Армию разбили на ОСК
Свершилось то, о чем бурно спорили в течение нескольких последних лет. В Российской армии создаются оперативно-стратегические командования (ОСК), которые заменят собой столь привычные военные округа, и командующие ОСК уже приступают к исполнению своих новых обязанностей. Идея ОСК не нова. С этой схемой управления СССР победил фашистскую Германию, позже она существовала у нас во времена "холодной войны". Зачем понадобилось ее создание в современности? Не исключено, что появление ОСК – один из уроков, который командование армии вынесло из Кавказской войны 2008 года. Какие изменения произойдут в армии с введением ОСК, в интервью Накануне.RU рассказал военный эксперт, руководитель Института политического и военного анализа Александр Шаравин.
Разделение на главные командования существовало в СССР. Это были органы стратегического руководства войсками на театре военных действий. Сталинская схема - "Верховный главнокомандующий - Ставка ВГК - Генштаб - оперативно-стратегические объединения" - позволила победить фашистскую Германию. В 1978-1986 годах наблюдалась реинкарнация командований на стратегических направлениях образца 1941-1942 годов. Но с ликвидацией Варшавского Договора, распадом СССР, стремительным сокращением российской армии (с 4,5 млн человек до 1,1 млн), все эти командования, как считается, потеряли свое значение и были ликвидированы. Между тем, по мнению ряда экспертов, структура военных округов отжила свое еще в середине 1950-х годов, с появлением в войсках ракетно-ядерного оружия.
Вопрос: Александр Александрович, скажите, почему в нашей армии все-таки решили отойти от привычной схемы военных округов и создать ОСК?
Александр Шаравин: Идея создания оперативно-стратегических командований была еще маршалом Огарковым (Николай Васильевич Огарков, начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР с 1977 по 1984 годы) в свое время предложена и реализована. Тогда было несколько оперативно-стратегических командований. Я даже в свое время занимался научной работы по совершенствованию организационной структуры этих командований. Идея очень здравая, нужная, но она, конечно, перезрела. Еще генерал армии Балуевский (Юрий Васильевич Балуевский, начальник Генштаба ВС РФ с 2004 по 2008 годы) начал реализовывать идею стратегических командований. Но в чем было несогласие нынешнего руководства (Минобороны, – прим. Накануне.RU) и генерала армии Балуевского? Генерал Балуевский предлагал также и военные округа. То есть, он предлагал схему, когда одновременно есть и командования, и есть округа.
Справка: За годы руководства советским Генштабом, Николай Огарков подготовил и провел несколько самых крупных в истории отечественных Вооруженных Сил оперативно-стратегических учений и маневров на всех основных стратегических направлениях и с применением всех видов Вооруженных Сил, военно-научных и военно-промышленных органов. Крупнейшим из них стало оперативно-стратегическое учение под кодовым названием "Запад-81", проведенное в сентябре 1981 году. По своим масштабам оно сравнимо лишь с крупными операциями времен Великой Отечественной войны. На нем впервые были опробованы автоматизированная система управления и некоторые виды высокоточного оружия. Огарков также уделял серьезное внимание развитию теории управления стратегическими ядерными силами и противоракетной обороне, фактически создал в Генштабе центр оперативно-стратегических исследований.
Замечу, что мы семь лет назад предлагали создание ОСК, правда, мы предлагали три командования: "Запад", "Юг", "Восток", а не четыре, как сделано сейчас. При этом – никаких округов.
"Нарезка" происходит не в соответствии с административным делением, а в соответствии с возможными театрами военных действий, стратегическими направлениями. Это позволяет вести боевые действия объединенными группировками, состав которых соответствует конкретной задаче, стоящей перед Вооруженными силами, и в зависимости от конкретных угроз рассматриваются возможности противодействия им.
Вопрос: Как бы оценили нынешнее разделение на четыре ОСК: "Центр", Юг", "Запад", "Восток"?
Александр Шаравин: Действительно, сейчас создается четыре ОСК. Повторюсь, логика в создании ОСК есть, единственный вопрос, который сейчас вызывает сомнение – это размещение Северо-Западного командования в Санкт-Петербурге. Мне кажется, все-таки, подобное командование должно располагаться в глубине территории. Обычно командование выносят вперед, когда планируют наступать. Как известно, мы никуда наступать не собираемся и при нынешних преобразованиях в армии наступательные возможности у нас будут очень ограниченные.
Вопрос: А какие возможности вообще будут?
Александр Шаравин: Ни для кого не секрет, что, например, количество танков будет сокращено в разы. Планируется в частях и соединениях постоянной готовности иметь всего 2 тыс. танков. Это очень мало по сравнению с тем, что у нас было и в советское время, и даже в последние годы. Другое дело, что не все эти танки в последние годы были в боеготовном состоянии, не все были в частях, часть их была на базах хранения. Но цифра, по крайней мере, названная разными военачальниками, очень впечатляющая – это более 20 тыс. танков. Вдумайтесь. Мы в десять раз сокращаем количество танков, что неминуемо сокращает наш наступательный потенциал. С одной стороны, это говорит о том, что наступать мы не собираемся, но, с другой стороны, мы все-таки будем готовы наносить контрудары и различные ракетные и бомбовые удары. При этом, стратегические, крупномасштабные наступательные операции мы проводить не собираемся. Если мы посмотрим по периметру наших границ, то вряд ли мы бы где-то смогли это сделать, если бы даже захотели.
Вопрос: Что можно сказать о новых командующих ОСК? Последняя перетряска в генералитете произошла еще в январе, и вот, теперь – новая.
Александр Шаравин: Сейчас рано говорить о том, насколько командующий состав справится с обязанностями. На самом деле, разновидовыми группировками ВС пока у нас еще толком никто управлять не умел.
Даже война в Южной Осетии показала, что не всегда налажено взаимодействие между, допустим, соединениями сухопутных войск и авиацией, между соединениями сухопутных войск, авиацией и воздушно-десантными соединениями. То есть, взаимодействие – одна из главных причин, почему эти командования и создаются.
Раньше как считалось: на территории военного округа расположена, к примеру, авиация, части Внутренних войск, соединения морской пехоты, и в мирное время они друг другу не подчинены, а в военное время, если возникнет реальная угроза, будет создаваться что-то наподобие этих командований. Но в современных условиях надо уже в мирное время быть готовым к тому, чтобы отражать любую агрессию, соответствующим образом должно быть налажено взаимодействие, должна быть выстроена вертикаль управления. Некогда будет в воображаемый период создавать эту вертикаль, она должна быть создана в мирное время. Это главная идея создания ОСК. То есть, и флот, и авиация будут подчинены (командующему ОСК) в мирное время, все будет выстроено в единую вертикаль. При этом, есть стратегические ядерные силы, и никто не собирается ракетные подлодки включать в эти командования, никто не собирается туда переподчинять стратегические ракетоносцы. Стратегические ядерные силы остаются вне этих командований. Это понятно. Командование ими должно быть по-другому устроено.
Вопрос: Если вернуться к войне в Осетии, то что бы нама дала схема с ОСК в то время? Как это могло сказаться на характере войны?
Александр Шаравин: Неразберихи и беспорядка было бы на порядок меньше, потому что, в первую очередь, была бы персональная ответственность командующего. При этом, ему бы подчинялись не только войска Северо-Кавказского военного округа, как сейчас, но и Каспийская флотилия, Черноморский флот, авиация, которая там базируется, ему был подчинялась часть войск ПУрВО. На самом деле, это командование как раз бы и справилось полностью с теми задачами, которые стояли в тот момент перед нашими войсками, и не приходилось бы по ходу выстраивать какие-то новые связи, не приходилось бы по ходу налаживать взаимодействие между различными родами войск. В принципе, организованности, порядка и эффективности было бы намного больше.
Вопрос: В то время, когда реформу предлагал Балуевский, у нее было много противников, в частности, из-за того, что предполагалось сосуществование ОСК и военных округов. Есть мнение, что генералы просто боялись потерять свои сферы влияния в армии.
Александр Шаравин: Я ранее имел возможность задать вопрос начальнику генштаба генералу Макарову (Николай Макаров, начальник Генштаба с 2008 года, – прим. Накануне.RU), почему он выступал против создания подобных командований, а сейчас стал инициатором. Действительно, в то время предполагалось сохранить и командования, и округа. Но должно быть либо одно, либо другое. В этом отношении я с ним абсолютно согласен.
Вопрос: Если обращаться к советскому опыту создания командований в мирное, по сути, время, то какие отличия есть по сравнению с нынешней ситуацией?
Александр Шаравин: Тогда командования играли другую роль, ВС СССР тоже были для других целей предназначены и они своему потенциалу несопоставимы с тем, что есть сегодня у нас. Когда мы говорили о военной доктрине, прекрасно понимали, что в состоянии провести стратегические наступательные операции. Тогда эти ставки должны были объединять управления и различными видами ВС, им подчинялось несколько округов. На мой взгляд, это немного лишнее звено, и предложение о том, что нужно уйти от округов и перейти полностью на такие командования – решение абсолютно верное и при нынешней оперативно-стратегической ситуации, при нынешнем потенциале другого варианта, более выгодного, нет.
Вопрос: Насколько, на Ваш взгляд, решение перейти на ОСК в нынешней ситуации вызвано внешними, а насколько внутренними факторами?
Александр Шаравин: Это и внешние, и внутренние факторы. Прежде всего, есть желание оптимизировать систему управления. Сделать ее более оперативной, живучей, приспособить ее к решению тех задач, которая должна выполнять в боевой обстановке. Это главные задачи, и я думаю, они достигаются.
Вопрос: Не секрет, что в армии реформы не идут гладко, есть много критиков. Какой судьба будет у этой реформы?
Александр Шаравин: Я и сегодня отношусь к одному из критиков реформы в армии. Если же говорить о частной реформе, то решение перезрело, обоснований для него больше, чем достаточно. Как оно будет реализовано – неизвестно. Часто бывает так, что гладко бывает только на бумаге. Но я думаю, в данном случае как раз решение было обоснованно. Много было сломано копий, и я серьезных аргументов "против" пока не слышу. Если говорить об этом разделе военной реформы, то я все-таки надеюсь на ее успех.
Но главное, что это дает изменение системы управления. Повышается боеготовность обычных ВС. Единственное, могут сказать – что недостаточно современных технических средств управления на этом уровне, но это не имеет отношения к изменению системы управления. При нынешней системе оснащенность тоже не очень высокая. Создание таких командований как раз создает надежды, что мы в техническом отношении сможем наладить работу системы управления: современные системы связи создать для четырех командований. Когда мы систему управления в мирное время выстраиваем с расчетом на вероятное военное время, то понятно, что ее сделать можно более эффективной, простой и более защищенной.