"Собянину нужно разобрать старые конструкции управления Москвой по кирпичику"
Вот уже месяц, как Сергей Собянин заступил на пост столичного градоначальника. За этот небольшой срок Москва успела измениться, избавившись от части незаконных ларьков и парковок, а ее жители получили план решения транспортных проблем, вкключающий в себя ускоренное строительство метро за счет ввода типовых станций. Тем не менее, в столице остается много нерешенных вопросов. Ответы на некоторые из них корреспонденту Накануне. RU дал директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
О Сергее Собянине
Судить Собянина раньше первого полугода работы нельзя: ему незнаком такой сложный организм, как Москва. Его без сомнения будут подставлять чиновники. Некоторые из саботажа, некоторые из усердия. Ведь всем известно: заставь дурака богу молиться, лоб расшибет. Кроме того, Собянина будут подставлять из желания сначала проверить шефа на прочность. Такая уж у нас норма поведения: хочешь, чтоб к тебе относились как к человеку – докажи, что ты человек.
Одна из основных задач мэра - оздоровление и упрощение системы управления в условиях ее запутанности и, как минимум, латентной враждебности.Решение, как мне видится, здесь может быть простым: необходимо создание мобильного органа, ориентированного лично на мэра и его представителей и обеспечивающего их управленческие потребности. Исторически такой принцип применялся часто – от опричнины Ивана Грозного и дворянства Петра I до рабочего центра экономических реформ при правительстве Гайдара. Форма нового аппарата, который мог бы появиться, – комитет по модернизации при мэре Москвы. Ее основная функция - штаб и координационный центр осуществляемых в Москве реформ.
О системе управления
Замена компактной советской структуры двухуровневого управления Москвой, когда горисполкому подчинялись 33 района, - на трехуровневую ( мэрия – 10 префектур – управы ) была призвана обеспечить власть Лужкова. Сначала ввели 10 префектур, не меняя число районов. Потом стали по кусочкам дробить районы, умножая число городских чиновников. В итоге, оно выросло примерно в 5 раз. Рекордсменом можно назвать Зеленоград: из 1 района создано 5 с новыми рабочими местами для чиновников.
Усложнение системы управления позволило скрыть логистику финансовых потоков, что создало предпосылки для коррупции. Во времена Лужкова сплошь и рядом создавались новые руководящие должности для пристраивания нужных людей. Кумовство расцвело пышным цветом. Финансовая информация сосредотачивалась не ниже префектур и обычно скрывалась, а входящие в префектуру муниципальные районы даже не знали, какой у соседа бюджет.
При мэрии и префектурах создавались отделы, службы и множество аффилированных подрядных структур, на которые и направлялось основное финансирование. Понемногу эти аффилированные структуры становились "семейным бизнесом" высших руководителей округа, распределявших финансовые потоки. Мэрия и префектуры были полностью выведены из-под общественного контроля карманной и хорошо прикармливаемой Мосгордумой. Кстати, новая власть не хочет распускать ее. Вероятно, пока она нужна такой, какой создал ее Лужков.
В то же время управы сидели на голодном пайке и были превращены в козла отпущения, отсекающего возмущение жителей от префектур и мэрии. Коррупционная система управления Москвой строго логична. Если Собянин, действительно, хочет избавиться от коррупции, ему нужно разобрать эти логические конструкции "по кирпичику". Как минимум, для этого нужно упразднить префектуры и сделать ключевым звеном управления примерно равные по численности населения (примерно по 250 тысяч человек) районы. В советское время их было 33, сейчас с учетом выросшей территории это число может составить до 50.
Избирать в Мосгордуму нужно по 2 депутата от района. В рамках действующей системы - одного человека по партспискам и одного одномандатника. Кроме того, надо запретить родственникам работать в одном городском учреждении.Еще одним шагом к оптимизации городского управления может стать введение электронной системы принятия решений. Она позволит ввести сквозной контроль за действиями властей. До создания такой системы все решения чиновников должны быть доступны через Интернет. Это сделает максимально прозрачными пути финансовых потоков городского хозяйства.
О Москве и области
Считаю, что необходимо проработать вопрос о возможном создании Большой Москвы – федерального округа, объединяющего территорию внутри бетонки, в рамках которой существует постоянная интенсивная суточная миграция. При едином управлении инфраструктурой этой территории разделить ее на субъекты федерации с численностью населения около 3 млн человек каждый.
О дорожном движении
В Москве должен быть выработан объективный показатель средней скорости дорожного движения, а мэрия должна принять план по повышению этой скорости до нормальной. Тут можно сделать несколько вещей: ввести службу эксплуатации светофоров в состав департамента дорожного движения (сейчас это отдельная структура в городском ГИБДД). Начать повсеместное строительство народных гаражей, в том числе подземных. Снос "ракушек" переместил стоянки с газонов на проезжую часть и резко усилил пробки. Также нужны удобные народные стоянки. Ситуация, когда за место на помойке, а иными словами назвать существующие стоянки сложно, берут по 200 рублей в час, я считаю неприемлемым.
Кроме того, нужно провести компьютерную оптимизацию городского пространства. Уже доказано, что наличие большого числа улиц с односторонним движением и запрещенных поворотов удлиняет маршруты и усиливает пробки. От этого никто не выигрывает, кроме производителей бензина. Еще одна мера – введение круговых развязок вместо обычных перекрестков. Так ездит вся Европа.
Везде, где это не портит исторический и архитектурный облик города, нужно строить двухуровневые эстакады. Поверьте, в Москве таких мест очень много. Например, в промзонах это можно делать безболезненно.
Если городские власти не хотят пачкать репутацию слабыми дорожными решениями, то управление транспортом можно передать профессиональной компании, как это сделано в Париже и Гонконге. Ну и, наконец, надо обучать сотрудников ГИБДД регулированию дорожного движения и ПДД. Инспекторов надо перевести с расчистки дороги для чиновников, олигархов, преступных авторитетов на исполнение служебных обязанностей.
О тарифах на ЖКХ
Снижение тарифов ЖКХ можно провести за счет усиления финансового контроля на всех уровнях и пресечения воровства. Когда говорят "денег нет", это не правда: в кризисный 2009 год в моем подъезде стены перекрашивали трижды. Можно было вообще не красить, но, вероятно, была необходимость списать деньги – при дефицитном городском бюджете.
Не надо валить рост тарифов ЖКХ на рост цен на газ и электроэнергию. По России за последние десять лет цены производителей в сфере "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" выросли в 6,6 раз, а тарифы ЖКХ – в 18,8 раза. В Москве ситуация похожа. Разница – это произвол уже не естественных монополий федерального уровня, а городских коммунальных монополий.
О межнациональных отношениях
Одна из главных проблем – межнациональные отношения. Это разговор для специалистов, но ситуация, когда москвичи вынуждены ходить к станциям метро встречать своих детей и женщин, неприемлема.Хочется верить, что московские власти, работая на будущее нашего города, работают тем самым на благо Москвы, а не, к примеру, Северного Душанбе.
На первом этапе достаточно обеспечить равноправие граждан вне зависимости от национальности.