Регионы-"монстры" поставлены на карту
В Госдуму внесен законопроект, в случае принятия которого ГД и Совфед смогут выступать с инициативой по объединению регионов или даже принятию в состав РФ "части иностранного государства" – без проведения референдумов. Авторами предложения является группа депутатов от ЛДПР. Политологи отмечают, что федеральная власть не отказалась от идеи укрупнения регионов, и в этом ключе новая инициатива может стать "прощупыванием почвы". Ведь и Грызлов еще в начале этого года загадочно заявлял о том, что укрупнение регионов должно продолжаться, и что дотационные регионы не имеют права носить статус субъектов РФ, и их надо бы лишать этого статуса. То выступление Грызлова показалось странным для многих, в том числе, и для министра финансов Алексея Кудрина, который вступил с ним в открытыю полемику.
Группа депутатов от ЛДПР предлагает внести изменения в федеральный конституционный закон "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ". Депутаты предлагают расширить круг обладающих инициативой образования в составе России нового субъекта РФ, говорится на сайте ЛДПР.
Как рассказал Накануне.RU один из авторов инициативы, депутат Госдумы Владимир Таскаев, инициативы объединения регионов нужно решать на федеральном уровне, а не на местном.
"Депутаты выбраны от народа, мы предлагаем отдать возможность решать вопросы без референдума Госдуме и Совфеду, потому что проведение референдумов – затратный механизм и по времени, и финансово, плюс, это несет характер корпоративной направленности, люди ангажированы властью", – сказал он.
По словам представителей ЛДПР, в России должно быть не более 50 регионов (сейчас 83). Вместе с тем, "жириновцы" не против дополнительных субъектов из состава республик бывшего СССР, хотя Таскаев полагает, что эта инициатива все-таки не найдет отражения в законопроекте.
"У нас есть определенная позиция, например, по Молдавии, по Украине, по Киргизии – это создание субъектов РФ, но это зависит от населения. Речь идет о дополнительных субъектах – Молдавский округ, Украинский и т.д. Вполне возможно, их нужно забирать, если они примут такое решение. Такая позиция была, как она изменится в ближайшее время, посмотрим", – сказал он.
По мнению авторов законопроекта, в том числе и среди регионов УрФО есть перспективы для объединения. Так, возможно объединить территории Курганской области со Свердловской и Челябинской областями, также могла бы объединиться и Тюменская область с ХМАО и ЯНАО.
Однако, оговаривается он, все это реально будет сделать только после выборов президента.
"Закон, даже если не будет утвержден, то пройдет большое всенародное обсуждение, и думаю, что нас "единороссы" поддержат, потому что выгодно, экономить государственные деньги надо всем, в период кризиса тем более", – говорит парламентарий.
Впрочем, сами "единороссы" не видят перспектив у этого законопроекта, хотя в начале года глава высшего совета партии и думский спикер Борис Грызлов одобрительно высказывался об объединении дотационных регионов с самодостаточными. Правда, позже он добавлял, что речь идет о среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Депутат ГД от "ЕР" Игорь Баринов рассказал Накануне.RU: "Сейчас перспективы у такой инициативы (ЛДПР) нет, я думаю, что на сегодняшнем этапе у страны в целом и регионов, которые планируют они объединять, есть более важные и насущные проблемы. Это все-таки должно на сегодняшнем этапе, во многом, естественным путем происходить, то есть, должна быть объективная необходимость. Как правило, происходит поглощение одного слабого региона другим, в экономическом плане более мощным. Эта же инициатива (партии ЛДПР) подразумевает давно декларируемый тезис Владимира Вольфовича деления страны по другому принципу – как США делились, там ровные линии провели и не привязываясь ни к национальному, ни к историческому принципу, все было сделано волевым решением. Я считаю, что на сегодняшний момент это несвоевременно и поддержку в Госдуме не найдет".
Политолог, руководитель Центра политической информации Алексей Мухин считает, что инициатива ЛДПР противоречит Конституции РФ.
"Понятно, что депутаты пытаются идти по пути упрощения ситуации. Им гораздо удобнее не проводить референдумы, что чревато разного рода неожиданностями, а обеспечить верховной власти объединение без особых усилий. Думаю, что данная инициатива идет в прямое противоречие с Конституцией РФ, поэтому решение Конституционного суда здесь должно быть однозначным", – рассказал он Накануне.RU.
Эксперт отметил, что план укрупнения регионов у центральной власти существует уже лет пять и "успешно реализуется", однако некоторое время он был затруднен в связи с так называемой "проблемой-2008". А сейчас депутаты готовят очередную волну укрупнения.
"В новую волну могут попасть Москва и область, Санкт-Петербург и область, в первую очередь", – сказал он.
Между тем, в президиуме генсовета "ЕР" пока не видят необходимости в объединении Москвы и области, но не исключают, что к вопросу по Тюменскому региону придется вернуться.
"Москва и Московская область – это будет огромный многомиллионный "монстр" с очень сложной системой управления. Я не вижу в этом необходимости", – сказал Накануне.RU источник в президиуме генсовета.
Что же касается будущего Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, то, по словам источника, возможно, к этому разговору когда-нибудь придется возвращаться.
"Но на сегодняшний день это самодостаточные регионы, которые довольно быстрыми темпами развиваются самостоятельно, тем более, что нет понимания необходимости объединения у населения этих субъектов", – сказал источник и обратил внимание на то, что периодически объединения регионов в РФ все-таки происходят.
Политолог Евгений Минченко отмечает, что населению до сих пор не объяснили, в чем польза уже проведенных объединений.
"На мой взгляд, результат неоднозначен. По поводу Алтая и объединения Краснодарского края и Адыгеи было достаточно серьезное сопротивление общественности. Несколько специфична история с Ненецким автономным округом, который еще сохраняет свой отдельный статус, но по факту уже потерял бюджетную самостоятельность. Поэтому я думаю, что, видимо, власть и дальше будет проводить эксперименты. Единственный вариант, который мне кажется интересным – это не объединение Москвы с Московской областью, а расширение Москвы до пределов 4 транспортного кольца. Это была бы адекватная идея, но там должен быть какой-то другой механизм", – рассказал эксперт Накануне.RU.
Что же касается внесения инициативы представителями ЛДПР, то эксперты не исключают, что задание им дали "старшие товарищи", чтобы "прощупать почву". А вплотную вернуться к вопросу можно будет после решения "проблемы-2012". Любопытно отметить, что в начале этого года Грызлов уже предложил лишать дотационные регионы права называться субъектами РФ (высказанное им предложение, как ни странно, в целом ложится в концепцию нынешнего законопроекта ЛДПР, если из этого процесса проведение референдумов будет исключаться).
Тогда в публичную полемику с Грызловым вступил министр финансов Алексей Кудрин. "Это было странным выступлением Грызлова, дело в том, что он прямо сказал, давайте лишим статуса дотационные регионы статуса субъекта РФ", - сказал Кудрин. Он отметил, что "сказать о том, что мы можем лишить статуса регион, - это не соответствует Конституции, потому что по Конституции только сам регион на референдуме может лишить себя такого статуса". При этом министр пояснил, что дотационность региона - это условное понятие. "Может быть, имелась в виду идея укрупнения каких-то соседних регионов, которые сами бы этого пожелали", - предположил Кудрин, отметив, что это также "дело самих этих регионов, референдумов этих регионов". Новый же законопроект как раз позволяет отдельно взятые регионы "лишать" статуса субъектов – без проведения референдумов.
Справка: Процесс объединения регионов России начался в 2003 году при активной поддержке федерального центра. В первую очередь оно затронуло "сложносоставные" субъекты Российской Федерации — края и области со входящими в их состав автономными округами. В результате объединения (по сути — включения автономных округов в состав краёв и областей) 2003—2008 гг. число субъектов федерации сократилось с 89 до 83; прекратили самостоятельное существование шесть из десяти автономных округов, а три области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на края. Процессы дальнейших объединений приостановились к 2008 году. В истории РСФСР были также исторические периоды аналогичных укрупнений регионов — в 20-е, и в 40-е—50-е годы XX века, между которыми происходили обратные процессы разукрупнения регионов.