Руководству департамента образования Москвы пора выразить недоверие, - Сергей Комков
Эксперты Всероссийского фонда образования направили в адрес мэра Москвы Сергея Собянина открытое письмо, которое они назвали "Наказом". Главное внимание в документе уделено действиям чиновников столичного департамента образования, которые, по мнению авторов письма, представляют собой наглядный пример коррупции и беспредела. О том, какие факты стоят за появлением этого письма, а также о наиболее актуальных проблемах столичных школ и детских садов корреспонденту Накануне.RU рассказал президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков.
Вопрос: В своем "Наказе" Сергею Собянину Вы говорите о грубейших нарушениях чиновниками департамента действующего законодательства в области проведения тендеров на поставку питания в школы. О каких фактах идет речь?
Сергей Комков: В "Наказе" приводится несколько таких фактов. Так, в декабре 2009 года была уволена директор одной из лучших московских школ – Центра образования № 1804 "Кожухово" - Людмила Курбатова, которая отказалась заключать контракты на поставку школьного питания с теми фирмами, которые определила лично руководитель окружного управления образования Людмила Митрюк. Конфликт вылился в противостояние между родителями и администрацией окружного управления образования. Родители не хотели смены директора, но Курбатову все же уволили. Причем увольнение вылилось в "спецоперацию", в которой приняли участие сотрудники милиции. Ошарашенные школьники и их родные окрестили все происходящее "рейдерским захватом". Самое интересное, что Люблянский районный суд снял с Людмилы Курбатовой все наветы и постановил восстановить ее в должности. Но для руководства окружного управления образования ЮВАО это так и осталось пустым звуком. Главный аргумент чиновников звучит так: "О решении суда знаем, но восстанавливать в должности не хотим". Аналогичные ситуации имели место и в Северном административном округе столицы. Всего за последние два года по аналогичным схемам было уволено больше десятка московских директоров.
Вопрос: Но ведь по закону директора школ сами должны проводить тендеры?
Сергей Комков: Все правильно. Из 94 Федерального закона прямо вытекает, что главным организатором аукциона на поставку продовольствия в школы выступает директор образовательного учреждения, поскольку он несет полную ответственность за детей. Но в Москве сложилась совершенно другая практика. Департамент потребительского рынка и услуг и Департамент образования заранее договариваются о том, какие фирмы будут поставлять продукты для школьных столовых и, если кто-то с этим не согласен, то его, как правило, увольняют. С той же школой №1804 история получилась очень печальная история, ведь контракт на поставку продовольствия был уже заключен, но когда в школьной столовой появились просроченные молочные продукты, Людмила Курбатова добилась разрыва контракта и самостоятельно провела новый тендер. Его выиграло фермерское хозяйство, которое поставляло в школу только свежее питание, но это вызвало бурю недовольства в окружном управлении образования, что было дальше, вы знаете…
Вопрос: Какие еще факты содержатся в вашем "Наказе"?
Сергей Комков: Мы можем документально подтвердить несколько случаев нецелевого расходования бюджетных средств. Так, в конце декабря 2009 года в течение 3 дней по указанию руководителей Дирекции по материально-техническому и финансовому обеспечению Департамента образования Москвы, в обход Федерального Закона № 94, были выписаны счета на общую сумму в 70 миллионов рублей. Напомню, что по закону, если объем сделки не превышает 100 тысяч рублей, аукцион проводить не надо. Чиновнику умудрились выписать аж 1500 счетов на покупку мебели и прочих необходимых вещей. Копии всех этих счетов у нас есть. А поставщиками определили всего 10 фирм, многие из которых, как потом выяснилось, были однодневками. Разумеется школы никакой мебели не получили, зато в апреле текущего года получили указание принять на учет якобы поставленное имущество, а затем было еще одно распоряжение списать это оборудование под разными предлогами. В результате, по заключению наших экспертов, имел место факт присвоения бюджетных средств группой лиц. Данные материалы уже переданы в следственные органы.
А вот еще факт. В конце прошлого года, по указанию руководителя Департамента образования Москвы Ольги Ларионово, был подписан контракт на аренду 7 автомобилей класса люкс - "Тойота Камри". На них должны были разъезжать заместители Ольги Николаевны. Сумма контракта составила около 10 миллионов рублей. Получается, что аренда одного автомобиля в месяц обходилась бюджету примерно в 140 тысяч рублей. Если не считать фонда заработной платы, то в эту сумму вполне могут уложиться месячные расходы средней московской школы. Насколько нам известно, руководитель транспортного управления департамента отказывался подписывать этот контракт, напрямую обвиняя вышестоящее начальство в том, что его втягивают в аферу. В конце концов, он уволился, и контракт благополучно подписали. Сейчас по этому факту возбуждено уголовное дело и проводятся следственные действия.
Вопрос: Насколько велик, по-Вашему, объем коррупции в сфере образования?
Сергей Комков: В 2010 – 2011 учебном году расходы только на питание составят 7,3 миллиарда рублей. Многим регионам такая сумма и не снилась. Можно только радоваться, но… по нашим подсчетам, до 30% этой суммы идут на "откаты". Кстати, сотрудники правоохранительных органов эти цифры подтверждают. Их статистика позволяет сделать такие же выводы.
Вопрос: И что же Вы предлагаете сделать Сергею Собянину? Всех уволить?
Сергей Комков: Я знаю, что новый мэр не из тех людей, которые принимают быстрые решения под влиянием эмоций. Но если есть материалы, он обязательно будет в них разбираться и потом сделает выводы. Мы в "Наказе" говорим, что выражаем полное недоверие действующим на сегодня руководителям Департамента образования города Москвы и требуем отставки Ольги Ларионовой. Сергея Собянина мы просим провести тщательную и всестороннюю проверку деятельности Департамента образования и его окружных управлений. Кстати, помимо "Наказа" мы в ближайшее время передадим Собянину и пакет документов, которые подтверждают наши выводы. Думаю, что и работа правоохранительных органов даст мэру пищу для размышлений.
Вопрос: Кто мог бы возглавить городское образование в случае отставки Ольги Ларионовой?
Сергей Комков: Было бы здорово, если бы Евгений Ямбург согласился возглавить департамент, но вряд ли ему это нужно Он уникальный педагог и его методики опережают время. В Москве много талантливых учителей и уникальных методов. Поверьте, нам есть чем гордиться. Я просто хочу сказать, что нормальное развитие системы образования не может проходить нормально, если мы будем использовать ту же систему управления и те же методы, что и раньше.
Вопрос: Коррупция - только одна из многих проблем нашего образования. А ведь есть не менее острые темы. В Москве не хватает детских садов. Как можно решить эту проблему?
Сергей Комков: В середине девяностых я некоторое время работал в Департаменте образования, заместителем Любови Петровны Кезиной, уже тогда вместе с сотрудниками Министерства образования мы предупреждали о том, что нельзя отдавать помещения детских садов коммерческим структурам. Но тогда никто этого знать не хотел. В 94 - 95 годах здания сплошняком передавались не только банкам и фирмам, но и управам и даже отделениям милиции. Сейчас в городе, наверное, не менее двух десятков отделений милиции располагается в бывших детских садах. Всего за те годы мы потеряли не менее 700 детсадов. А теперь в Москве очередь из дошколят составляет около 30 тысяч человек. И чтобы удовлетворить всех, нужно построить 1000 садиков. Если даже строить по 100 штук в год, как это делалось при Лужкове, то, чтобы ликвидировать дефицит, потребуется десять лет.
Вопрос: Звучит не очень оптимистично. Но может быть есть другие способы решения этой задачи?
Сергей Комков: Надо возвращать те помещения, которые сейчас занимают госорганы. Ничего страшного не случится, если отделения милиции переедут в какие-то полуподвальные помещения. Я даже думаю, что город в состоянии договориться с бизнесменами и снести несколько торговых центров, восстановив садики, которые стояли на этих местах раньше. Конечно, все 700 зданий вернуть не удастся, но попытаться вернуть большую их часть можно.
Впрочем, Москве нужно возвращать не только утраченные детские сады. За последние годы в городе было уничтожено более 50 досуговых центров клубов по интересам для детей и подростков. Их массово выселяют из занимаемых помещений, предоставляя площади коммерческим структурам. Фактически уничтожаются уникальные детские организации. Так лишился своего здания замечательный детский хореографический коллектив "Чародеи" в Восточном административном округе, а также детские студии "Мир глазами детей" и "Цветик-семицветик" на Арбате. Считаю, что руководители окружных и муниципальных органов власти города Москвы должны понести за это должное наказание.
Вопрос: Власти столицы не так давно заявили, что собираются закрыть несколько десятков малокомплектных школ. Как Вы к этому относитесь?
Сергей Комков: Если быть точным, то Департамент образования собирается закрыть 69 школ. Мы считаем это очень опасным решением и выступаем против. В конце концов, Москва со школами окажется в такой же ситуации, как и с детскими садами. Изменится демографическая ситуация, вырастут новые кварталы, и школы обязательно понадобятся. Сейчас мы должны сделать все, чтобы не потерять их.