Население пока не готово к рыночным платежам за свет, - председатель комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов
Правительство намерено отпустить цены на электроэнергию уже в будущем году. Пока это коснется только предприятий и организаций, граждане будут платить за свет по привычным схемам, но это не значит, что либерализация цен на электричество никак не повлияет на их кошелек. О том, что ждать россиянам от перехода на рыночное ценообразование в энергетике и почему не стоит верить рассказам про суровую зиму, корреспонденту Накануне.RU рассказал председатель комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов.
Вопрос: Одно из самых важных событий в российском ТЭКе - это переход на рыночное ценообразование в электроэнергетике. Расскажите, что нас ждет?
Юрий Липатов: С первого января 2011 года на территории Российской Федерации вводится 100% оплата электроэнергии для хозяйствующих субъектов. Сразу скажу, что это не касается населения. Люди за свет будут платать по тарифам, которые установит Федеральная тарифная служба. Причем, если раньше в законах было определено, что введение стопроцентной платы за электричество для населения произойдет с первого января 2014 года, то теперь мы убрали этот временной рубеж. Население пока не готово к рыночным платежам. Это не значит, что мы отказались от идеи перевода оплаты на рыночные тарифы, но мы думаем, что вводить их нужно тогда, когда население будет способно оплатить свои счета за свет.
Что же касается рыночных цен на электроэнергию для предприятий и организаций, то нас очень беспокоит вопрос справедливых и обоснованных цен на этом рынке. Нужно избежать всплеска цен, который будет непонятен для экономики. Именно поэтому данному вопросу уделяют большое внимание представители Федеральной антимонопольной службы и Федеральной тарифной службы. В нормативных документах Правительства РФ, которые будут регулировать эти процессы, должны быть учтены все риски.
Мы понимаем, что в условиях рыночных отношений любая поломка генераторов мгновенно отразится на ценообразовании, а потому генерирующие устройства должны быть готовы к зиме и работать без сбоев.
Вопрос: Но ведь удорожание электроэнергии для предприятий неизбежно вызовет рост цен на продукты и услуги. Получается, эта либерализация цен все равно выйдет боком для населения?
Юрий Липатов: Я бы не стал драматизировать ситуацию. Спекуляций на этот счет мы уже слышали и еще, я уверен, услышим немало. Политикам тут есть, где развернуться. Безусловно, цены на месте стоять не будут, потому что инфляционный процесс будет проходить, независимо от всех реформ электроэнергетики. Правительство определило, что цены не должны вырасти больше чем на 15%. Если мы входим в рынок, это не значит, что вожжи нужно отпускать и безучастно смотреть на лошадь, которая несется галопом. Я уверен, что со стороны Правительства РФ за этим будет четкий контроль. Заместитель министра энергетики Андрей Шишкин, который курирует этот вопрос, не раз говорил о том, что власти будут внимательно следить за ситуацией. Ну и мы в Комитете Госдумы по энергетике обязательно будем держать руку на пульсе событий. Кроме того, мониторинг дел в этой области будут проводить члены Совета Федерации. Словом, власть эту проблему на самотек не пустит.
Вопрос: А на тарифах ЖКХ в целом будущий свободный рынок электроэнергии не скажется?
Юрий Липатов: Когда в начале года люди, недовольные огромным ростом тарифов ЖКХ, начали выходить на улицу, председатель Госдумы Борис Грызлов создал комиссию из депутатов, куда вошел, в том числе и я. Мы объехали немало территорий и столкнулись с одной простой вещью: когда мы говорим о тарифах на ЖКХ, мы почему-то считаем, что это тарифы на электроэнергию. А ведь на самом деле это тепло, которое вырабатывают местные тепловые станции, это транспорт тепла, это водоотведение и еще масса платежей. Если мы говорим только о тарифах на электричество, то их устанавливает государство, а точнее Федеральная тарифная служба. Мы убедились в том, что тарифы, которые установлены этим ведомством, местная власть менять не может. А если она их меняет, то напрямую попадает под действие статей Уголовного кодекса. На местах платежи растут не за счет "электрических" тарифов, а за счет устаревших котельных, неэффективного водоотведения, канализации и прочих вещей.
Напомню, что для решения этой задачи в июне при участии комитета Госдумы по энергетике и Минэнерго был принят закон, регулирующий все вопросы теплоснабжения. Такого нормативного документа не было ни в России, ни в Советском Союзе. Можно говорить, что с появлением этого закона теплоснабжение стало настоящей отраслью народного хозяйства. Там пошагово прописано то, как должен действовать глава района, как должны работать руководители котельных, короче говоря, получился не закон, а, как шутили депутаты, паспорт к телевизору, где написано, на какие кнопки надо нажимать. Но это только с первого раза может показаться смешным. Сейчас в условиях выборности главами муниципальных образований в городах и поселках оказываются люди, очень далекие от энергетики и ЖКХ. А если первое лицо ничего не понимает в этих важнейших направлениях работы, то непременно жди беды. Теперь у глав есть законодательный инструментарий и это поможет им решать текущие задачи.
Вопрос: Значит, аварий станет меньше?
Юрий Липатов: Я убежден в том, что вопрос об авариях - это вопрос компетенции местной власти. Я могу привести немало примеров, как будучи в равных условиях одни руководители сумели наладить бесперебойную работу своих комплексов ЖКХ, а другие - нет. Один руководитель района сначала роется в земле и меняет коммуникации, а уже потом благоустраивает территорию, а другой все делает наоборот и результат у него получается соответствующий. Если в Москве руководители понимают, что без ЖКХ прожить невозможно, то и деньги находят соответствующие.
Вопрос: Как, кстати, теперь, будут обстоять дела в Москве? В городе сменилось руководство.
Юрий Липатов: Ну, вот посмотрите сами: поменялся мэр, все заместители, которые работали с Юрием Лужковым, остались. Руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Евгений Скляров был переназначен одним из первых. Жизнь, конечно, преподносит сюрпризы, но, я думаю, что в Москве этой зимой точно все будет хорошо.
Вопрос: Даже, несмотря на очень холодную зиму?
Юрий Липатов: Я абсолютно не верю этим страшилкам, что будет какая-то аномально холодная зима. В моем детстве были и тридцатиградусные морозы. Да, мы порой не ходили в школу, но при этом все работало и никому и в голову не приходило говорить про аномалии. И сейчас тоже вся техника должна работать. Если рвется, если ломается, значит, там не доработал руководитель и он должен нести всю ответственность, вплоть до уголовной. Я отношусь к этой зиме абсолютно спокойно: ну, зима и зима! Мы просто привыкли за последнее время, что у нас тут оттепели вместо нормальной зимней погоды, поэтому и удивляемся. Я слышал, что это поляки все придумали, что якобы Гольфстрим остановился из-за розлива нефти в Мексиканском заливе и теперь Европу ждет необычайно холодная зима. И наши, и европейские гидрометеорологии уже высказали свою точку зрения. Это миф, и педалировать эту тему нет никакого смысла.