"Через год Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана заработает на заданную мощность"
В свое время главными целями ЕврАзЭС были провозглашены свобода передвижения товаров, капитала и рабочей силы. С созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана одну из этих целей можно считать условно достигнутой. О том, как этого удалось достичь, когда Таможенный Союз заработает в полную мощь и с какие проблемы участники внешней торговли должны решить в первую очередь, корреспонденту Накануне.RU рассказал Председатель экспертного совета по таможенному регулированию при комитете Госдумы по бюджету и финансам Нариман Кутлубаев.
Вопрос: С момента создания Таможенного союза прошло почти полгода. Каким было это время? С чем столкнулись бизнесмены, которые ведут внешнюю торговлю?
Нариман Кутлубаев: Прошло пять месяцев. Сейчас сложно говорить о том, что сложилась какая-то определенная практика для людей, которые занимаются внешней торговлей. Союз заработал. Но сейчас он работает не в полной мере, поскольку в российском законодательстве пока нет нескольких важных актов, которые должны идти в развитие принятого Таможенного кодекса Таможенного Союза. Сейчас завершается работа над нашим законом "О таможенном регулировании", и мы очень надеемся, что правовой вакуум, который, к сожаленью, еще приходится наблюдать исчезнет. Необходимо отметить, что Кодекс Таможенного Союза внес очень много положительных моментов для бизнеса. Так, например, по некоторым видам товаров были снижены ставки пошлины. Кроме того, сейчас у бизнесмена есть возможность вносить изменения в таможенную декларацию уже после выпуска товара, что ранее было невозможно. Расширен перечень товаров, которые могут ввозиться с полным освобождением, что очень важно для такой отрасли, как авиастроение. С первого января заработает еще несколько правовых актов, что позволит сделать работу проще и понятнее.
Вопрос: Вы рассказали о плюсах, а минусы есть?
Нариман Кутлубаев: Безусловно, минусы есть и самый большой из них заключается в том, что сейчас на вех участников таможенных отношений наваливается просто вал актов, который не успевают переработать ни юристы, ни практики, ни таможенные органы. Второй минус, на мой взгляд, заключается в том, что российская часть бизнеса на вовлечена в должной мере в процесс подготовки нормативных актов, который происходит в рамках комиссии Таможенного Союза. Комиссия Таможенного Союза публикует решения о проведении различных мероприятий на своем сайте, но этого мало и, как мне кажется, бизнесмены должны быть допущены к принятию решений.
Вопрос: Сколько времени потребуется на то, чтобы решить все проблемы Таможенного Союза? Когда он сможет заработать на полную мощность?
Нариман Кутлубаев: Временные рамки оценивать очень сложно. У Европы на это ушли годы. Но у нас этот процесс идет гораздо быстрее. Хотелось бы, чтобы в этот переходный период появились понятные и прозрачные нормы и для таможенных органов, и для бизнес-сообщества. Нужна стабильность. Нужно посмотреть, как работают принятые нормы законодательства. Нужно время для того, чтобы проанализировать, в чем сила и слабость этих норм. Надо посмотреть на практику применения этих норм, ведь слабые звенья цепи могут быть и там. Если же говорить о каких-то сроках, то, я надеюсь, что на все это потребуется не меньше года. К июлю 2011 года Таможенный союз должен выйти, если так можно выразиться, на заданную мощность работы.
Вопрос: Если говорить о российском производителе, какие выгоды сулит ему Таможенный Союз?
Нариман Кутлубаев: У нас есть регионы на границе с Казахстаном, которые за счет внешнеторговой деятельности формируют 30 - 35% своих бюджетов. Снятие таможенных барьеров должно значительно улучшить экономику таких регионов. Там будут создаваться дополнительные рабочие места в сфере малого и среднего бизнеса, улучшится сбор налогов. До создания Таможенного союза многие деловые люди задавались вопросом: купить мне товар в Сибири или в Казахстане? В Казахстане дешевле, но надо будет пройти через таможню, а это может отнять много сил и времени. Многих это сдерживало, и они предпочитали переплатить, но взять товар в Сибири. Теперь ситуация совершенно изменилась и все больше бизнесменов понимают выгоды Таможенного Союза.
Вопрос: Если все будет складываться удачно, к Таможенному союзу могут присоединиться другие страны, например, Украина?
Нариман Кутлубаев: Я думаю, Таможенный Союз обречен на удачу. Просто сейчас мы должны пройти период становления. Когда все правовые и экономические вопросы будут урегулированы, то наверняка к Таможенному союзу присоединятся и другие страны. Я думаю, что в первую очередь это будут государства ЕврАзЭС . И Украина в том числе. Не могу сказать, присоединиться ли она первой или нет, но абсолютно точно, что и Россия, Белоруссия и Казахстан будут только рады видеть в составе Таможенного Союза Украину и другие страны.
Вопрос: Ухудшение политических отношений с Белоруссией может как-то повлиять на работу в рамках Таможенного Союза?
Нариман Кутлубаев: Я не вижу проблем в этом аспекте. По крайней мере, мне о них ничего неизвестно. Союз работает. Таможенные службы России и Белоруссии взаимодействуют нормально.