Вагон надежд и тележка проблем
Не так давно "Уралвагонзавод" подвел итоги полугодия. Чистая прибыль за шесть месяцев текущего года составила 855 млн руб., достигнута рентабельность в 21,4%. Эти цифры могли бы быть и выше, если бы не проблемы, возникшие у предприятия в начале года в связи с повышением цен поставщиками-металлургами. По цепочке повышение цен перешло и на продукцию самого УВЗ, тем не менее, основные покупатели, по-видимому, отнеслись к этому с пониманием, по крайней мере, они надеются, что крупнейшее машиностроительное предприятие страны со своими обязательствами справится, такая же уверенность есть и на самом "Уралвагонзаводе" – планы по году остались прежними: выпуск 20 тыс. единиц подвижного состава (15 тыс. полувагонов и 5 тыс. цистерн).
Общая стоимость выпущенной продукции в 2010 г. должна составить 53,5 млрд руб. Между тем, ФАС и отраслевые ведомства вроде Минпромторга РФ до сих пор не слишком активно решали вопросы с дальнейшим ростом цен на сырье для машиностроителей, и если некоторая стабилизация наступила, то скорее за счет снижения мировых цен на продукцию металлургов, а не из-за того, что все вдруг ринулись выполнять распоряжения Сечина и Путина на счет перехода на так называемые "длинные" контракты. Кстати, "торможение" процесса получается обоюдным – с мая текущего года цены на сталь снизились более чем на 20% и летом продолжали снижаться.
"На сегодняшний день остается незакрытым вопрос о правомерности повышения цен на литье. Претензии УВЗ относятся не только к "Северстали", но и к ряду других крупных российских компаний, таких как: "Мечел", ММК, "Евразхолдинг". Пока ФАС не выявила явных нарушений антимонопольного законодательства этими компаниями. Однако, пока идет расследование, цены в III квартале остаются стабильными, что, безусловно, выгодно потребителям", - отмечает директор департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит - Деловые консультации/Morison International" Александр Шток.
Напомним, в начале августа корпорация озвучила амбициозные планы по выходу в лидеры машиностроительного производства. "Лидерство в транспортном машиностроении на основе непрерывных инноваций с целью интеграции в мировую экономику, роста удовлетворенности потребителей, качества жизни сотрудников и стоимости бизнеса группы компаний", - говорится в документе.
И, если с качеством жизни сотрудников все более или менее понятно – к концу года средняя зарплата на предприятии должна вырасти до 20 тыс. руб. (сегодня этот показатель составляет 15,2 тыс. руб.), то с лидерскими позициями пока все не столь ясно.
"Что же касается реальных перспектив компании, то тут стоит отметить несколько фактов. Во-первых, касательно производства вагонов компания вполне может занять лидирующее положение, как только решит свои основные проблемы с поставщиками сырья и спровоцированным этим недопроизводством. Ведь среди предприятий транспортного машиностроения не так много заводов, производящих вагоны, а значит, в своей рыночной нише компанию могут ждать радужные перспективы, особенно в свете того, что одним из ее покупателей является "Первая грузовая компания" – "дочка" РЖД. Что же касается лидерства по отрасли в целом, вот тут наверняка компании придется для достижения такой цели потрудиться не год и даже не два: объемы выпуска продукции далеки от лидерских", - считает аналитик по макроэкономике ИФК "Солид" Андрей Бородкин.
От поставок для ПГК, действительно, сегодня зависит многое, это один из крупнейших заказчиков корпорации. И именно с ним у УВЗ возникли некоторые проблемы: из-за того, что "Северсталь" значительно повысила стоимость своей продукции, а также, как ранее заявлял "Уралвагонзавод", были и задержки по поставкам, машиностроительная корпорация выбилась из графика поставки подвижного состава для "Первой грузовой". Так, по информации корпоративного телевидения УВЗ, невыполнение плана стало причиной потерь в 200 млн руб. в первом полугодии. Кроме того, для ПГК были повышены цены. Тем не менее, транспортная компания надеется на то, что упущенное "Уралвагонзавод" до конца года сможет наверстать.
"Небольшое отставание от графика есть, но оно должно быть компенсировано в ближайшее время. Да, со второго полугодия 2010 г. цена на продукцию УВЗ для ПГК выросла на 15%. Мы согласились на повышение, поскольку нам необходимо обновлять подвижной состав. С другой стороны, нам понятна и позиция УВЗ, у которого выросла себестоимость производства из-за повышения цены на металл", - сообщили Накануне.RU в пресс-службе "Первой грузовой компании".
"Для того чтобы выполнить план к концу года, УВЗ необходимо сконцентрировать свое внимание на планомерной реализации взятых на себя обязательств на 2010 г., прежде всего, в отношении ключевых клиентов, таких как РЖД, урегулировании ценового вопроса с металлургами и достижении определенного консенсуса. Убытки велики, но не критичны для корпорации", - говорит Александр Шток.
Что касается конкуренции, то совсем недавно ПГК подписала соглашение о сотрудничестве в сфере инноваций с Тихвинским вагоностроительным заводом сроком на пять лет. В частности, документ предусматривает, что в период с 2011 по 2013 гг. "Первая грузовая компания" готова будет приобрести у ТВСЗ грузовые вагоны. Подразумевается, что основным конкурентным преимуществом Тихвинского завода будет "инновационное качество" продукции, а именно к качеству подвижного состава ранее РЖД предъявляло претензии УВЗ. Тем не менее, в ПГК пока что не спешат делать какие-то конкретные прогнозы. "Что касается соглашения с Тихвинским заводом - пока давать какие-то оценки рано, речь идет о проекте, завод еще строится", - пояснили в "Первой грузовой".
Кстати: В данный момент некоторые проблемы испытывает проект ВСТО, в котором участвует СП УВЗ и "Транснефти" – "Востокнефтетранс". С одной стороны, "Главгосэкспертиза" недавно согласовала расширение пропускной способности участка ВСТО "Тайшет – Сковородино" до 50 млн т в год (сегодня она составляет 30 млн т в год). Увеличение этого показателя вкупе с растущим спросом на наливную российскую нефть в Японии и США дает основания полагать, что срыв поставок вагонов для "Востокнефтетранса" может привести к значительным потерям. С другой стороны, строительные работы по проекту периодически тормозятся из-за подрядчиков, а это, в свою очередь, может поставить под вопрос окупаемость СП машиностроительного завода и оператора ВСТО "Транснефти". Так, например, в середине августа "Транснефть" заявила о срыве сроков и низком качестве при выполнении работ "Стройтрансгазом". По ВСТО-2 объем брака составил более 7%.
Если говорить о прогнозах развития ситуации, связанной с ценами на продукцию металлургов, то здесь эксперты выражают разные мнения. Во-первых, под вопросом само монопольное положение поставщиков, в том числе "Северстали". Напомним, компания повысила цены на котельный лист для УВЗ на 29,7%. "Чтобы говорить о том, что "Северсталь" пользуются "монопольным положением на рынке", нужно кардинально изменить само понятие монополии в экономической теории. На долю "Северстали" в последние три года приходилось лишь ~16% от общей выплавки стали в РФ (см. таблицу), и в настоящее время и компания никак не может считаться монополией. Черная металлургия РФ является классическим олигополистическим рынком. А задача функционирования олигополий имеет множественные решения в моделях экономической теории. Мы полагаем, что российские сталелитейщики являются, в большей степени, price-takers, получателями цен. В последние пару лет можно было видеть, что цены на сталь и уголь на внутреннем рынке в значительной степени определяются ценами и конъюнктурой в Китае и Европейском союзе", - объясняет Айрат Халиков из ИК "Велес Капитал".
2007 | 2008 | 2009 | |
---|---|---|---|
Северсталь | 12,0 | 11,1 | 9,5 |
ЕВРАЗ | 14,2 | 13,1 | 11,3 |
ММК | 13,2 | 12,0 | 9,7 |
НЛМК | 9,1 | 8,5 | 8,5 |
Металлоинвест | 6.5 | 6,3 | 6,4 |
Мечел | 5,0 | 4,8 | 4,5 |
Другие | 12,5 | 12,9 | 9,2 |
Всего | 72,4 | 68,6 | 59,2 |
Источник: Металэксперт
"Первый вариант развития событий - ФАС вкупе с Правительством РФ заставит-таки "Северсталь" понизить свои аппетиты. Второй же вариант подразумевает согласие УВЗ платить повышенные суммы компании ради поддержания своего статуса, а также контрактов. К сожалению, компания УВЗ не публикует ни отчетность по МСФО, ни какие-либо подробные отчеты о своей деятельности, на основании которых можно было бы предположить размер потерь, которые могут быть вызваны уплатой новых сумм "Северстали". Однако на фоне заявлений представителей компании о том, что они все же выполнят план, можно предполагать, что компания готова ко второму варианту развития событий", - рассуждает Андрей Бородкин.