Шанс запустить ГЛОНАСС был еще в 1992 году, - Александр Шаравин
В воды Тихого океана провалились три спутника системы "Глонасс-М", пущенные с Байконура. Таким образом, планы российского руководства по созданию глобальной независимой спутниковой сети снова оказались отложенными. ГЛОНАСС как собственную и самостоятельную систему навигации создают уже несколько десятков лет. При этом, уже было упущено несколько шансов запустить ее в полном объеме. Один из них, как отмечают специалисты, был в 1992 году, когда весь набор спутников был собран на орбите. О том, насколько отложен пуск всей глобальной системы и как долго наши солдаты будут работать системами потенциального противника, Накануне.RU рассказал директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин.
Вопрос: Насколько серьезный удар для всей системы - падение трех спутников ГЛОНАСС?
Александр Шаравин: Это, конечно, серьезный удар, потому что спутники модифицированные, дорогие и с повышенной производительностью работы. На них была большая надежда возложена, они должны активизировать работу по ГЛОНАССу. К сожалению, случилась такая катастрофа. Поэтому, я думаю, размеры разбирательства будут серьезны.
Вопрос: Президент сказал, что Роскосмосу это с рук не сойдет, как вы считаете, насколько серьезным будет разбирательство?
Александр Шаравин: Будет серьезное расследование, прокуратура уже занимается. Я уверен, что выводы будут сделаны и виновники будут весьма жестко наказаны. Один-то спутник стоит дорого, а тут их - сразу три!
Вопрос: По-вашему, что могло случиться?
Александр Шаравин: Ну, вообще-то, "Протоны" - аппараты достаточно надежные, много у нас интересных запусков и не только в интересах нашей космической группировки, но и в интересах иностранных заказчиков. Надо тщательно все расследовать. Сейчас говорят, что расчеты были неверными, но трудно сказать - надо ждать, пока комиссия закончит работу.
Вопрос: Какое значение "ГЛОНАСС" имеет сейчас для нас, нашей страны, обороноспособности?
Александр Шаравин: Эта программа имеет достаточно большое значение, поскольку делает нас достаточно самостоятельными в вопросах навигации. Дело в том, что, допустим, американской системой NAVSTAR, на которую нацелены обычно приемники, в случае какой-то военной опасности свои военные смогут пользоваться ей, а никто другой ей пользоваться не сможет. В свое время наши военные, когда занимали Приштину, двигались по данным приемников "ГЛОНАСС", поскольку американская система была тогда недоступна для гражданских потребителей. Это очень важный момент, и очевидно, что когда европейская система будет пущена, у нее будут такие же недостатки.
Вопрос: Какие-то имиджевые потери мы несем после этой аварии?
Александр Шаравин: Я думаю, да, поскольку зарубежные заказчики будут очень тщательно отслеживать, почему это случилось и прочее. Но вообще, конечно, подобные запуски страхуются на достаточно серьезные суммы.
Вопрос: "ГЛОНАСС" ведь - не проект нулевых и не "модернизационный" проект, почему его так долго строят?
Александр Шаравин: В последнее время он начал активно работать. В свое время в 1992 году он уже был фактически работоспособен, но потом орбитальная группировка сократилась и "ГЛОНАСС" стал нерабочим. Сейчас активная работа ведется, выводятся новые спутники, и, самое главное, повышена длительность работы на орбите, в чем мы долгое время уступали американцам. К сожалению, именно спутники с повышенным запасом мы и потеряли в ходе этой аварии.
Вопрос: Вы говорили, что наши военные использовали "ГЛОНАСС" в Югославии, а сейчас его используют в подобных операциях?
Александр Шаравин: Да, они и сейчас могут пользоваться. Сейчас на многих территориях "ГЛОНАСС" работоспособен. Кроме того, у армии имеются мультичастотные приемники, которые позволяют использовать и GPS, и "ГЛОНАСС".
Вопрос: Наша армия использует GPS? Разве это не угрожает нашей безопасности?
Александр Шаравин: А почему не использовать, если есть возможность? Тут так же, как и с сотовыми телефонами, которые позволяют и ту, и другую систему использовать, когда можно. Если же возникнет определенная напряженность, мы, конечно, будем пользоваться "ГЛОНАССом".
Вопрос: А беспилотники отечественные тоже работают на GPS?
Александр Шаравин: Используется сегодня все, что можно. Я думаю, что "ГЛОНАСС" сегодня будет развиваться очень быстро, даже несмотря на погибшие спутники.
Вопрос: После столкновений в Грузии командующий 58-й армией Владимир Шаманов раскритиковал работу отечественных беспилотников, в частности, он был недоволен и качеством навигационной информации, и работой спутников. Насколько качественно "ГЛОНАСС" работает сейчас? Так же?
Александр Шаравин: Нет, она уже сегодня и так работает, даже без трех спутников. Ну, после того времени, слава Богу, прошло уже больше двух лет. Мы движемся, у нас есть задачи и по связи цифровой, и по системам управления, по разведке, по навигации.
Вопрос: Сколько уйдет времени на то, чтобы возместить понесенный в результате аварии урон?
Александр Шаравин: Не меньше чем полгода-год.