"Мы не просто не контролируем миграционные процессы, мы продаем российские интересы..."
В минувшую субботу Москва вздрогнула от Манежного побоища, как уже окрестили в СМИ акцию протеста футбольных болельщиков. Вздрогнула, услышав речевки разъяренной толпы, которая позже сменила место дислокации, спустившись в столичную подземку. А еще позже противостояние перенеслось на форумы, в блоги и соцсети… С чего на самом деле в нашей стране начались события на Манежной и чем закончатся, - об этом в интервью Накануне.RU с депутатом Госдумы от КПРФ, заместителем председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Виктором Илюхиным.
Вопрос: Виктор Иванович, как бы Вы прокомментировали события, которые произошли в эти выходные на Манежной площади в Москве?
Виктор Илюхин: Вы знаете, тут однозначное мнение. Россия давно скатывается к тому, что национальные отношения все время будут обостряться. Вот они и обострились. Вы посмотрите, на Северном Кавказе, сегодня, по сути, идет необъявленная гражданская война. Это происходит в силу многих причин. И в первую очередь, из-за социально- экономической необустроенности самого населения. Это самый серьезный момент. Вообще, то, что произошло в Чечне в 90- е, когда мы убивали друг друга, проложило очень глубокую межу между нами, между людьми. Дети никогда не забудут того факта, что снаряды, выпущенные из российского танка, убили их родители. И в Москве никогда не простят того, что был убит русский парень. Этой межи нам хватит лет на 50!
Страшно то, что сегодня приехавший с Кавказа уже однозначно воспринимается как источник повышенной опасности. Люди, приезжающие оттуда, конечно, сами дали повод для того, чтобы о них так думали. Очень многие неуживчивы в нашей среде – они не хотят уважать наши обычаи, нравы, они вызывающе ведут себя. Это все накапливается. А в определенный момент выливается в такие конфликты, который мы наблюдали на Манежной площади. Конечно, это дело расследуют, конечно, найдут виновных, но мы опять не работам на то, чтобы искоренить причины, чтобы переломить ситуацию, чтобы поменять сознание людей. Ведь уже далеко зашли!
Очень важен вопрос религии. То, как она влияет на умы людей. Отмечу, что в начале 90 –х в том же Дагестане была 51 мечеть, сейчас около 2 тысяч. Конечно, пусть строят, исповедуются. Но мы ведь не контролируем, кто занимается воспитанием молодых, что за люди. В основном это молодежь, которая прошла обучение за рубежом, например, в Саудовской Аравии, с ней там работают спецслужбы. А мы в этом направлении ничего не можем противопоставить. Вообще с большей озабоченностью смотрю на то, что происходит сегодня в наших вооруженных силах. Да, не хватает техники, оружия, но это можно исправить. А то, что сегодня главное в вооруженных конфликтах, - это национальные и религиозные противоречия, на это никто не обращает внимание. То ли по неопытности, то ли не по дальновидности наши руководители в свое время разрешили в армии ввести институт капеллана, сейчас православные священники служат, потом мусульмане тоже изъявят желание. А потом воин скажет: "Я сегодня не хочу стрелять, я сегодня не пойду на выполнение того или иного задания, у меня религиозный праздник". Что мы творим?
Вопрос: Из уст некоторых правозащитников уже прозвучали заявления о том, что к событиям на Манежной площади причастны леворадикальные движения…
Виктор Илюхин: Если кричат, что это леворадикальные партии, то пусть скажут, кто именно провоцировал. Наши правозащитники ведь порой выполняют функции поджигателей. Не разобравшись в деталях, тут же объявляют, кто виноват. Эти непродуманные высказывания больше подливают масла в огонь. Я не могу согласиться с этим. Мы, к примеру, если уж и ставим цель, то она понятна и известна - единение народа. Мы против только одного зла – олигархического капитала, а нас пытаются втянуть в эти и другие разборки. Надо подумать, кому это выгодно. Подчеркиваю, если говорить о причинах этих событий, то надо напомнить о том, что мы не контролируем миграционные процессы. Посмотрите, сколько у нас в крупных городах выходцев из Кавказа. Мы не просто не контролируем миграционные процессы, мы продаем российские интересы. Продаем должности, чины и т.д. Мы уже не обращаем внимание на то, что у нас появились целые отделы в правоохранительных органах, сформированные по национальному признаку. Давайте скажем откровенно – да, у нас находят виновных лиц по тому или иному делу, но дают наказание, несоразмерное тому, что они совершали. У народа нет доверия к нашей правоохранительной системе, к тому, что виновные реально будут наказаны. Отсюда – самосуд в России. Ну не прошло и двух месяцев, как был убит русский парень, и опять такое зверство. Я не хочу оправдывать коренное население. И оно ведет себя агрессивно. Мы забыли то, что раньше правозглашали – дружбу народов. Северный Кавказ – это наша территория, его жители – это наши жители. А мы смотрим на них иначе, и они на нас тоже.
Вопрос: Уже прошла информация, что в Москве да и других городах стоит ожидать ответной реакции диаспор Кавказа.
Виктор Илюхин: Да, они окрепли, набрали силу, будет ответная реакция.
Вопрос: И будут брошены силы милиции, верней, уже скоро полиции…
Виктор Илюхин: Это все чепуха. Выстроили мы новое здание, новую систему сформировали, новую службу. Но я задаюсь вопросом – а что в этот новый сосуд вы нальете? Ничего нового. Сегодня надо говорить в целом о кризисе власти.
Вопрос: Ряд экспертов высказывает мысль о том, что, чтобы было легче управлять Россией, нужно сначала запустить межнациональные конфликты внутри, что и делается. Насколько реален такой вариант развития событий?
Виктор Илюхин: Это очень опасная тенденция – столкновение на межнациональной почве. Здесь уже будет не до управления экономикой или социальной сферой. Время нужно будет только, чтобы гасить эти конфликты. Я не думаю, что, к примеру, нашей власти это выгодно. В пожаре управлять хозяйством нельзя.
Вопрос: Тогда кому же?
Виктор Илюхин: За пределами страны есть определенные силы, которые, мягко говоря, осознанно дестабилизируют ситуацию. Приведу высказывание Киссинджера, который сказал о том, что мы предпочтем хаос и гражданскую войну на территории России какому-либо образованию, напоминающему Советский Союз. Вот и получается, что нам как будто говорят: "Давайте воюйте на Кавказе, разбирайтесь с Грузией, разбирайтесь с прибалтами или еще с кем-нибудь, и у вас не будет времени, чтобы что-то созидать. Вы вечно будете находиться в таком распластанном состоянии, в состоянии неопределенности".