Гейдар Джемаль: Иран был союзником России...
"Ахмаденижад опять зажигает". Так неофициально комментируют внешнеполитические наблюдатели речь иранского лидера с трибуны ООН. Собственно, ничего нового он не сказал. В самой Америке несколько лет подряд выходит уже целая публицистическая серия выступлений, посвященная доказательству тезиса - терракты 11 сентября организованы самой американской администрацией. Но Обама на Ахмаденижада обиделся.
Внешнеполитические обиды USA так-то особенно никого и не волнуют, но отслеживаются внимательно. Ибо преваращаются они зачастую в военные операции. Если Ирану придется столкнуться именно с таким развитием событий, то полученный накануне чувствительный для Ирана удар от одного из друзей Обамы сыграет свою негативную роль.
Официальный отказ России от поставок зениток С-300 Ирану ставит точку в союзничестве наших стран. Москва уверяет, что в этом не было "руки Запада", хотя эксперты говорят об обратном. Удивительно и то, что после сделанного заявления пресса разузнала о тайных переговорах США с Ираном по возобновлению неофициальных дипломатических отношений, некоторые даже делают предположения, что теперь все необходимое оружие Иран закупит у американцев. Политолог и философ, глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль рассказал в интервью Накануне.RU, что значит для России сделанный шаг.
Вопрос: Иран и российско-иранские отношения снова в центре внимания. Россия отказалась поставлять Ирану комплексы С-300, как на том и настаивали сначала Буш, потом Обама, а также запретила въезд к нам иранских специалистов по ядерному сотрудничеству. А выступление Ахмадинежада на генассамблее ООН обернулось скандалом.
Гейдар Джемаль: Я считаю, что сама по себе публичная декларация позиции России – есть рабское пресмыкательство перед американо-израильским давлением. На самом деле, это выглядит очень некрасиво на фоне того, что ответом на самодеятельность администрации генассамблеи, которая отключила микрофон и перевод речи Ахмадинежада, CNN и другие каналы целенаправленно передали по всему миру выступление Ахмадинежада, отключив альтернативные программы и сопроводив это переводом. Таким образом, психоневротическая реакция иранофобов генассамблеи ООН, которая пыталась сорвать это выступление, привела к обратному результату – к тому, что все мировые агентства сосредоточились на распространении позиции иранского президента. На фоне этого российская позиция, торопливо забегающая вперед паровоза и демонстрирующая готовность лечь на живот перед американскими и израильскими требованиями, – это не позиция великой страны. То есть, одним росчерком пера уничтожены всякие претензии России на то, чтобы быть суверенной, не говоря уже о том, чтобы быть великой державой. Это не связано с тем, что поставлено, не поставлено ранее или поставлено еще кому-то параллельно. Это имеет не практический, а политический смысл, и это наносит ущерб не Ирану. Иран как-нибудь отобьется от израильско-американской авиации или причинит нападающим ассиметричный вред, так что они трижды пожалеют и проклянут тот момент, когда они решили напасать на Иран. Но то, что указ наносит вред самой России – это, в принципе, неоспоримо. Я, кстати, думаю, что это увязано с некоторыми трансформациями во внутренней политике России.
Вопрос: С какими именно?
Гейдар Джемаль: Ясно, что все эти действия делаются не просто так. Российскому руководству нужно выкупить нейтральное отношение к каким-то очень некрасивым действиям, которые могут предпринять во внутренней политике. Демонстративное заявление о запрете на поставку целого ряда военной техники в Иран и запрет на приезд в Россию всех иранских специалистов, связанных с ядерной программой, выглядит очень странным, с учетом того, что Бушер якобы недавно достроен с Россией. После этого запретить людям, связанным с российско-иранским ядерным сотрудничеством, приезжать в Россию выглядит непонятным. Но я думаю, что это связано с тем, что сейчас Россия перебрасывает войска на Северный Кавказ и, судя по всему, предполагается новый тур кровопролития, обострения ситуации на Кавказе, возможно, увязанный с вентилируемым сейчас в СМИ проектом высылки кавказцев с Кавказа, то есть, повторением сталинского проекта, направленного на то, чтобы обезлюдить Кавказ и выслать кавказцев в Сибирь, например. Я думаю, что поскольку это будет носить, скорее, вызывающий и нарушающий все общепринятые нормы характер, вызовет реакцию демократов, правозащитников и так далее, то Медведев хочет заручиться толерантностью к его любым шагам со стороны Запада, подыгрывая ему по Ирану.
Вопрос: Действительно ли России требуется оглядка на Запад во внутренних делах?
Гейдар Джемаль: Да, и не только по Кавказу, а по всем акциям делается оглядка на Запад. То, что Россия встала с колен – это медийная мифология. Ни с каких колен она не вставала. 1991 год был поражением, осуществленным через предательство номенклатурной бюрократии, поражением СССР в "холодной войне", и после этого никакого вставания с колен быть не может. Фактически даже полный демонтаж советской военной машины за эти 20 лет – это характерное проявление демонтажа государственного суверенитета, после которого заявления о коленях – вставании, опускании – выглядят сотрясанием воздуха.
Вопрос: Если говорить об аспектах не внутренней, а внешней политики, то российские власти заявляли, что отказ от поставок С-300 делался без оглядки на США и НАТО. Между тем, эксперты небезызвестного ИНСОРа уже всерьез говорят о возможности вхождения РФ в Североатлантический альянс.
Гейдар Джемаль: Проблема в том, что Россия в НАТО абсолютно не нужна. Входить-то они могут желать и обсуждать что угодно, протягивать дрожащие ручки в сторону НАТО, но НАТО абсолютно не заинтересована в таких шагах, в таком вхождении, а Россию уже рассматривают как площадку, которая должна пройти вторую стадию демонтажа. Сначала был ликвидирован Советский Союз, Варшавский договор утратил силу, но зверь – подранок – должен быть добит. Ни один охотник не оставляет подранка. Сегодня тот переходный режим, который осуществлялся при Ельцине и его преемниках, он уже изжил свою полезность для Запада, потому что Россия в своем нынешнем виде препятствует следующим шагам по масштабной дестабилизации в Евразии. Сегодня перед США стоят проблемы внутреннего порядка, которые могут быть решены только дестабилизацией вокруг США – то есть, это конфликты, которые идут между Китаем и Индией, Китаем и Японией, Китаем и Россией, конфликты между Ираном и арабским миром, конфликты между Центральной Азией и Афганистаном. Вся эта система конфликтов должна дать США возможность передышки, чтобы затем выступить новым однополярным арбитром по отношению к тому хаосу, который будет царить вокруг. Но существование России препятствует этому хаосу, потому что, несмотря на то, что она предельно слаба, сохранение суверенитета Москвы над Сибирью снимает вопрос о политическом вакууме огромных территорий Евразии. Если там не будет московского суверенитета, то это будет геополитический вызов Китаю, потому что Китай не может, как великая держава, терпеть, что к северу от него существует политический вакуум – он вынужден будет реагировать на этот вакуум, а это будет провокация для всех противников Китая, которые существуют вокруг него.
Вокруг Китая нет друзей – вокруг Китая только враги, за исключением Пакистана, который является его союзником. Но Пакистан уже практически выведен из игры наводнениями, землетрясениями и войной, которая идет в Афганистане. А вокруг Китая существуют только враги: Индия, Япония, Индонезия, Вьетнам. Суммировать их, объединить и бросить на Китай можно только при провокационных действиях Китая, которые сразу вызовут опасения его ближайшего окружения. А такие действия можно спровоцировать только коллапсом российской государственности. Пока есть российская государственность, Китай будет поддерживать статус-кво. США заинтересованы в том, чтобы начался хаос на всей Евразии, потому что в противном случае их политическое существование будет напоминать песочные часы. После Великой депрессии 1929 года потребовалась Вторая мировая война, чтобы США окончательно выйти из этой ситуации, потому что Рузвельт не смог из нее выйти. Сегодня снова появляется необходимость большой войны за пределами США, в которой США будет арбитром. Для этого необходим коллапс российского суверенитета. Сегодня в России мы действительно наблюдаем "горбачевщину" второй очереди. То есть, был Горбачев, который взял на себя ответственность за все мероприятия по сворачиванию СССР как проекта, а сегодня в фарсовой вариации все повторяется уже вновь – но уже по отношению к тому, что осталось от России.
Вопрос: А как бы прокомментировали то, что США, по данным прессы, начинает тайные переговоры с Ираном о возобновлении неформальных дипломатических отношений?
Гейдар Джемаль: Россия может сколько угодно забегать впереди паровоза, ложиться на живот и всячески демонстрировать полную рабскую покорность любому хрюку со стороны Запада, но Запад совершенно не обязан нести какую-то ответственность за эту покорность России. Именно на фоне того, что Россия готова сделать абсолютно все – снять с себя последнее белье и отдать Западу по любому его поднятию брови – Запад может заключить соглашение с Ираном в обход России. Например, чтобы поставить Россию в тяжелое положение. Иран был союзником России, он очень много сделал для России. Иран, например, содействовал российским проектам во время гражданской войны в Таджикистане. Нам ничего не стоило в Таджикистане выиграть, потому что Исламская партия возрождения была проиранской, и в Душанбе в 1992 году был установлен режим, который готов был с Ираном взаимодействовать очень тесно и, более того, на территории Таджикистана находится урановые рудники, руда которых практически не требует обогащения. США категорически запретили России поддерживать исламо-демократическое правительство, у которого были договоренности с Ельциным и Шахраем на тот период. Шахрай как эмиссар Ельцина приезжал в Душанбе. США категорически запретили Ельцину поддерживать это правительство, потому что в этом случае исламистам могли попасть эти урановые рудники под контроль.
Иран играл против своих интересов за Москву, потому что он хотел заручиться союзнической поддержкой со стороны ельцинской России. Во имя того, чтобы сохранять теплые отношения с Москвой, они сдали Таджикистан и всю Центральную Азию, потом они сдали Кавказ – там позиция очень пораженческая Ирана на Южном Кавказе по отношению к Баку и на Северном Кавказе по отношению к Дудаеву и Чечне, которая, кстати, пыталась искать контакты на тегеранском направлении. Но Тегеран занял четко пророссийскую позицию. Очень многие моменты, связанные с дружбой с Ираном, были выгодны для России, потому что это стабилизация и укрепление всех ее южных рубежей. Теперь же, когда Россия заняла позицию предательства, Запад может запросто перевести стрелки иранского сотрудничества на себя или, по крайней мере, отвести их от России, чтобы Россия в результате своей прозападной политики осталась бы в изоляции по отношению к самому Западу, то есть, разрушить этот тандем, который существовал до недавнего времени – тандем Москва-Тегеран. А сейчас возникает совершенно другая система. Сейчас появляется Тегеран-Анкара-Дамаск и еще несколько возможных потенциальных игроков меньшего калибра. Возникает очень мощный блок, который уже не будет иметь отношения к России как блок партнерский, союзнический. После этого Россия останется в одиночестве, и дальнейшие шаги по ее демонтажу станут вообще уже детской игрой. То есть, по мере того, как Россия предает Иран, Запад будет усиливать закулисные контакты с Ираном для того, чтобы повысить уровень геополитической изоляции России.
Вопрос: Вы полагаете, что о разрушении тандема Москва-Тегеран можно говорить как о свершившемся факте?
Гейдар Джемаль: После того, как издан указ, можно говорить о том, что он разрушен. После этого всерьез говорить о том, что он каким-то образом чудесно продолжается, невозможно. При такой степени прозрачности, которая существует в России, которая просвечена насквозь американскими и израильскими спецслужбами, говорить о том, что левой рукой Медведев объявляет о разрыве военного сотрудничества с Ираном, а правой рукой Путин ведет тайные переговоры с Ахмадинежадом, невозможно. Такая двойная игра невозможна, потому что она мгновенно будет насквозь просвечена и сразу приведет к очень жестким последствиям со стороны Запада. Все российские чиновники сверху и донизу – коррупционеры, которые привязаны личными счетами к американским банкам и которые находятся в полной вассальной зависимости не как чиновники, а как частные лица, из-за угрозы замораживания этих счетов.