Политологи ищут "третьего", уже составляется фоторобот
Накануне президент Медведев вдруг напомнил общественности, что еще не все предрешено в приближающейся предвыборной гонке за пост главы государства. По словам президента, из двух ожидаемых вариантов решения главного вопроса 2012 года Кремль может выбрать и третий - неожиданный. Сонм журналистов и экспертов сразу бросился на поиски следов третьего реального кандидата в президенты. О том, кто будет третьим, как это повлияет на расклад сил и зачем вообще Кремль заговорил о новом кандидате, в интервью Накануне.RU рассказал политолог, директор Института национальной стратегии (ИНС) Станислав Белковский, некогда хорошо разбиравшийся в кремлевских коридорных новостях.
Вопрос: Скажите, почему Медведев заговорил о третьем кандидате в президенты?
Станислав Белковский: История с третьим кандидатом - это блеф. Для Дмитрия Медведева сейчас важно немного подогреть политическую интригу в стране. Отвлечь внимание СМИ и экспертного сообщества от якобы существующей его конфронтации с Путиным. С этой целью вбрасывается миф о третьем кандидате, которого точно не существует.
Вопрос: То есть, эта возможность практически нереальна?
Станислав Белковский: По крайней мере, сегодня третьего кандидата точно нет, и я думаю, что если в политической ситуации в стране ничего не изменится, то такого варианта не появится. Если, конечно, в стране произойдут потрясения экономического, социального или иного свойства, то тогда возможно появление и третьего, и четвертого, и пятого, и какого угодно. Но это, если страна пойдет в разнос. Ну, а если все останется как есть, то выбор будет из двух кандидатов и, скорее, президентом будет Медведев.
Вопрос: Однако некоторые уже называют вероятным третьи кандидатом вице-премьера Игоря Сечина.
Станислав Белковский: Я думаю, что это слух, который вбрасывается с целью подставить Игоря Ивановича, который, безусловно, мощный администратор и бизнесмен со своими интересами, но никогда не был публичным политиком. Он никогда не выказывал желания заниматься публичной политикой. Именно поэтому Сечин - одна из самых маловероятных фигур для третьего кандидата в президенты.
Вопрос: Если это блеф, то это часть предвыборной стратегии группы сторонников "второго срока"?
Станислав Белковский: Государственный аппарат - это большое бюрократическое болото, в котором многие люди являются сторонниками обоих лидеров одновременно. Четкого размежевания нет, любой чиновник ориентируется и на Кремль, и на правительство и ждет разрешения вопроса 2012 года. Конечно, есть некоторое число людей, для которых важно, чтобы прошел Медведев, и некоторое, которым нужен Путин, но это небольшой процент от бюрократического аппарата.
Эти шаги безусловно отражают политическую философию, согласно которой всех системных политических игроков, которых не устраивают частности, нужно приближать к себе, увеличивя число кремлевских друзей, а всех тех, кто не поддерживает систему в целом, надо жестко отодвигать. Но я бы не назвал эти шаги предвыборными. В том смысле, что ни Медведев, ни Путин в предвыборной кампании не нуждаются. Решение о том, кто станет президентом в 2012 году, будет приниматься кулуарно, поэтому необходимости в них нет.
Вопрос: К чему тогда встречи с байкерами, катания на трайке, гамбургеры, айфоны?
Станислав Белковский: Это я не расцениваю как предвыборную кампанию, поскольку поездка на трайке для базового электората Владимира Путина тогда бы была, скорее, минусом. Если мы вспомним настоящие президентские компании Владимира Путина 2000 – 2004 годов, то они были весьма умерены, без радикальных шагов, поэтому я думаю, что поездка к байкерам - это результат расслабленности премьера, который не думает о своем рейтинге. Для простого избирателя из глубинки все эти встречи с байкерами выглядят чудаковато. Когда Путин ходил на выборы, он вел себя крайне аккуратно, чтобы не раздражать никакую часть своего электората. А поездка на трайке - раздражающий вариант, который смотрится, скорее, комично, чем жизнеутверждающе.
Вопрос: Президент Медведев заявлял, что пойдет на второй срок, если будет хорошо работать. Какую роль в вопросе 2012 года могут сыграть армейская реформа и реформа МВД?
Станислав Белковский: Армейская реформа зашла в тупик, а реформа МВД еще не начиналась. Поэтому вопрос о том, кто будет президентом в 2012 году, от их результата не зависит. Эта фраза Медведева чисто ритуальная и за ней нет реального политического формирования. Все будет зависеть от того, кто из кандидатов в большей степени будет отвечать реальным потребностям элит. Наиболее вероятен тут Дмитрий Медведев, поскольку элиты остро нуждаются и в перезагрузке и модернизации. Конечно, эти же процессы может возглавить Путин, но гораздо легче их проводить Медведеву с "имиджевой" точки зрения. Еще раз отмечу, что в логику аппаратного решения, которое будет принято не позднее декабря 2011 года, реальные достижения Медведева и Путина не входят, оно будет зависеть о того, с кем элиты будут связывать свои интересы.
Вопрос: А что тут важней - перезагрузка или модернизация?
Станислав Белковский: Важнее перезагрузка. Для российских элит важна легализация на Западе, для себя лично, для собственных капиталов, поэтому перезагрузка, по большому счету, если отбросить пропагандистскую шелуху - процесс легализации российских элит на западе. И ясно, что с Медведевым ее проще проводить, чем с Путиным, потому что Путин на Западе воспринимается как чекист, а Медведева считают там либералом. И хотя эти оценки поверхностны и не вполне справедливы, потому идеологической разницы между ними фактически нет, но переубедить Запад невозможно, да и не нужно, легче предлагать им те смысловые конструкции, к которым они уже готовы. А это значит: предлагать Медведева в качестве лица "перезагрузки".
Модернизация сама по себе российские элиты не очень волнует, сырьевая экономика всех устраивает. Большое количество разговоров о модернизации экономики - это не более, чем пропаганда. В то же Сколково идут те, кто хочет заработать, приняв участие в разделе 6 млрд долларов, которые выделяются для создания инфраструктуры этого объекта.
Вопрос: В таком случае, для Путина шанса нет?
Станислав Белковский: Нет, почему? До 2012 года ситуация может изменится. Например, при возникновении новых кризисных явлений может возникнуть ощущения, что только Путин может отстоять перед народом стабильность политической системы, а мягкий Медеведев с айфоном не сможет. Если такая точка зрения возобладает для Путина появляется шанс.
Вопрос: А насколько вероятна ситуация появления независимого третьего кандидата, "со стороны"?
Станислав Белковский: Демократические механизмы в стране не работают, а Кремлю такой кандидат не нужен, поскольку нет сколько-нибудь сильного кандидата от оппозиции, у которого надо отбирать голоса. Сильного третьего кандидата "со стороны" в сложившейся политической ситуации не будет.
Вопрос: Все-таки, если ничего не изменилось, тогда зачем нужен был этот вброс про третьего кандидата? Только для того, чтобы отвлечь внимание от определенных происходящих процессов?
Станислав Белковский: Это попытка отвлечь общественное мнение от навязанного ему образа конфликта Медведева и Путина, потому что идеологические расхождения между ними сильно преувеличены, и неважно, кто будет президентом в 2012 году - политика будет примерно одна и та же, но, естественно, все устали от вбрасывания этой темы. Теперь экспертное сообщество будет несколько месяцев подряд мусолить этого "третьего кандидата" и составлять его фоторобот.