Откройте, полиция!
Всего через год с небольшим нашим доблестным, теперь уже полицейским, поднимут зарплату, раздадут личные жетоны и обяжут при задержании преступника рассказывать про его права и предоставлять возможность позвонить адвокату. Именно об этом говорил вчера президент Медведев, а позже министр финансов Кудрин подсчитал – все это обойдется бюджету в 327 млрд рублей. Зачем в России проводят реформу МВД под западную кальку, и какая судьба ожидает Следственный Комитет, который теперь станет самостоятельным органом? На эти и другие вопросы корреспонденту Накануне.RU ответили зампред комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров и депутат Госдумы, заместитель председателя ЦК КПРФ Владимир Кашин.
Вопрос: Президент заявил о том, что денежное довольствие лейтенанта полиции должно составлять 33 тысяч рублей, из этого следует, что люди, стоящие по служебной лестнице выше, будут получать еще большие деньги. Потянет ли такие оклады бюджет?
Андрей Назаров: Думаю, что за счет сокращения числа сотрудников можно будет сделать зарплаты сотрудников полиции более весомыми. Кроме того, на сегодняшний день в этой сфере есть много неэффективных затрат. Мы выделяем средства, но не получаем результат. Если пересмотреть эти траты, то можно найти деньги на увеличение зарплат. Да, общественный порядок и безопасность стоят дорого. Я сторонник того, чтобы у полицейских были большие зарплаты. Это является своеобразной профилактикой коррупции, которая, порой возникает из-за нищеты сотрудников правоохранительных органов. Милиционер или полицейский, если у него есть определенные права, не должен пользоваться ими в своих целях. Он должен знать и помнить, что государство заботится о нем
Вопрос: Теперь, по словам президента, полицейские прежде, чем вступить в диалог с гражданином, должны представиться, показать свой жетон и соблюсти другие условности. Воспримут ли это новшество наши правоохранители?
Андрей Назаров: Думаю, что другого выхода у них просто нет. Возвращение к старому названию – полиция - обусловлено желанием изменить сознание людей. Полицейский ассоциируется у нас с вежливыми и доброжелательными блюстителями порядка, которые работают в других странах и которые себя достаточно хорошо зарекомендовали. И эти цивилизованные формы общения полицейского и гражданина должны стать примером для наших постовых. Это просто необходимо, чтобы завоевать авторитет населения. Полицейский обязательно должен представляться и вести себя максимально корректно по отношению к гражданам, потому что главная цель полицейского – безопасность гражданина и защита его интересов. Он просто обязан вести себя пристойно, кроме тех случаев, когда обстановка требует решительных действий.
Вопрос: Какие еще изменения, на Ваш взгляд, нужно внести в законопроект "О полиции"?
Андрей Назаров: Очень важно добиться, чтобы в законе была установлена персональная ответственность людей, которые будут занимать определенные должности в Министерстве внутренних дел, потому что когда никто ни за что не отвечает, тогда и порядку взяться неоткуда. Персональная ответственность, которую мы хотим усилить и для судейского сообщества, должна быть предусмотрена и для полиции. За результаты работы человек должен отвечать во всех случаях без исключения.
Вопрос: Как Вы относитесь к последней инициативе Бориса Грызлова, который заявил, что в положениях законопроекта, касающихся полномочий полицейского, должен быть прописан полный перечень этих самых полномочий, а не ссылка на иные федеральные законы и другие нормативные акты?
Андрей Назаров: Конечно, это хорошо, когда в законе все четко и прямо прописано и нет отсылочных норм, но, думаю, в данном законопроекте полностью этого сделать будет нельзя. Отсылочные нормы в законопроекте будут, но мы будем стараться контролировать те постановления и другие документы, которые будут приниматься как детали механизма реализации закона "О полиции". Они должны соответствовать главным задачам закона – защите граждан и сохранению общественного порядка в стране.
Вопрос: Следственный Комитет теперь будет отдельным ведомством. Это плохо или хорошо?
Андрей Назаров: Создание единого следственного органа, я считаю, логичным и правильным шагом. Для того, чтобы вывести следствие из компетенции МВД и других ведомств, нужно время. Делать это надо в несколько этапов. Самым подготовленным органом сегодня для самостоятельной работы является Следственный комитет. Начинать нужно именно с него, а затем постепенно добавлять в сферу его компетенции те направление следственной работы, которые уйдут из полиции и других правоохранительных структур.
Нововведения, предложенные президентом, не стали новостью для коммуниста Владимира Кашина, он по-прежнему считает представленный законопроект сырым и говорит, что сокращать число сотрудников полиции нужно прямо пропорционально количеству пойманных и посаженных за решетку преступников.
Вопрос: Помогут ли нововведения, озвученные Дмитрием Медведевым, сделать этот законопроект лучше?
Владимир Кашин: Нет, в законе осталось слишком много вещей, примириться с которыми нельзя. Ну, например, стрельба без предупреждения или право входить в любую фирму и любой дом для решения неясно прописанных задач. Зачем тогда мы принимали антикоррупционнные и антирейдерские законы? Согласно нормам этого законопроекта, полицейского можно использовать как таран для любого рейдерского захвата и для других неблаговидных целей. Куда подевалась презумпция невиновности? Почему вдруг полицейский получил право не обращать внимание на этот важнейший признак гражданского общества? Дальше – больше. За что ни возьмись, вытащишь целый ком проблем.
Вопрос: Президент заявил, что будут существенно повышены зарплаты сотрудников полиции, разве это не здорово?
Владимир Кашин: Конечно, заработная плата у тех, кто охраняет покой наших граждан, тех, кто находится на переднем крае борьбы с терроризмом, должна быть достойной. Во времена СССР лейтенант милиции или вооруженных сил приравнивался по своей зарплате и социальным благам к главному специалисту, будь то на предприятии или в сельском хозяйстве. Тогда его зарплата была в районе 250 рублей, по сегодняшним меркам это около 25 тысяч рублей. Это те деньги, которые молодой офицер просто обязан получать. Это необходимо и для привлечения нормальных кадров, и для поднятия престижа службы, и для того, чтобы не хотелось обирать граждан, и для того, чтобы прокормить свою семью. Но благополучие этих людей должно заключатся не только в высокой зарплате. У них должно быть право на получение бесплатного жилья и право на льготное медицинское обслуживание, их семьи должны быть обеспечены всем необходимым в случае потери кормильца. В законопроекте все это должно быть прописано более четко.
Вопрос: Ваши коллеги, депутаты – "единороссы", говорят, что новое название стражей порядка – полиция - может изменить их сознание, и подражая западным полицейским, они станут вежливыми и тактичными и научатся уважать права гражданина. Как Вы считаете?
Владимир Кашин: Ни в коем случае! Почему мы должны называть человека, который нас охраняет, полицаем? Эта ассоциация у всех вызывает ненависть. Похоже, перед выборами президента кто-то просто подставляет. Не воспримет наш народ этого названия. Это дикость! Особенно сильные протесты это вызовет в наших областях, которые были под оккупацией. Это издевательство над нашей Победой. Думаю, никакими материальными поблажками власть не заслужит доверие со стороны мыслящих граждан. Если изменить название, то мы ничего не выиграем с точки зрения борьбы с коррупцией, борьбы с терроризмом, охраны покоя граждан. Сегодня правоохранительные органы пребывают в кризисе. Президент это понимает и старается как-то исправить ситуацию, но все эти неуклюжести в законодательном плане, типа переименований милиции в полицию, вызывают тревогу.
Новых норм насчет того, что полицейские будут обязаны представляться, показывать документы и вежливо себя вести, я не понимаю. Для чего все это нужно, если по действующему закону наш милиционер и так обязан представляться, показывать свой номер, если это касается представителей Госавтоинспекции, показывать свои документы. Все это определено Конституцией и действующими законами. Все это уже есть. А вот нормы открывать огонь без предупреждения сегодня нет. Представьте, что будет, если наши полупьяные милиционеры получат такое право, Да они перестреляют всех мирных граждан, а заодно и друг друга. Таких, как Евсюков, у нас достаточно. Я не хочу бросить тень на честных сотрудников, без них наша страна не сможет обойтись. Но к реформе милиции нужно отнестись очень серьезно и копировать все с Запада - это тупиковый путь.
Вопрос: Значит ли это, что нам нужно пересмотреть идеологию этой реформы?
Владимир Кашин: Да. Именно это и нужно сделать. Если мы зациклимся на реформировании правоохранительных органов, если мы потратим время на то, чтобы ковыряться внутри этой системы, то просто бездарно потратим время и деньги. А кто в это время будет защищать нас от бандитов, кто сохранит предприятия от захватов? Надо избежать сценария по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда…
Вопрос: Закон "О полиции" предполагает сокращение большого числа сотрудников МВД. Не получится ли так, что оголив тылы, реформа развяжет руки преступникам?
Владимир Кашин: Боюсь, именно так и получится. Конечно, штат милиции раздут, и какую-то часть сотрудников надо сократить. Если раньше районное ОВД насчитывало 120 человек, то теперь 350 – 360. За двадцать лет штат сотрудников увеличился втрое. Но ведь у нас в десятки раз увеличилась преступность. Если сейчас выбросить на улицу энное число сотрудников, а оставшихся все время реформировать, то преступность вырастет еще в несколько раз. Все надо соизмерять с реальной ситуацией и сокращать сотрудников только после того, как удастся сократить преступность.
Вопрос: Вернемся к инициативам Дмитрия Медведева. Нужно ли нам создавать отдельное ведомство из Следственного комитета?
Владимир Кашин: Я сегодня встречался с некоторыми высокопоставленными чиновниками из Следственного Комитета, которые слышали о готовящемся указе президента. Они в недоумении: опять мы копируем Запад и создаем свое ФБР. Кому и зачем это нужно? Я не знаю. Ведь в следственных органах можно навести порядок и без этих мер. Можно подобрать квалифицированные кадры, можно, в конце концов, усилить службу собственной безопасности, чтобы пресечь коррупцию. Если ставить на должности следователей непрофессионалов или нечистых на руку людей, вы, хоть соединяйте, хоть разъединяйте, ничего не получится. Прямо как в той басне у Крылова: а вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!