"Боровицкая" битва: общественность снова достучалась до чиновников
Накануне в столице решилась судьба стройки, о которой в минувшие недели говорила вся Москва, да и, пожалуй, вся Россия. Депозитарий, а проще говоря, хранилище Музеев Московского Кремля и реставрационные мастерские будут построены там, где и планировалось: на Боровицкой площади между Кремлем и домом Пашкова. Однако, предложенный проект строительства здания сильно не понравился членам общественного градостроительного совета, на котором председательствовал исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин. В итоге решено отказаться от возведения постройки, которую уже успели окрестить "хамамом", и объявить конкурс на новое здание, которое наилучшим образом смотрелось бы в этом месте и обеспечивало функционирование музеев Кремля. Подробности "Боровицкого" сражения - в репортаже корреспондента Накануне.RU.
Это заседание Общественного градостроительного совета вызвало небывалый ажиотаж среди экспертов, представителей общественных организаций и журналистов. Интрига заключалась в следующем: после отставки Юрия Лужкова "временное правительство" столицы во главе с Владимиром Ресиным начало стремительно пересматривать свои взгляды на градостроительные проблемы Москвы. Первый сигнал общественность получила уже через сутки после скандального увольнения Юрия Лужкова, когда Владимир Ресин заявил, что приостанавливает все работы на Боровицкой площади, внимая протестам жителей города. Ничего хорошего для проекта Владимира Колосницына, который предлагал возвести здесь классицистический дворец, увенчанный небольшим куполом, это не сулило, а после сообщений о возможном переносе памятника Петру Первому стало ясно, что проект Колосницына в одночасье превратился в "привет" из прошлого, и шансов быть реализованным у него практически нет. Впрочем, в начале обсуждения главный архитектор Москвы Александр Кузмин предлагал оставить здание в заявленных пропорциях, отказаться от купола, и подумать над решением фасада. Но когда очередь дошла до выступлений членов совета, это мнение поддержано не было.
Зоя Харитонова, заслуженный архитектор России:
– Я считаю, что здание на Боровицкой площади вообще строить не надо. Его постройка разрушит существующие там объемы, а ведь Кремль смотрится как раз за счет созданных вокруг него площадей. Я сегодня (6 октября – прим. Накануне.RU) ходила на красную площадь посмотреть, какая там жизнь, и зашла в ГУМ. Он стоит полупустой. Даже больше скажу. У меня создалось впечатление, что я там одна ходила. Вот, где должны размещаться музеи кремля! Хватит нам уже решать торговые проблемы. Сегодня люди уже не стоят в очередях за сапогами и колбасой, и это уникальное здание можно было бы приспособить под нужды музеев Кремля! Это было бы очень правильным решением!
Никита Шангин, член союза архитекторов России:
– Мне кажется, что помещения могли бы разместиться в подземной части холма, который сейчас явно просматривается на площади. Подземная урбанистка – это самое перспективное направление развития больших городов, которое позволяет оставить нетронутой историческую среду. В представленном проекте мне не нравится четкое обозначение центральной оси здания. Это такой квазиклассический стиль, который не нужен в современном городе. Нельзя демонстрировать провинциальный стиль в городе 21 века. На этом месте нужна другая постройка, которая может обогатить, но не взорвать контекст этого места.
Алексей Клименко, член экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы:
– Неужели мы действительно хотим вынести из Кремля самые ценные экспонаты и реставрировать, а затем и экспонировать их в помещении, расположенном на стыке двух городских улиц с очень оживленным движением? Строить здание на этом месте нельзя ни в коем случае. Ну, неужели в самом Кремле не найдется помещения для него. В конце концов, там есть помещения, где располагается кремлевский полк. Это 10 батальонов. Может быть, стоит их куда-то перевести. Кроме того, есть башни, реставрационные мастерские могли бы разместится и там. Есть замечательные подземные пространства под Кремлевским дворцом съездов – на семь этажей вниз уходит инфраструктура. Я считаю, что на этом месте строить ничего не надо, надо искать другое место для этих помещений.
После остальных выступлений слово взял Владимир Ресин, чтобы подвести итог:
– Желание объять необъятное привело к тому, что мы получили это чудовище. Это не депозитарий, а санаторий на черноморском побережье. А все связано с одной ошибкой - желанием объять необъятное и всунуть в это небольшое здание как можно больше. Зоя Харитонова абсолютно права: высота здания по этому проекту превышает высоту стен Кремля, и это не хорошо. Вероятно, надо внимательно отнестись к освоению подземного пространства. В конце концов, нет никакой разницы в том, будет ли этот холм естественным или искусственным. Кстати, там обязательно должен появиться поземный переход, соединяющий здание депозитария с противоположной стороной улицы. Без подземного перехода этот проект – пустое дело. Его даже и рассматривать не надо. Нужен новый проект здания. У нас есть Российская Академия архитектуры, пусть объявят конкурс, не международный, - не надо нам тут Фостера (английский архитектор Норманн Фостер – прим. Накануне.RU), и спроектируют правильное здание. Если не хватит места тут, на Боровицкой площади, найдем кусок площади поблизости. Кстати говоря, в Кремле, по моим данным, свободных площадей нет. Все они заняты под определенные функции. Строить будем на этом месте, но по толковому проекту. То, что вышло сейчас – наша общая ошибка. Умный как раз и отличается от дурака тем, что учится на ошибках.
Уже после окончания заседания совета к журналистам подошла член координационного совета общественного движения "Архнадзор" Наталья Самовер:
– Мы приветствуем решение совета отказаться от этого архитектурного проекта. Это мудрое решение, и мы очень рады, что временно исполняющий обязанности мэра при поддержке правительства Москвы, министерства культуры и Администрации Президента принял такое решение. В свою очередь, мы предлагаем разместить депозитарий музеев московского Кремля в здании средних торговых рядов, которые расположены между улицами Ильинка и Варварка и фасадом выходят на Красную площадь. Недавно оно было передано Федеральной службе охраны. Оно имеет большую площадь и выгодное расположение. Нам представляется, что оно идеально подходит как для реставрационных мастерских, так и для выставочных залов. Там ничего не нужно строить заново, нет никаких проблем с законами, регулирующими охрану исторического наследия. Его всего лишь надо приспособить под новые функции. Кроме того, это будет дешевле, чем строить новое здание. Мы хотим, чтобы это предложение в дальнейшем рассматривалось городскими властями наряду с другими предложениями и проектами.
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заметил, что москвичей ждет еще немало споров вокруг этого строительства:
– Мы ничего не будем принимать келейно. Будет конкурс, по итогам которого, мы на градсовете рассмотрим новый проект, который будет формировать ансамбль Боровицкой площади.
***
Многие эксперты уже называют это решение победой общественности. Впрочем, пока не ясно, какие причины толкнули московские власти на либерализацию градостроительных решений. Вполне возможно, что все это связано с предстоящим назначением мэра, и действующие московские чиновники хотят понравиться президенту, чтобы не потерять свои места в новом правительстве города, отмечают наблюдатели.