Протоиерей Димитрий Смирнов: Для народа важно, чтобы милиция защищала гражданина!
Во всенародном обсуждении закона "О полиции" приняла участие и церковь. Представители РПЦ выступили с предложением вместе с "полицейскими" участками вернуть и должности полицейских капелланов, поддерживающих духовно стражей правопорядка на их посту. При этом, повсеместно критикуемый закон, в Церкви восприняли позитивно. О том, что лучше: полиция или милиция, о полицейских капелланах и должен ли постовой ездить в "горячие" точки Накануне.RU рассказал глава синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата протоирей Димитрий Смирнов.
Вопрос: Каково Ваше отношение к новому закону "О полиции"? Как Вы относитесь к смене названия?
Димитрий Смирнов: По большому счету, название значения не имеет. Милиция для меня - более приличное название, но, если благодаря закону изменится не только название, но и улучшится кадровый отбор, условия труда сотрудников, будет повышена зарплата, повышен уровень образования, это будет определенно положительный момент. Если это еще и способ чистки кадров – это тоже хороший ход.
Вопрос: С чем Вы связываете народное недовольство органами правопорядка, о котором сейчас так много говорят?
Димитрий Смирнов: Первая причина - в советской традиции, потому что главным врагом народа было НКВД. Боялись их как диких волков. Второе – милиция всегда существовала, чтобы охранять власть от народа. Задачи, которые ставятся государством, милиция выполняет, но нужно заботиться, конечно, и о людях. Третье – милиционер ежедневно рискует жизнью, получает стресс, но получает в деньгах он ничтожно мало. Что создает систему, когда он вынужден компенсировать недостаток средств, работая на самого себя, а не только на государство. А за счет кого? За счет народа. А иногда сотрудник идет и на вопиющие несправедливости, осуждает невинных людей. Но все равно, если что случается - человек по-прежнему кричит: "Караул! Милиция!". Значит, есть, к кому обратиться.
Вопрос: Какой должна стать российская милиция или полиция, если угодно, в результате преобразований?
Димитрий Смирнов: Для народа важно, чтобы милиция защищала гражданина. Милиционер - человек, который "заточен" на то, чтобы помочь в любой ситуации. Милиционер - это воин, который защищает обывателя, человек, к которому можно обратиться в трудную минуту: протекла, к примеру, вода, он и то должен знать, куда звонить. От милиционера мы не должны слышать никаких "нет", только "Да! Успокойся, сейчас помогу". Этого хочет народ.
Вопрос: Звучит как некая утопия...
Димитрий Смирнов: Нет, это реализуемо. Чтобы это изжить, необходимо воспитание. Начинать надо еще в школе милиции.
Вопрос: Но Вы достаточно тесно общаетесь с сотрудниками милиции, какие-то конкретные, организационные просчеты можете выделить?
Димитрий Смирнов: Я не профессионал в этом деле, мне трудно что-то тут сказать. Однако, я уверен, что специалисты в министерстве знают все болевые точки.
Вопрос: Чем Церковь может помочь в исцелении милиции?
Димитрий Смирнов: Духовным воспитанием. Такой процесс уже идет, но действовать надо решительно. Ввести курсы духовного воспитания для сотрудников. В дальнейшем, как в европейских странах, должны появиться капелланы при подразделениях.
Справка. В имперской России полиция была тесно связана с Церковью. Так, еще в 1782 г. был утвержден "Устав Благочиния или полицейский" (первая полицмейстерская канцелярия была создана в 1715 г. в Санкт - Петербурге), в котором заявлились основные принципы нравственного облика полицейского империи. "Общие правила добронравия" Устава гласили: "не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь; не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь; в добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю невинному, напой жаждущего; с пути сошедшему указывай путь". Отметим, что со временем в учебных заведения полиции был введен "Закон Божий". Как сообщает http://shkolazhizni.ru, кроме того,при сдаче полицейскими унтер-офицерами экзамена на присвоения первого классного чина (14 класс "Табели о рангах") они должны были продемонстрировать знание Катехизиса, поэтому православные священники включались и в экзаменационные комиссии. После революционных событий 1905-1907 гг. в ряде учебных заведений, особенно вновь созданных, Закон Божий уже не был включен в перечень обязательных дисциплин.
Вопрос: Ранее в СМИ сообщалось о том, что Церковь вводит институт капелланов в армии, может, стоит и в милиции?
Димитрий Смирнов: У нас пока таких нет. За исключением внутренних войск, пожалуй. Но и там это случаи единичные. Но, если мы хотим глобального эффекта, надо работать со всем личным составом. Милиционеров несколько миллионов, а священников - несколько тысяч всего. Эта задача не на один год и даже не на одно десятилетие. При этом, нельзя сказать, что одну структуру сейчас введем - и все станет хорошо. Это кропотливая духовная работа.
Вопрос: Тогда какие предложения внесете при обсуждении закона "О полиции"?
Димитрий Смирнов: Те же самые. Создание института капелланов и введение преподавания "Основ традиционной культуры", так это сейчас называется. По нашей мысли, капелланом должен быть священник, чей приход находится неподалеку. В округе, рядом с отделением, в любом случае есть храм. Батюшка этого храма мог бы окормлять сотрудников. Просвещать.
Вопрос: А каково Ваше отношение к идее создания народных дружин, которые заберут часть функций современной милиции? В конце-концов, это ведь значит разрешить гражданам применять насилие против таких же граждан.
Димитрий Смирнов: Всякая народная инициатива - это хорошо. Это и людей организует, и люди чувствуют себя хозяевами улицы, а не какие-то там разбойники или бандитствующая молодежь.
Вопрос: Должны сотрудники милиции, работающие на мирных улицах, отправляться в командировки в "горячие точки", а потом снова на эти улицы возвращаться?
Протоирей Димитрий: Милиционер - воин, у него стоит задача, он ее выполняет. Боевой опыт, он, конечно, хоть имеет некоторые отрицательные стороны, но больше тут положительного. Такие командировки закаляют людей, дисциплинируют. Все-таки, положительного больше. Да и потом, мы же вымирающая страна – мы не можем обойтись без того, чтобы милиционеров отправляли в командировки. У нас каждый мужик на счету, это драгоценность. Это можно было обсуждать 100 лет назад, когда у нас был прирост населения по 2,5 млн в год, а сейчас у нас убыль населения, поэтому каждый дурачок, который может держать пистолет, идет в милиционеры. Мы - больная вымирающая нация, что тут поделаешь...