенно очевидно, что Кремль нуждается в дополнительной опоре для верховной власти в случае крайнего социального напряжения в обществе в виде ФСБ как силового суперведомства. Потому что опираться только на одну структуру - МВД – Кремль не считает возможным, поскольку МВД не может предоставить такие гарантии. МВД – структура сама в себе, она слабоуправляема, а реформа, которая должна была изменить эту ситуацию, провалилась", – сказал Алексей Мухин.
Вместе с тем, насколько в действительности поменяется система безопасности при Медведеве, покажет только практика. Нередко принятые на бумаге законы на деле могут ничего не значить, говорят эксперты. И, по крайней мере, ничего не поменяется для населения. Речь идет лишь о процессе централизации, конфигурирования власти на федеральном уровне. И в этом ключе снова уместно вспомнить 2012 год, когда будет выбираться либо сценарий "второго срока", либо сценарий "третьего срока". А, может, и какой-то еще.