Аркадий Чернецкий: Власть должна меняться. И поэтому я ухожу. ВИДЕО
Свершилось то, чего ждали уже долгое время: мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий прервал молчание и высказал свою позицию по поводу изменений в Устав Екатеринбурга. Чернецкий предложил перенести слушания по поправкам Спектора в "Космос", озвучил свой вариант, касающийся схемы управления в городе, а также назвал устраивающую его фигуру на посту сити-менеджера. Судя по всему, "сити-менеджерская" интрига получает новый виток. Озвученная мэром идея – это, по сути, умело найденный баланс между мнением горожан и пресловутым "федеральным трендом". Что же предложил мэр? Почему он уходит? И что будет дальше? Об этом – в материале Накануне.RU.
Сегодня мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий провел пресс-конференцию, которой прочили статус едва ли не исторической. Глава города высказал свое отношение к внесенным поправкам по изменению Устава города.
Мэр начал с того, что "внимание общественности и резонанс этого вопроса большой", и сегодня есть большое количество заявок на то, чтобы принять участие в общественных слушаниях, и на то, чтобы выступить на них.
"Представляется, в организационном плане, что будут определенные сложности, связанные с большим количеством возможных участников. Думаю, мы сделаем все необходимое для того, чтобы обеспечить максимальный комфорт проведения слушаний и постараемся услышать все мнения, которые будут высказаны жителями нашего города. Я попросил пригласить сегодня ко мне после обеда представителей инициативной группы "Право выбора", чтобы обсудить проблему, связанную с проведением слушаний, в частности, я готов решить вопрос о том, чтобы перенести слушания из здания администрации в ККТ "Космос", где это можно будет сделать в гораздо более комфортных условиях", – сказал он.
Также во вступительном слове он сказал свое мнение по поводу поправок, внесенных в думу.
"Уже прозвучал риторический вопрос – почему молчит Чернецкий. Я до поры – до времени молчал просто потому, что я не хотел вмешиваться в дискуссию, давить на общественность, на депутатов, обозначая некоторую конкретику. То, что я сегодня хочу сказать, не преследует целью давление на депутатов и общественность, я просто попытаюсь изложить свое понимание этих процессов как человек, который хорошо знает процессы организации консолидированной городской власти, как человек, который формировал ту власть, которая более 15 лет работала, и как человек, который принимал участие в создании 131 федерального закона", – отметил мэр.
По мнению мэра, главная причина остроты нынешней дискуссии по поводу поправок – "в понимании обществом того, что нам уже есть, что терять". Существующая система городской власти за 15 лет существования смогла обеспечить серьезный прогресс в развитии города, и нелогичность постановки вопроса о смене схемы организации власти в условиях прогресса в большинстве сфер городского хозяйства – вот основной тезис противников системы сити-менеджера, сказал Чернецкий.
Кроме того, по его словам, очевидно, что эффективность развития территории на 70-80% зависит от качества управленческой команды и лидерских качеств первого руководителя и лишь на 20-30% – от модели организации власти. Есть много примеров, когда ни схема с "сильным мэром", ни система с сити-менеджером не спасает города от деградации.
"Лично я в условиях другой модели организации власти города работать бы не стал, поскольку привык, взяв всю полноту ответственности, иметь и максимальное количество рычагов управления. Но не факт, что пришедший мне на смену руководитель захочет в равной степени брать на себя ответственность за каждую лампочку в каждом подъезде. Для этого как минимум нужно иметь лошадиное здоровье и абсолютно устойчивую психику, способную вынести все капризы нашей бурлящей политической жизни", – отметил мэр.
В итоге, сказал Чернецкий, для города, которому нужна преемственность в развитии, оправдана модель с всенародно избираемым по единому городскому округу одновременно с выборами в гордуму главой, который также является руководителем представительного органа власти. Это главная политическая фигура. Глава администрации города – специалист-управленец, работающий на контрактной основе, он утверждается гордумой (представляется, что озвученная схема, с одной стороны, отражает мнение горожан, которые ратуют за то, что мэра должны выбирать сами, а, с другой, реализует "федеральный тренд", согласно которому ответственность за городское хоязйство несет наемный менеджер).
"Я не собираюсь никуда уходить со своего поста, если не буду уверен, что система власти обеспечит поступательное движение вперед, если будут нарушены принципы преемственности, если появятся предпосылки для потерь городом лидерских позиций, либо для ущемления его прав. Отсюда возможны и сроки моего ухода – от нескольких недель, если консенсус будет найден и принятая модель обеспечит очередной импульс развития города, вероятность чего, надеюсь, весьма велика, до срока окончания моих полномочий в марте 2012 года, если у меня будут сомнения в эффективности предложенного варианта", – резюмировал Чернецкий, после чего ответил на вопросы журналистов.
Вопрос: Предложенная Вами схема должна быть по-новому оформлена в виде проекта решения городской думы? Проект Спектора обсуждать уже нет смысла?
Аркадий Чернецкий: Вы не путайте меня и Спектора в данной ситуации. Я высказал свое мнение по этому поводу. Прислушаются к нему или нет – это дело депутатов, общественности. Те общественные слушания, которые намечены, обязательно будут проводиться, никто их не отменяет. Другое дело, что на общественных слушаниях могут возникнуть любые предложения, и эти предложения могут обсуждаться.
Вопрос: Согласовывали Вы это с представителями администрации губернатора, как они на это смотрят?
Аркадий Чернецкий: Я не знаю, как они на это смотрят. Я свои мысли по этому поводу не скрывал, они о моем понимании этих процессов знают.
Вопрос: Какой видите свою дальнейшую судьбу?
Аркадий Чернецкий: Я, может быть, пойду работать в СФ, может, не пойду. В данном случае я официально говорю, что я службу муниципальную собираюсь закончить. Но я хочу уйти, понимая, что система, в которую я вложил силы и годы жизни, эта система не будет разрушена, что то, что будет принято в связи с изменением Устава, не приведет к деградации.
Вопрос: Расскажите, что будете обсуждать с представителями комитета "Право выбора"? И при переносе места проведения слушаний придется ли изменять дату?
Аркадий Чернецкий: Для меня принципиально важно организовать публичные слушания так, чтобы ни у кого не было никаких вопросов и спекуляций. Я должен создать условия для полноценного выражения собственно мнения, а также условия для безопасного проведения. Поэтому я приглашаю представителей "Право выбора" для решения организационных вопросов.
Намечается, что 1 тыс. придет, зачем нам толкучку устраивать? Давайте в "Космосе" проведем – пусть выскажутся все – какие вопросы? Если они (представители комитета, – прим. Накануне.RU) в процессе обсуждения затронут сущностные моменты, я могу пояснить свою позицию.
Думаю, что дату не надо переносить. Вообще, у нас еще есть время для того, чтобы предупредить людей и подготовиться соответствующим образом.
Вопрос: Теоретически, если устав будет изменен, кого бы Вы предпочли видеть на посту сити-менеджера?
Аркадий Чернецкий: Я бы предпочел видеть человека, который сегодня находится максимально в курсе дела – своего первого заместителя (Александр Якоб, – прим. Накануне.RU).
Вопрос: Когда может быть принято решение о переносе места проведения слушаний? И может ли предлагаемая Вами модель быть оформлена в виде поправок?
Аркадий Чернецкий: Сегодня какое решение будет принято – завтра оно официально будет утверждено на думе (по поводу места проведения слушаний, - прим. Накануне.RU).
Естественно, что к моменту, когда будет рассматриваться вопрос на думе, должны быть сформулированы соответствующие поправки, а результат работы общественных слушаний будет таков, что? условно говоря, есть какие-то варианты, и выносится решение, что наиболее предпочтительная система – такая-то. И дальше это должно быть подкреплено результатом голосования. Например, за систему с сити-менеджером – столько-то процентов, за другую систему – столько-то и так далее. Вот итог общественных слушаний. Они носят рекомендательные характер. Депутаты, естественно, будут ориентироваться на то, как воспринимает население модель власти.
Вопрос: Поясните различия между предлагаемой Вами системой и той, что внесена сейчас депутатами на рассмотрение?
Аркадий Чернецкий: Мэр будет выбираться так же, как выбирался я. Единственное, он будет руководителем не исполнительной власти, а представительной. А во главе исполнительной будет сити-менеджер, то есть, глава администрации. Мне не нравится термин "сити-менеджер". Он (глава города, - прим. Накануне.RU) будет выбираться одновременно с думой, он будет такой же депутат, но выбранный по общегородскому округу.
Вопрос: Вы сказали, что озвученная Вами модель уже обсуждалась с представителями областной администрации. Когда впервые Вы ее предложили областным властям?
Аркадий Чернецкий: Когда зашел разговор о том, что есть инициативы – я сказал об этом. Вообще, анализ этой модели не сию минуту рожден. В принципе, когда мы еще занимались созданием Устава нашего города и когда был принят 131 закон, мы эти вещи анализировали. Я повторюсь, что в другой системе работать бы не стал. Она для меня хорошая, а придет на это место невменяемый человек – и заплачете вы горькими слезами, потому что власти у человека очень много. Ей просто надо распоряжаться умело. В этом смысле система, которая существует, она не очень защищена от дилетантства, авантюризма.
Вопрос: Почему Вы не хотите, чтобы Ваш первый заместитель участвовал в прямых выборах?
Аркадий Чернецкий: Мы же делаем инициативу не на одного человека. Я говорю о системе универсальной. Почему это рассматривается под углом зрения сиюминутным? Хорошо, может быть, первый заместитель может участвовать в этих выборах, хотя он, по большому счету, не публичный человек, ему это не очень нужно. Но пройдет какое-то время, и снова встанет вопрос. Мы все-таки говорим об универсальной системе, которая может работать достаточно длительный период, и в которой заложены механизмы самосохранения – безотносительно персоналий.
Отмечу, что в большинстве крупных городов мэры сменились по четыре-пять раз. Я один из мэров городов-миллионников, который работает столько времени. В Нижнем Новгороде – пять (раз сменились главы, – прим. Накануне.RU). Где сегодня Нижний Новгород? В начале 90-х городов о нем говорили как о третьей столице России. Ужас, что там творится в Нижнем Новгороде. В Перми - пять, в Омске – пять, в Самаре – три. С одной стороны, хорошо, когда одна власть, нет никакой передачи эстафетных палочек, нет никаких конфликтов на этом этапе, хорошо, что реализуется линия, которая выбрана в качестве стратегической, но, с другой стороны, так не может продолжаться вечно. Власть должна меняться время от времени. Поэтому я и ухожу. Я, как говорится, почти 20 лет вбухал сюда, и сегодня Екатеринбург – лидер практически по всем направлениям среди крупных российских городов. Я не хочу, чтобы это коту под хвост ушло. Я хочу, чтобы система была сбалансированная.
Вопрос: Тем не менее, уточните процедуру того, как озвученная модель может быть вынесена на рассмотрение?
Аркадия Чернецкий: Напомню, что то, что я озвучил – это мое мнение. Но я думаю, к нему кто-то прислушается. Будет определенная группа людей, которая к нему прислушается, они это дело юридически оформят, вынесут на обсуждение думы, особенно, если в процессе публичных слушаний эта идея получит какое-то одобрение.