Полицейская полуреформа
Общество испытывает смешанные и, порой, взаимоисключающие чувства в связи с грядущей реорганизацией МВД. С одной стороны, к "родной милиции" привыкли, а, с другой стороны, милиция эта переходит зачастую все рамки дозволенного, и очевидно, что нужно что-то менять. Сегодня Дмитрий Медведев подведет итоги интернет-обсуждения закона "О полиции". Старт этому обсуждению был дан 7 августа, и до 15 сентября было получено более 20 тыс. предложений и замечаний от граждан. Многие наблюдатели отмечают, что пока о полноценной реформе говорить не проходится. Принять закон в нынешнем виде – значит сделать ошибку, убеждены депутаты даже от партии власти. Мы тоже не остались в стороне и на протяжении всего этого времени приглашали к обсуждению известных экспертов. Самые интересные мнения – в материале Накануне.RU.
Владимир Васильев, председатель комитета Государственной Думы по безопасности:
- На специальном сайте свои замечания оставили уже более 20 тыс. человек. Думаю, это очень полезный пример совместной работы власти и людей. Простые граждане почувствовали себя сопричастными к решению важнейших вопросов, и законопроект от этого, несомненно, выиграет. По данным опросов, около 60% граждан выступает за реформу МВД. Милицию надо реформировать, но как? Здесь начинаются вопросы. Законопроект, на мой взгляд, имеет очень четко выраженную правоохранительную суть. На первом месте стоит гражданин и его права и свободы. Ясно прописаны принципы деятельности полиции. А право определять состав и структуру полиции закреплено за президентом. Несомненно, положительным моментом в законопроекте является личное поручительство за человека, который отправляется служить в полицию, а также введение психологического теста для будущих полицейских. Еще один хороший момент - введение испытательного срока для людей, которые будут служить в полиции. Он составит от трех месяцев до одного года.
Борис Кагарлицкий, руководитель Института проблем глобализации и социальных движений:
– Такое обсуждение заведомо бессмысленно, потому что идет неструктурированный вал предложений, пожеланий, из которых власть может выбрать удобный ей вариант. Все население, которое участвует в дискуссии, выступает, в лучшем случае, в роли таких добровольных, бесплатных консультантов, которые не имеют никакого влияния на процесс. Реально обсуждение эффективно, когда оно структурировано, когда есть концепция, когда есть несколько базовых точек зрения, вокруг которых все строится. Какая-то из точек зрения постепенно аккумулирует новые предложения и идеи, которые выведены в русле заложенной концепции, и дальше альтернативные варианты, предположим, выносятся на референдум или на голосование в парламент, впоследствии один из этих вариантов побеждает. Тогда структурированное обсуждение имеет смысл. А обсуждение неструктурированное – его, по большому счету, вообще лучше не проводить, потому что единственное, что оно дает – это фрустрацию. Много, кто что написал на сайте, но, естественно, 99,9% предложений не будут учтены и не могут быть учтены, потому что их слишком много и они никак не связаны между собой. Поэтому получится только разочарование. Заметьте, что при всем публичном обсуждении закона "О полиции" какой-либо дискуссии с рядовыми сотрудниками МВД и среди них не произошло. Потому что это невыгодно руководству МВД. Сейчас другой низовой состав мы не получим – в МВД, даже в силовой составляющей, задействованы сотни тысяч человек. Их заменить единовременно в полном объеме невозможно, значит, останутся эти люди. А заменить высшие эшелоны можно, и сделать это можно как раз за счет низших звеньев МВД, которые могут быть вполне заинтересованы в реформе, если она будет сопровождаться для них повышением вертикальной мобильности и карьерными перспективами – не только в рамках личного продвижения, но и в рамках происходящей реорганизации, когда низовые фигуры приходят и зачищают коррумпированные верхушки.
Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации:
– Предложенный законопроект нельзя назвать идеальным, но он социально-ориентирован, несмотря на попытку концептуально изменить идеологию самого правоохранительного ведомства. Но мы прекрасно знаем, что любая благая идея в России, даже предложенная сверху, самым неожиданным образом может трансформироваться при исполнении. Например, Дмитрий Медведев, опираясь на общественное мнение, которое было довольно негативным в отношении милиции, предложил Рашиду Нургалиеву реформировать свое ведомство. Как известно, в результате оказалось, что министр просто попросил дополнительно денег, а до этого не дал никаких гарантий реформирования и не предложил никаких механизмов. Сейчас, судя по всему, идет второй этап реформирования ведомства, и верховная власть уже не шутит. На кон поставлена не только политическая карьера министра, но, я так понимаю, что в случае "заматывания" реформы своих постов лишится целый ряд милицейских начальников. Президент намерен изменить суть вещей, но не намерен поступиться ослаблением этого органа, и в этом есть трагическое несоответствие, потому что для того, чтобы прооперировать пациента, его нужно ввести в состояние наркоза, а, по сути, президент предлагает резать по живому – чтобы человек еще и на работу ходил, а его при этом будут оперировать.
Александр Шаравин, руководитель Института политического и военного анализа:
– Все преобразования в милиции, которые в последнее время были, доказывают, что из прежней системы создать новую не получается. Идея (с созданием полиции, – прим. Накануне.RU), на мой взгляд, верная, но как она будет реализовываться – сказать сложно. По сути, для того, чтобы реализовать эту идею на практике, нужно выстроить рядом с нынешней системой параллельную структуру. Часть людей из прежней структуры можно использовать, но саму систему использовать нельзя, потому что система насквозь коррумпирована, она порочна и больна, и это признают все, потому что если бы этого не было, то президент бы такие кардинальные шаги не предпринимал. Если говорить о том, где взять людей для новой системы, то стоит напомнить, что мы сейчас из армии сокращаем 200 тыс. офицеров. Это люди как минимум с одним или иногда с двумя высшими образованиями, они хорошо подготовлены, владеют оружием, у них хороший уровень физической подготовки. И если из этих 200 тыс. хотя бы 100 тыс. взять в новую полицию – уже была бы новая структура.
Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы:
- Мы проводили опросы среди простых милиционеров, чтобы выяснить, в чем заключается их главная задача как сотрудников. Две трети опрошенных сказали - для того, чтобы бороться с преступностью. А вот среди руководителей ОВД на этот вопрос также ответили только 4%. Это заставляет задуматься. Ведь когда начнется кадровая чистка, из полиции уйдет немало честных людей, а вот те самые руководители ОВД останутся, и тогда мы действительно можем получить не полицию, а организованную преступную группировку. Вероятно, было бы уместно обратиться к советскому опыту и установить штат комиссаров. Так было в Красной армии. Ей по-прежнему управляли царские полковники и генералы, но они не могли сделать ничего существенного без согласования с комиссаром, выбранным простыми солдатами. У нас для этого даже должность придумывать не надо. Нужно просто назначать выбранных трудовым коллективом милиционеров заместителями начальников по воспитательной работе. Без их согласия нельзя будет уволить или наказать человека. Это будет эффективной формой самоконтроля.
Михаил Делягин, руководитель Института проблем глобализации:
– Когда милиционер совершает преступление, это что- то противоестественное. Когда полицай совершает преступление, в общественном сознании это нормально. В общественном сознании милиционер - это добрый дядя Степа, а полицейские это те, кто вешал героев "Молодой гвардии". Если люди хотят на себя получить эту реакцию, то это их право.
Геннадий Гудков, член комитета Государственной Думы по безопасности:
- Тут возникает еще один принципиальный вопрос: как будет проходить чистка кадров? Если этими вопросами будет заниматься какая-то группа товарищей на местах, мы получим не полицию, а организованную банду в погонах, и количество Евсюковых будет только возрастать. Нужно, чтобы решение к этому вопросу принималось открыто. Эту дискуссию нужно продолжать, а не завершать, как предлагают некоторые чиновники. Если мы сумеем найти эффективный механизм чистки кадров, то здорово поможем собственному народу.
Протоирей Димитрий Смирнов, глава синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата:
– По большому счету, название значения не имеет. Милиция для меня - более приличное название, но, если благодаря закону изменится не только название, но и улучшится кадровый отбор, условия труда сотрудников, будет повышена зарплата, повышен уровень образования, это будет определенно положительный момент. Если это еще и способ чистки кадров – это тоже хороший ход. Но для народа важно, чтобы милиция защищала гражданина. Милиционер - человек, который "заточен" на то, чтобы помочь в любой ситуации. Милиционер - это воин, который защищает обывателя, человек, к которому можно обратиться в трудную минуту.