Корпорации "Уралвагонзавод" задают скоростное движение
ОАО "РЖД" продолжает критиковать качество вагонов корпорации "Уралвагонзавод", и последним поводом стал излом тележки, из-за которого с рельсов сошел поезд под Иркутском. А на УВЗ отмечают опасную тенденцию: перевозчики стараются максимально эксплуатировать старые вагоны и порой даже – списанные. Однако этот конфликт, по информации источников Накануне.RU, не помешает свердловскому правительству в ходе ожидающегося визита на Урал Владимира Путина предложить новый амбициозный проект с участием УВЗ. Речь идет о появлении кластера транспортного машиностроения, который мог бы участвовать в создании скоростных поездов в рамках проекта ВСМ. С учетом фактического отсутствия гособоронзаказа для УВЗ это могло бы стать перспективным направлением, говорят эксперты.
Команда свердловского губернатора Александра Мишарина готовится удивить премьера Владимира Путина, который прибудет на Средний Урал 18 ноября, амбициозным проектом. Речь идет о кластере транспортного машиностроения, который, в том числе, мог бы участвовать в выпуске поездов скоростного движения. Как известно, для команды Мишарина строительство высокоскоростной магистрали Екатеринбург-Москва (ВСМ-2) – один из ключевых проектов.
"Сегодня специальная консалтинговая компания осуществляет консультирование нас по вопросам строительства ВСМ-2, готовится концепция, проведены консультации с главами регионов, которые могут войти в этот проект. Это, прежде всего, Татарстан, Удмуртия. Скорее всего, другие регионы будут присоединяться к соглашению, если посчитают нужным", – рассказал Накануне.RU министр промышленности Свердловской области Александр Петров.
А другой источник в правительстве региона добавляет: "Губернатором дано указание по подготовке кластера транспортного машиностроения для строительства поездов типа "Дезиро". Более того, в рамках визита Владимира Путина будет телемост с производителями комплектующих "Дезиро". Судя по всему, вопрос будет обсуждаться на площадке "Уральского завода железнодорожного машиностроения" в Верхней Пышме, который занимается выпуском электровозов нового поколения.
Обсуждение проекта пройдет на фоне нового шквала критики со стороны ОАО "РЖД" в адрес ОАО "НПК "Уралвагонзавод" (головное предприятие находится в Нижнем Тагиле Свердловской области) по качеству вагонов.
Брак литых деталей тележек, изготовленных ОАО "НПК "Уралвагонзавод", стал причиной схода 12 грузовых вагонов с углем ОАО "ПГК" (дочернее общество ОАО "РЖД"), который произошел 12 ноября этого года на перегоне Хингуй – Худоеланская Восточно-Сибирской железной дороги, заявляют в РЖД.
"По итогам расследования было установлено, что причиной схода стал излом боковой рамы тележки одного из вагонов, изготовленной в 2002 году ОАО "НПК "Уралвагонзавод". Отметим, что с 2006 года на железных дорогах России допущено 30 случаев изломов боковых рам тележек производства данного предприятия. Только в 2010 году произошло 10 изломов по вине ОАО "НПК "Уралвагонзавод", в очередной раз подтверждающих, что технология изготовления литых деталей тележек грузовых вагонов, применяемая на заводе, не обеспечивает безопасности движения на железнодорожном транспорте", – рассказали Накануне.RU в пресс-службе ОАО "РЖД".
На УВЗ на это говорят, что вся продукция вагоностроения корпорации сертифицирована и соответствует предъявляемым требованиям стандартов ISO 9001-2008 и ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Также указывают на то, что применение нанотехнологий (плазменная закалка поверхностей из малоуглеродистой стали) в конструкции подвижного состава является уникальным для отечественного вагоностроения и свидетельствует о высоком уровне передовых технологий, используемых на "Уралвагонзаводе". Не так давно и вице-премьер Сергей Иванов выразил уверенность, что внедрение в корпорации "УВЗ" нанотехнологий позволит уже в ближайшее время достичь мирового уровня качества и надежности продукции вагоностроения.
Источник в правительстве Свердловской области считает, что причины заявлений РЖД в отношении УВЗ могут быть не только технические, но и политические, связанные с распределением заказов на вагоны по предприятиям России. Вместе с тем, признает и недостатки. По его словам, УВЗ необходимо модернизировать кузнечнопрессовое и литейное производства. Что касается последнего, то обсуждается строительство нового литейного завода, говорит источник. По его словам, это перспектива ближайших двух-трех лет, завод может появиться в Нижнем Тагиле и выпускать продукцию, в том числе, для производства скоростных поездов типа "Дезиро" в рамках ВСМ.
Отметим, что концерн Siemens AG и ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) намеревались выбрать производственную площадку для создания совместного предприятия по сборке деталей для электропоездов Desiro до конца лета 2010 года. Соответствующий меморандум стороны подписали еще в ходе визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Екатеринбург. Работа по созданию предприятия должна быть завершена зимой 2011 года.
В качестве возможных производственных площадок, как отмечает "РЖД-Партнер", монополист рассматривает: Московский локомотиворемонтный завод (МЛРЗ), Демиховский машиностроительный завод (Московская обл., предприятие "Трансмашхолдинга"), ОАО "Элара" (г.Чебоксары), площадку в свободной экономической зоне в Татарстане, а также предприятия на Урале и в Поволжье, либо возможность строительства нового завода "с нуля".
Заключенное соглашение предполагает поставку в течение десяти лет 240 поездов Desiro Rus для РЖД. Ориентировочная стоимость контракта, по мнению экспертов, превышает 2,6 млрд евро.
Справка: В конце 2009 г. РЖД уже заказала у "Сименс" 54 пригородных поезда "Дезиро" для Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи на 580 млн евро. Как ожидается, эксплуатация "Дезиро" в РФ начнется осенью 2013 года. Пригородные поезда Desiro могут развивать скорость до 160 км/ч, они будут перевозить участников, зрителей и гостей Олимпиады из аэропорта и железнодорожного вокзала к местам соревнований, а также по маршруту Туапсе – Адлер.
Аналитик ИК "Финам" Дмитрий Баранов рассказал Накануне.RU, что строительство нового литейного производства УВЗ выглядит логичным.
"УВЗ должен меняться, если он вообще собирается остаться на рынке и вообще хочет, чтобы его продукцию покупали. Но, думаю, что пока все-таки, учитывая, что там, по некоторой информации, уже были применены санкции к сотрудникам на заводе, то дело даже не в технологии, а в людях и, грубо говоря, нет никаких гарантий, что новый завод будет выпускать продукцию лучшего качества, если останутся те же люди", – сказал он.
По его мнению, если исходить из возможности строительства нового завода, то имеет смысл рассмотреть вариант иностранного партнерства. В качестве примера он приводит "Тихвинский завод", который собирается выпускать тележки с американцами, обладающие повышенным ресурсом.
"Она может перевозить больше, нагрузка на ось больше, раньше была 23 тонн, а там 25-30 тонн. Можно сделать новый завод, но лучше делать это в иностранном партнерстве. Потому что понятно, что тележка для скоростных поездов должна быть еще более надежной", – сказал эксперт.
Он также отмечает: "Что касается идеи участвовать в строительстве скоростных поездов, то понятно, что они нужны, и в перспективе их нужно будет много. РЖД будет увеличивать скорость движения по дорогам, это уже известно, постепенно будет повышаться скорость пассажирских и грузовых поездов. Но УВЗ надо быть готовым к достаточно жесткой конкуренции, потому что уже многие производители заявляют о желании участвовать тем или иным образом в производстве, комплектации скоростных поездов. Жесткая конкуренция будет уже по факту, учитывая возросшие скорости, жесткие требования будут к оснащенности поезда. Уже сейчас УВЗ нужно задуматься о переквалификации персонала, переоборудовании производства, оснащении его новыми станками".
А старший аналитик компании "Метрополь" Андрей Рожков не склонен связывать происшествие под Иркутском с перспективами УВЗ по скоростным поездам.
"Это в любом случае перспективно, потому что РЖД переходят к модернизации своего парка как вагонов, так и тепловозов, при этом, ставку делают на поезда скоростного движения. Учитывая то, что в России все-таки проводится некоторое лобби своих предприятий, импорт поездов в перспективе будет маловероятен. Закупать будут преимущественно в России, для этого нужно производство. Сейчас то, что закупается, закупается, в основном, из Германии для сообщения Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород", – сказал он.
Исполнительный директор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Владимир Кукарских рассказал Накануне.RU, что планы по созданию нового литейного производства УВЗ, действительно, есть. При этом, подчеркивает он, УВЗ заказ на скоростные вагоны "весьма будет нужен, потому что проблемы по гособоронзаказу есть и танки пока не собираются".
"Если будет дополнительная загрузка, то любое предприятие за эту работу возьмется, в том числе, и "Уралвагонзавод". Когда будет утверждена государственная программа вооружений, тогда по гособоронзаказу (на следующий год ) будет все ясно. Там несколько вариантов программы. Президент ее утвердит – тогда будет четко ясны и перспективы, потому что сейчас это гадание на кофейной гуще", – сказал он.
Что касается инцидента на железной дороге, то Владимир Кукарских предложил дождаться окончательного решения специальной комиссии.
"РЖД все любит "валить" на всех, кроме себя. Но, например, эксплуатацией занимается не УВЗ, ремонт делает тоже не он, и путями УВЗ не занимается", – заметил эксперт.
Официальный представитель ОАО "НПК "Уралвагонзавод"Алексей Жарич относительно инцидента сообщил Накануне.RU, что "перевозчики в последнее время, к сожалению, выпустили на дороги порядка 50 тыс. списанных вагонов".
"Ситуация какая: вместо того, чтобы закупать новые вагоны, они максимально эксплуатируют старые вагоны, у которых больше пробег. А когда что-то случается, легко сказать, что "производитель виноват". Пока перевозчики будут обновлять свой подвижной состав и использовать старые вагоны, такие вещи, к сожалению, могут происходить, потому что идет и перегруз, и эксплуатация в повышенном режиме. По поводу санкций к сотрудникам мне ничего неизвестно. Производство вагона – 2002 год, уже порядка восьми лет прошло", – сказал он.
Представитель УВЗ подчеркнул, что сейчас уже внедрены новые технологии производства рам тележек, это первое, на что обратила внимание новая команда во главе с гендиректором Олегом Сиенко, пришедшая на завод в 2009 году.
"Это вообще первое, что сделало новое руководство, озаботившись этими проблемами, и совместно с РЖД тогда начали искать пути решения. Сейчас там применяются нанотехнологии, и новые вагоны идут с совершенно другими технологиями производства этих рам. Другое дело, что от эксплуатации тоже много зависит. По некоторым уже опубликованным данным, пробег (вагона, сошедшего с рельсов под Иркутском) был больше 160 тыс. км", – сказал Алексей Жарич.
По поводу литейного производства и перспектив участия в выпуске скоростных поездов он отметил, что эти проекты действительно могут обсуждаться с главой кабмина РФ в ходе визита.
"Правительство Свердловской области этот вопрос озвучивало, но пока это на уровне проектов, которые осуществить реально, но официальной позиции у нас на этот счет пока нет", – сказал он. Представитель корпорации также добавил, что в ходе визита Путина действительно эти проекты планируется обсудить.
Справка: Проект ВСМ-2 получил концептуальную поддержку президента России Дмитрия Медведева, который ознакомился с ним во время своего визита в Екатеринбург на российско-германские межгосударственные переговоры с канцлером ФРГ Ангелой Меркель летом 2010 года. Предложения стать участниками проекта от губернатора уже получили руководители Башкортостана, Пермского края, Нижегородской и Владимирской областей. Проект оценивается в 2,5 трлн руб.