Самоупрямство
Несколько любопытных пертурбаций среди местных элит отмечают политологи на этой неделе. Кадыров решил отказаться от своего "президентства", и общественность быстро подхватила этот порыв, предлагая главам республик именоваться "ханами", "вождями" и прочими "хозяевами". Однако, например, национальные лидеры Татарстана и Башкирии пока не готовы поддержать своего чеченского коллегу. Что стоит за инициативой Кадырова и связано ли это все с масштабной ротацией в губернаторском корпусе, Накануне.RU комментируют политологи Глеб Павловский и Евгений Минченко.
Политолог, который тесно связан с кремлевской элитой, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский считает, что в России не может быть больше одного президента.
Вопрос: С чем вы связываете инициативы по переименованию должностей президентов республик? Откуда такая активность?
Глеб Павловский: Во-первых, это не инициатива по переименованию должности. Это инициатива по приведению в соответствие реально существующего разделения властей в России. У нас президент обладает властью главы государства, эта власть не совпадает ни с исполнительной властью, ни с двумя другими. И эта власть формируется всеми избирателями страны, она носит абсолютно исключительный характер. Если это название дается руководителю субъекта Федерации, который относится к системе исполнительной власти, то это просто вторжение одной ветви власти в другую, притязание исполнительной власти на власть главы государства. Но исполнительная власть у нас не выбирается всем населением страны и, тем самым, получается, что нарушаются конституционные принципы разделения властей. Вопрос касается не только названия, и это видно сегодня из реакции в Татарстане на эту инициативу, а ведь она не только закавказская – республика Марий Эл к ней присоединилась.
Вопрос: В чем вы видите причины реакции Татарстана?
Глеб Павловский: Реакция Татарстана по аргументации как раз показывает, что дело не такое безобидное и не сводится к названию, потому что Татарстан как раз считает, что тем самым умаляется достоинство руководителя Татарстана – главы субъекта, как главы государства. Но он не является главой государства и не может быть главой государства, потому что власть главы государства у нас одна, распространяется на всю территорию России и формируется волей всех граждан. Поэтому здесь существует серьезная проблема, которая должна быть решена, и в этом смысле эта инициатива очень важна, потому что это шаг в направлении решения этой проблемы.
Вопрос: Насколько инициативы связаны с остротой национального вопроса в России и почему именно с Кавказа они пошли в первую очередь?
Глеб Павловский: Они могли пойти откуда угодно. Это был просто ответственный шаг Кадырова как политика.
Вопрос: Если они могли пойти откуда угодно, как вы говорите, тогда почему республики Северного Кавказа это активно поддерживают, а тот же Татарстан выступил против?
Глеб Павловский: А не будет простого пути. Уже реакция Татарстана показала, что здесь в тайне существуют, хотя публично не выражаются уже десять лет, притязания на отдельный суверенитет, притязания на суверенитет внутри российского суверенитета. Но это притязание неконституционно, и в этом смысле позиция республик Северного Кавказ говорит о том, что в регионе, где когда-то были очень сильны притязания на суверенитет, сепаратистские притязания, сегодня они ушли из соответственных политических кругов.
Вопрос: Не считаете ли вы, что смена вывески этому не поможет? Если реальные притязания и проблемы, связанные с сепаратизмом есть, подпольные силы, в том числе, то новое название должности эффекта не даст? Тем более, как отмечают эксперты, населению, в общем-то, все равно, как будет называться должность главы региона.
Глеб Павловский: Политического сепаратизма уже не существует, конечно, но остался идейный сепаратизм, идеологический, ощущение себя как особого государства в государстве, отдельной нации. Это, мне кажется, рискованная тенденция.
Вопрос: Кадыров озвучил инициативу в воскресение, а уже в ближайшее время у него состоялась встреча с Медведевым. Это совпадение, или же нет?
Глеб Павловский: Я не думаю, что это совпадение.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что Кадырову его инициативу подсказали.
Вопрос: Как вы считаете, случайно было, что Кадыров встречался с Медведевым уже в ближайшее время после высказывания своей инициативы?
Евгений Минченко: Я думаю, что Рамзану Ахматовичу, скорее всего, предложили это озвучить, а он с радостью согласился. Ранее была четко озвучена позиция, что у нас должен быть один президент, что у нас не должно быть разнобоя в названиях законодательных органов, что Государственная дума у нас тоже должна быть одна. Происходит унификация названий, это политика федерального центра, просто произошло это как инициатива "снизу".
Вопрос: По другим регионам Северного Кавказа такая же ситуация была?
Евгений Минченко: Они просто увидели сигнал и тут же включились в гонку – если не первый, то хотя бы второй.
Вопрос: Как эти процессы связаны с новой схемой назначения губернаторов и массовой ротацией в губернаторском корпусе, которая коснулась, в том числе, и Татарстана, и Башкортостана? Там, несмотря на то, что губернаторы-старожилы недавно поменялись, инициативы Кадырова поддерживать не спешат.
Евгений Минченко: Не связаны, это вопрос отдельный.
Вопрос: А что можете сказать об отставке Бооса? Ранее эксперты строили предположения относительно того, как Медведев будет увольнять "проблемных" губернаторов, которые были назначены еще Путиным и которые не являются старожилами. Теперь эту работу за Медведева сделала, по сути, "Единая Россия", просто не включив Бооса в список.
Евгений Минченко: Понятно, что "ЕР" – абсолютно несамостоятельный субъект, это показывает тот факт, что Грызлов еще несколько недель назад говорил, что партия будет включать в список Бооса. Решение принималось в администрации, а в "ЕР" только озвучили принятое решение.
Вопрос: Показывает ли это некоторые несовершенства системы? "ЕР" признала, что их губернатор не справился, но, тем не менее, нового губернатора предлагает тоже "ЕР".
Евгений Минченко: То, что система несовершенна, на мой взгляд, очевидно. Система непрозрачна, нет четких, понятных критериев, она становится все более уязвимой для лоббистского воздействия, и это решение по Боосу, думаю, сейчас спровоцирует целую волну негативных кампаний по поводу конкретных губернаторов.
Но, тем не менее, у "единороссов" большинство в заксобрании, поэтому они имеют полное право предлагать новую кандидатуру.