Предновогодний "телесеанс" Путина. Мнения
Сегодня премьер Владимир Путин провел свой очередной "телесеанс" для граждан России. Накануне традиционной ежегодной "прямой линии" произошел погром на Манежной площади, и вплоть то сегодняшнего дня премьер-министр РФ по этому вопросу принципиально не высказывался. А Медведев высказывался лишь в блоге. Мнения экспертов насчет общения Путина с народом – в материале Накануне.RU.
Владимиру Путину в рамках программы "Разговор с Владимиром Путиным" пришлось неоднократно высказаться относительно событий на Манежке. "Общей краской нельзя мазать вообще никого", - заявил премьер говоря о конфликте кавказцев и российских националистов. "Либералы наши тоже должны понимать - порядок должен быть и его нужно поддерживать", - очень жестко сказал премьер.
"Правоохранительные органы много критикуют в связи с этими событиями, а их тоже нельзя одной краской - черной - мазать, нельзя их ниже плинтуса опускать! А то либералам придется бороденки - сбрить, каски - надеть и идти самим на площадь!", - заявил Путин.
Ранее первый замглавы администрации президента РФ Владислав Сурков обвинил в погромах "либеральную публику". "Это ведь как бы "либеральная" публика упорно вводит в моду несанкционированные акции, а нацисты и жлобы этой моде следуют. 11-е происходит от 31-го", - сказал он "Известиям".
Павел Салин, эксперт Центра политической конъюнктуры:
– В выступлении Путина, в основном были, известные уже моменты и по стилистике, и по содержанию. По стилистике: яркая фраза "бороденки сбрить", достаточно смелая фраза, которая западает на подсознательном уровне в душу. Это очень хороший имиджевый ход. Запомнилось другое – он признал, что события в Кущевской – это проблема всей правоохранительной системы. И назвал это провалом всей системы правоохранительной, а не недоработкой отдельного ведомства. А это очень важно, поскольку, чтобы решить проблему, сначала надо ее грамотно сформулировать. Это проблема системы, а системная проблема лечится системными методами.
Его яркие высказывания повторяют тот стиль, который он демонстрировал во Владивостоке во время последней конференции "Единой России". Такой модератор-менеджер, оперативно решающий проблемы на месте. По своему духу это выступление не отличалось. Путин демонстрирует, что он национальный лидер. Кстати, отвечая на вопрос "Вы фартовый?", он особо четко подчеркнул свою "везучесть". Что важно, поскольку у россиян вера в свою везучесть с распадом Союза исчезла, а такое чувство поддерживать абсолютно необходимо.
Ростислав Туровский, руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий:
– Заявление о том, что ответственность за выступления на Манежной несет милиция, как раз можно расценивать как политическое заявление. Видимо, это вошло в привычку – находить виноватых в административных структурах. Тем более, что сваливать все на общество было бы нелогично. Учитывая, что и позиция МВД была невнятной, то логично было бы возложить ответственность именно на эту структуру и сделать из них мальчиков для битья. Тем более, что в МВД сейчас идет внутренняя борьба, связанная с законом "О полиции".
Лужкова на Собянина менял Медведев, а по высказываниям получается, что Путин берет на себя ответственность за назначение и отставку. И фактически сыграл здесь из себя президента, принимающего решения. Это первое. Второе с этим связано, он послал в отставку Лужкова, потому что сложилась необходимость в встраивании Москвы в политическую вертикаль и уничтожении политической автономии, которая имелась у Лужкова с ельцинских времен. И "неспортивное поведение" – это на ту же тему. Потому что очевидно, что "спортивное" поведение означает полностью командную игру, когда губернаторы, его подчиненные "бегают" в соответствии с теми указаниями, которые даются. Конечно, мэрия Москвы при Лужкове под это определение не попадала, она была слишком мощной и слишком самостоятельной для этого структурой. А нынешний, командный игрок хорошо подходит для задачи подчинения Москвы федеральному правительству. Поэтому Собянин понимается как член федерального правительства, ответственный за Москву.
Алексей Титков, политолог, эксперт ГУ ВШЭ:
– Ничего, кроме общих заверений (насчет погрома на Манежной, – прим. Накануне.RU), нельзя было ожидать. Это новый вызов, по поводу которого власть не знает, как действовать и что говорить. Может быть, с этим была связана попытка Суркова и депутатов "ЕР" перевести тему в более знакомое русло – на тему либералов, 31-е числа, влияния Запада и всего остального. Я думаю, смысл в том, что сейчас ни по поводу межнациональных отношений, ни по поводу милиции нет возможности власти что-то сделать. По поводу милиции известно, что происходит переименование, по поводу межнациональных отношений – общие слова, что все должны жить дружно, что народ многонациональный и все равны перед законом. Пока Путин сказал эти общие слова, которые можно было ожидать по поводу необходимости гражданского мира, борьбы с экстремизмом, но главное – не это. Содержательно властям пока нечего предложить.
Гейдар Джемаль, философ и политолог, руководитель Исламского комитета России:
– Заявление о Манежной было рассчитано на то, чтобы увести электорат Поволжья и Кавказа, чтобы увести электорат от поддержки либералов и поддержки Медведева, чтобы население увидело в Путине гаранта и защитника. Он отработал имидж человека, который признает многонациональность России и будет защищать права мусульман на территории страны. В этом плане это было очень хорошо срежиссированное и грамотно построенное выступление, которое использовало события на Манежной как площадку для того, чтобы продемонстрировать свой имидж многонациональной большой стране. То, что вопрос был задан несколько раз в разных формах, показывает, что было желание показать, что нет страха перед этой темой и обозначить то, что она является ключевой. Что касается ответственности милиции, то кто-то должен быть крайним. Он не может же сказать, что в этом виноват Медведев, потому что в это никто не поверит. Сказать, что это стихийные возмущения гопоты – было бы неудачно совершенно.
Михаил Делягин, руководитель Института проблем глобализации:
– Если бы какой-нибудь либерал оказался на Манежке, то его бы там, конечно, не побили, и ОМОНу бы его отбивать не пришлось, но он бы себя там чувствовал, как чернобурка в меховом ателье, потому что либералы относятся к русскому народу точно так же, как кавказские бандиты, которые этот народ режут. Другое дело, что либералы это делают постановлениями правительства и законопроектами, а кавказцы делают это более примитивно и более "искренне".
Что касается либералов, то все нападают на более привычного для себя врага – не на того, который есть, а на того, который удобен. Наша государственная машина научилась бить либералов и обвинять их во всех смертных грехах. Если вы помните, одно из официозных молодежных движений когда-то развесило в московском метро фотоколлаж, где наши либералы с автоматами в руках были сфотографированы в обнимку с Басаевым. С того времени ничего не изменилось. Если бы власти захотели говорить что-либо содержательное, то им бы пришлось говорить, в общем-то, про себя. Кто виноват в случившемся? В случившемся виноваты так называемые правоохранительные органы, которые систематически допускают безнаказанность преступлений кавказских бандитов против русских, которые пытаются превратить Москву в Грозный начала 90-х годов, вольно или невольно. Я понимаю, что могут быть оборотни в погонах, но у меня один детский вопрос – а где расследование событий, где расследование причин, по которым отпустили убийц господина Волкова, по которым отпустили убийц Егора Свиридова, почему милиция не расследует до сих пор толком убийство студента, которое произошло за день до убийства Свиридова? Этот парень не был лидером крупного объединения болельщиков – за него просто некому было заступиться. В результате, как сообщают его однокурсники, вся деятельность правоохранительных органов по расследованию убийства свелась к поиску доказательств того, что 20-летний парнишка-очкарик был националистом или, на худой конец, футбольным фанатом. Все. Почему не расследуется это? Наверное, потому что власти не отдали соответствующих указаний. Поэтому, если говорить о причинах, им придется говорить о себе, о системе, которую они выстроили сами.
Кроме того, у нас нет национальной политики очень давно, у нас нет министерства по делам национальностей, "на голубом глазу" утверждается, что преступник не имеет национальности, и до сих пор продолжается этот бред. У нас вся правоохранительная система, по сути, дискриминирует не просто русское население, а людей русской культуры, которые составляют не 83%, а значительно больше. Но правящую бюрократию это все устраивает.
Иван Зуев, Сергей Хурбатов