Максим Шевченко: Российским элитам хочется стать частью Запада
Не успел директор ИНСОРа Игорь Юргенс зачитать свой доклад о сотрудничестве России и НАТО, как министр обороны РФ Анатолий Сердюков уже наведался к главе Пентагона Роберту Гейтсу воплощать идеи в жизнь. В ИНСОРе считают, что "нужно нацеливаться на союз России и НАТО, на интеграцию России в обновленное НАТО, а также на членство в НАТО – в долгосрочной перспективе". Свою оценку элегантности капитуляций, актуальности Северо-атлантического альянса и тайным желаниям российских элит в интервью Накануне.RU дал участник того самого ярославского форума, на котором выступал Юргенс, журналист, член Общественной палаты Максим Шевченко.
В свете проходящего визита Сердюкова в США любопытно отметить, что в своем докладе "О перспективах отношений между Россией и НАТО" Институт современного развития рассмотрел несколько сценариев евроатлантической интеграции. Среди этих сценариев идеологи ИНСОРа отметили как наиболее предпочтительный "французский вариант" союза с НАТО. "Мы анализируем несколько этапов сценария интеграции. Остановиться на одном из них – дело политического руководства. В настоящее время приоритетный и наиболее реалистичный вектор дискуссии состоит в формировании союзнических отношений между Россией и НАТО", - заявил на форуме Игорь Юргенс.
Справка: Франция была в составе НАТО (с 1949), но при президенте де Голле в 1966 году она вышла из военной части альянса, чтобы иметь возможность проводить свою независимую политику в сфере безопасности. В течение пребывания на посту президента Ж. Ширака фактическое участие Франции в оборонных структурах НАТО усилилось. После того, как 16 мая 2007 года президентом стал Н. Саркози, Франция 4 апреля 2009 года вернулась в военную структуру Альянса. Полное возвращение Франции в военную структуру обусловлено поддержкой со стороны НАТО собственно европейских оборонных инициатив — Европейской политики безопасности и обороны ЕС (ЕПБО) как части Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ).
Юргенс считапет, что пора "начать размышлять о том, как именно будет организован этот "союз союзов". Исходя из этого, специалистами ИНСОРа был предложен ряд нововведений, изложенных в докладе. Наряду с сотрудничеством с Северо-атлантическим альянсом в деле борьбы с пиратством, Игорь Юргенс предложил сформировать некий миротворческий корпус, при этом для каких конкретно целей он будет создан, автор не пояснил. Однако, по его словам, подобная практика приблизит российскую армию к "практической совместимости с силами альянса".
"Мы рассматривали возможность и приемлемость перехода к интеграции систем противовоздушной обороны; они совместимы. Мы рассматривали вместе с российскими военными вопрос об отработке взаимодействия оперативной совместимости войск и сил России и НАТО, дислоцированных вне национальных территорий", - говорится в докладе.
Кроме того, ИНСОР предлагает вернуться к практике совместных учений. Однако, необходимость таких учений неочевидна для руководства самого НАТО, которое после нападения Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года заморозило подобные проекты и возобновлять их пока не собирается. Поэтому для того, чтобы добиться согласия на учения, Игорь Юргенс предлагает ввести некий "мораторий" на учения российских войск, в которых условным противником выступала бы западная коалиция или схожая по характеристикам группировка.
Другое направление интеграции - противоракетная оборона. "Мы считаем, что целесообразно возродить проект Центра обмена данными о пусках ракет и ракетоносителей", - говорится в докладе. По мнению Юргенса, необходимо "подумать о целесообразности отказа от борьбы за первенство в обладании правом контролировать так называемую "красную кнопку". Также, Игорь Юргенс предложил нашим ракетчикам поговорить с НАТОвцами "об обмене информацией о существующих возможностях в этом отношении". Под "информацией" тут понимаются алгоритмы пуска ракет.
По мнению присутствующего тогда на обсуждении доклада журналиста, члена Общественной палаты России Максима Шевченко, работа ИНСОР была выдержана в очень серьезном тоне, на докладе прусутствовали серьезные люди, поэтому не исключено, что ряд предложений будет всерьез рассматриваться российскими властями.
Вопрос: Вы присутствовали в Ярославле на докладе Игоря Юргенса, многие наблюдатели отмечают, что работа ИНСОРа призвана изменить общий внешнеполитический курс России и целиком развернуть страну на Запад. Так ли это?
Максим Шевченко: Доклад Игоря Юргенса - своеобразная попытка рассмотреть различные способы взаимоотношений России и НАТО, один из вариантов - максимальная интеграция. При этом отправной точкой доклада стал тезис о том, что НАТО - не угроза России. Была озучена позиция западников и либералов о том, что якобы у России нет противоречий с НАТО - все это мифы "холодной войны". Выступая, он привел присутствующим в пример меня как носителя генетического страха перед НАТО. Позже я ответил, что генетического страха у меня нет, но в памяти сохранились события югославской войны и есть понимание того, что на самом деле происходит в Ираке. Игорь Юргенс также отметил, что в Европе война невозможна, и именно из этого нужно исходить при принятии решений. Хочется спросить, если в Европе война невозможна, то зачем тогда, простите, размещать ракеты в Польше, которые явно нацелены на Россию? Обсуждалась и проблема Ирана, все прошло без иранских представителей, зато был израильский представитель, который убеждал всех, что только на Израиль стоит делать ставку в политике на Ближнем Востоке, заявляя, что это единственная цивилизованная страна в регионе.
Вопрос: Насколько серьезно это событие? Услышали ли Юргенса люди, принимающие решения?
Максим Шевченко: Доклад был очень серьезный и обстоятельный и на нем присутствовали очень серьезные люди, в том числе, "клуб мудрецов НАТО" - те, кто проектируют стратегию, кто работает над новой концепцией НАТО. Этот доклад в корне пересматривает концепцию национальной безопасности, где НАТО - одна из угроз. Юргенс говорит об альянсе как о союзнике, усматривая всевозможные формы далекого и близкого контакта и диалога с НАТО, которое, повторюсь, вообще не рассматривается как угроза.
Вопрос: По Вашему мнению, по какому из озвученных Юргенсом вариантов пойдет Россия?
Максим Шевченко: Мне бы хотелось, чтобы никакой вариант не был вероятен.
Но, скорее всего, мы будем просто сотрудничать с НАТО по Афганистану. Участвовать в военных преступлениях, которые НАТО там совершает, зачем-то поддерживая истребление мирного населения. Я не понимаю, для чего это нам нужно. На обсуждении звучало, что якобы война в Афганистане защищает от терроризма Среднюю Азию и сопредельные территории. Это абсолютная ерунда! Именно присутствие натовских войск в Афганистане дестабилизирует ситуацию. Американская и натовская сила вытеснила из Афганистана нормальные стабильные власти в лице Талибана, которые, кстати, никогда не нападали на США. Как только из Афганистана уйдут натовские бандиты, там сразу станет спокойнее. Проблема в том, что присутствие американцев в Афганистане не имеет целью борьбу с терроризмом, а, наоборот, организует управляемый хаос, создает дестабилизацию в регионе. Но на докладе Юргенса все как заведенные повторяли, что это очень правильно - сотрудничать по Афганистану.
Вопрос: Зачем нам примыкать к альянсу, который уже, как принято считать, сам по себе потерял актуальность? А если, как шутят у нас, в НАТО вступим мы, альянс вообще потеряет все основания для существования.
Максим Шевченко: НАТО - суперактуальная структура, потому что нет больше кроме НАТО силы, которая могла бы управлять человечеством с помощью палки, огня и войны. НАТО является дубинкой в руках Запада, чтобы высасывать кровь и жизнь из всего остального человечества. На словах альянс якобы способствует развитию экономики и демократии. Но мы понимаем, какая это чушь.
Вопрос: Почему снова Запад? Это дефицит идей?
Максим Шевченко: Проблема в том, что российским элитам хочется стать частью Запада, они не понимают, что, если ты - не член Запада, то ты - объект политики Запада. Они хотят защитить свои ресурсы, сырьевые, экономические, просто включившись в Запад. Грубо говоря, они хотят в долю. Но надо очень постараться - доказать, что ты можешь и в состоянии жить по принципам, которые существуют в этом криминальном сообществе под названием "Большой Запад". Почему криминальном? Потому что Запад живет за счет ограбления всего остального человечества.
Вопрос: Можно ли расценивать и недавний договор России с Израилем как реализацию новой геополитической стратегии?
Максим Шевченко: Я считаю, что Россия стала соучастникам убийства мирного населения. Потому что поставлять лазерные прицелы на израильские беспилотники - пособничать внесудебным расправам, которыми злоупотребляют израильские спецслужбы и армия в Секторе Газы и Палестине. Это убийство, это преступление, за которое Израиль будет отвечать. Россия, бездумно вступая в такие партнерские отношения, участвует в карательных операциях. Я не верю, что это правильное решение - это гибельное решение. Только что Израиль вооружал грузинскую армию, еще кровь убитых этим оружием российских солдат не остыла. Надо иметь избирательность какую-то.
Вопрос: На докладе присутствовали "мудрецы" из альянса, как Вы думаете, Россия вообще нужна натовцам?
Максим Шевченко: НАТО абсолютно не готово принять Россию. Речь не идет ни о каком членстве в НАТО, речь идет об абсолютной капитуляции, о полном взаимодействии под контролем натовского руководства. То, что мы примем НАТО, будет означать, что чиновники в Брюсселе будут распоряжаться нашей армией.