Что сулят нам новые ПДД?
В минувшую субботу вступили в силу дополнения в Правила дорожного движения. Теперь российские водители обязаны ездить с ближним светом фар, уступать дорогу транспорту при въезде на перекресток с круговым движением, а за выезд на встречную полосу трамвайных путей – будут лишаться прав. Что думают о поправках автолюбители и ГИБДД? Последние нововведения в интервью Накануне.RU прокомментировали председатель Союза автомобилистов Свердловской области Геннадий Бурлуцкий и начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УВД по Челябинску, майор милиции Алексей Горшков.
Вопрос: Теперь включать фары ближнего света обязательно даже ясным днём. Для чего это делается и как может повлиять на снижение аварийности?
Геннадий Бурлуцкий: Думаю, это связано с тем, что наступает зимний период, короткий световой день и, соответственно, на дорогах ухудшается видимость. Поэтому в целях безопасности и были приняты соответствующие поправки. Автомобиль с включенными фарами видно более чётко, что не может не сказаться на снижении аварийности. Соблюдать это правило водителям будет нетрудно – достаточно лишь включить фары ближнего света. Ничего сложного в этом нет, да и автомобилю от этого не будет никакого вреда, ни в техническом, ни в каком-то другом плане.
Алексей Горшков: В первую очередь, это делается для того, чтобы обезопасить пешеходов и сделать транспортное средство более узнаваемым. Независимо от того, какое на улице время суток и какая погода – автомобиль с включенными фарами становится более заметным. К тому же, среди участников дорожного движения есть совсем маленькие, которые в силу своего возраста и детской невнимательности могут просто не заметить движущееся транспортное средство. Теперь сделать это будет значительно проще.
Вопрос: Изменятся правила для транспорта, едущего по круговому движению. Раньше те, кто ехали по кругу, пропускали всех, теперь же всё будет с точностью до наоборот. С чем связаны такие резкие изменения?
Геннадий Бурлуцкий: На мой взгляд, пока нельзя однозначно сказать, к чему приведёт данная поправка, это выяснится только после того, как она вступит в силу. В ГИБДД утверждают, что это приведёт к уменьшению пробок, но не уверен, что так оно и будет. Когда стало известно об этом изменении правил, мнения водителей разделились: одни посчитали, что так нужно было сделать уже давно, другие полагают, что менять ничего не нужно. Моя точка зрения, что в Госавтоинспекции решили поставить своего рода опыт: изменить правила для транспорта, едущего по круговому движению, а потом проанализировать последствия. Не исключаю, что в случае, если это правило будет мешать движению на дороге, его отменят.
Алексей Горшков: Что касается Челябинска, то у нас круговое движение уже давным-давно было приоритетным. Знаки расположены таким образом, что все транспортные средства, которые двигались по круговому движению, имели приоритет по отношению к остальным. Не думаю, что это станет проблемой в других городах, движение станет более упорядоченным, и даже при обучении в автошколах у водителя это будет откладываться в голове. Что касается того, что данное нововведение поможет минимизировать транспортные пробки – не считаю, что так и будет. Количество автомобилей ведь останется на прежнем уровне.
Вопрос: Вводится такое понятие, как опережение. Расскажите, в чём его принципиальные отличия от обгона?
Геннадий Бурлуцкий: По большому счёту, опережение – это тот же старый обгон, но в пределах полос попутного движения. Обгон теперь трактуется как выезд на полосу встречного движения и разрешён только там, где это позволяет разметка. Опережение совершать можно, как и прежде – только слева и убедившись в безопасности манёвра. Таким образом, в новых правилах формулировка действий водителя стала более точной. На мой взгляд, никаких проблем у автомобилистов возникнуть с этим не должно.
Вопрос: Ремень безопасности становится обязательным для инструкторов по вождению и сотрудников оперативных служб (милиция, скорая, пожарные и т.д.). Как Вы думаете, будет ли это правило соблюдаться или всё останется по-прежнему, ведь раньше это правило на них не распространялось?
Геннадий Бурлуцкий: Каким бы автомобилем не управлял человек - пожарной машиной, милицейской или какой-то другой – он ничем не отличается от других водителей. Правила одинаковые для всех, для автомобилистов любого ранга. Поэтому выглядело несколько странно, когда сотрудники ГИБДД требовали от водителей пристёгиваться, а сами игнорировали это правило. Но теперь всё пришло в норму, хотя так пора было сделать уже очень давно, чтобы все были равны перед законом.
Не исключаю, что для автоинспекторов это будет не слишком приятно: как же, никогда не пристёгивался, а почему сейчас должен это делать? И тут уже многое зависит от их непосредственного начальства, которое должно жёстко контролировать соблюдение этого правила, не смотря ни на что. При этом и высшие милицейские начальники должны показать пример своим подчинённым.
Алексей Горшков: Теперь это правило прописано в законе, оно должно и будет соблюдаться. Не секрет, что дорожно-транспортные происшествия случаются со всеми: и с обычными водителями, и с сотрудниками оперативных служб. Уже доказано, что ремень безопасности реально спасает от тяжёлых травм и даже от гибели, поэтому такое нововведение – вне всякого сомнения, правильный ход для всех.
Вопрос: Ужесточится наказание за выезд на трамвайные пути встречного направления – за это будут лишать прав. Не слишком ли жёсткая мера?
Геннадий Бурлуцкий: Да, полагаю, что мера достаточно жёсткая, и такое возможно, пожалуй, только в нашей стране. Надо наказывать рублём! К примеру, в Германии при назначении штрафа (который сам по себе немаленький) устанавливают конкретный срок, до которого нужно его уплатить, и если это вовремя не сделано, начинают набегать гигантские проценты. В итоге нарушитель хватается за голову: там не то что одной зарплаты, даже двух может не хватить, чтобы погасить долги перед автоинспекцией. Это оказывает более серьёзное влияние на нарушителей, поэтому там стараются не нарушать. Соответственно, аварийность ниже. У нас же другой путь: сразу лишают прав, потом нарушитель получает их обратно - и всё повторяется. А то и вовсе может кататься себе без прав.
А вот если штрафовать раз, другой, третий, увеличивая сумму и ставя при этом жёсткие сроки – тут уже любой всерьёз призадумается. Исключением может стать разве что какой-нибудь миллионер, но на большую часть водителей эти меры подействуют.
Алексей Горшков: Считаю, что это абсолютно правильная поправка. Ведь если бы один трамвай обогнал другой по пути встречного движения – разве это было бы нормально? Всё это делается для того, чтобы максимально снизить тяжесть последствий ДТП. Вообще, выезд на встречную полосу – один из самых опасных манёвров, и когда водители пренебрегают подобными правилами, их нужно строго наказывать, чтобы у них больше не было желания так поступать. Поэтому лишение прав – вполне правильная мера за такое нарушение.
Вопрос: Говорится о том, что со вступлением новых поправок правила дорожного движения в России будут "подтянуты" к евростандарту. На Ваш взгляд, действительно ли это так, или до Европы нам ещё далеко?
Геннадий Бурлуцкий: Разумеется, нам до Европы ещё очень и очень неблизко. Кто был в европейских странах, тот знает, что с нашим дорожным движением у них мало общего. Там ведь всё по-другому: инфраструктура, ответственность за нарушения, контроль за соблюдением правил… Может, какие-то моменты правил из Европы и пытаются перенести в российские реалии, но считаю, что мы пока к этому не готовы. Хотя и идём в правильном направлении, но нужен не один десяток лет, чтобы Правила дорожного движения в России стали хоть немного похожи на европейские.
Алексей Горшков: Не сказал бы, что мы тянемся к евростандарту – всё-таки, у нас особый менталитет. Я бы не сказал, что нам далеко до Европы, но, безусловно, существует ещё ряд моментов и нюансов, которые бы следовало доработать. Как говорится, нет предела совершенству.