Михаил Юревич: В СССР был налог на бездетность и работал очень хорошо
Губернаторы продолжают обсуждать послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию. И сегодня на итоговой пресс-конференции 2010 года тему детства и семьи губернатор Михаил Юревич не обошел стороной. Также он рассказал о сложностях работы губернатором, о беседе челябинцев с Путиным, о задачах, поставленных хоккеистам "Трактора", о статусе закрытых городов и многом другом. Обо всем об этом - в материале Накануне.RU.
В этом году Челябинская область начала выход из кризиса. Базовые отрасли показывают рост, при том, в "двузначных цифрах". Михаил Юревич подчеркнул, что рост в промышленности составил 12%. Доходная часть бюджета, "упавшая "ранее на 50%, выросла на 38%.
О первом разговоре с Суминым после назначения губернатором:
– Наверное, первый разговор был с председателем заксобрания Владимиром Мякушем. Речь шла о поддержке партии. С Петром Ивановичем первый разговор был о том, что он уходит на пенсию и, конечно, должно быть оказано уважение человеку, который так долго руководил областью.
О сложностях работы губернатором:
– Губернатор за все отвечает, но полномочий за все отвечать у него нет. Это большая сложность. Работа на муниципальном уровне мне помогла, потому что я понимаю, чем живет муниципалитет, как ощущает себя глава, когда с ним беседует губернатор, понимаю, куда глава тратит деньги. Например, просят на что-то, начинаю смотреть бюджеты – тратят в совсем другие места, на другие мероприятия. Буду стараться распространять методы управления на территории области и использовать навыки, которые получил, работая руководителем Челябинска.
Об оппозиции:
– Вы знаете, что в нашей стране… партийная оппозиция пока неконструктивна или маргинальна. Либо носит элементы конструктивности.
О вопросах трубников ЧТПЗ Путину во время "прямой линии":
– Мы находимся в едином экономическом пространстве с Украиной и, тем не менее, Украина вводит квоты на наши трубы и мы тоже вводим квоты на украинские трубы. Вроде и друзья, но что-то разрешаем ввозить, а что-то – нет. У каждого вида продукции своя история. Тем не менее, Владимир Владимирович правильно отметил, что без конкуренции цены на трубы вырастут так, что трубы будут просто "золотыми". Здесь украинские производители сбивают цены. Но озабоченность трубников я понимаю, потому что, как правило, украинцы просто демпингуют, но у них и выхода нет, им трубы девать-то некуда – только в Россию. У нас нефтегазовый комплекс является потребителем труб, а на Украине его практически нет. Трубопрокатные заводы, которые строились на Украине, были рассчитаны на общий нефтегазовый комплекс СССР. Поэтому, чтобы не останавливать производство, пытаются демпинговать.
Не надо в будущее заглядывать, а надо посмотреть, что мы имеем в настоящее время. Группа ЧТПЗ имела очень хорошую прибыль, им грех жаловаться. Они построили целый холдинг, купили завод в Первоуральске, построили там завод "Железный озон" и продолжают инвестиции. "Бедных" трубников назвать бедными язык не поворачивается.
Об открытии ЗАТО:
– Мое мнение, что ЗАТО должны оставаться закрытыми. Люди привыкли жить в закрытых городах и есть секреты, которые бы не хотелось открывать и снижать конкурентоспособность нашей атомной промышленности. Я рад, что в Челябинской области есть атомный комплекс. Хотя нас постоянно "пиарят" о том, что здесь все плохо. Но это конкурентная борьба – как в промышленности, так и в политике.
О планах на будущее:
– Я так мало работал губернатором и не скажу, что добился серьезных результатов. Но планы намечены, они начинают реализовываться. Хочу, чтобы жители всех территорий почувствовали улучшение. Пока говорить о каких-то переходах рано, загадывать не могу. Я вспоминаю – когда только избрался мэром, то первые три года почти не было заметно перемен. На четвертый год произошел перелом.
О продаже государственных СМИ:
– Если президент, а этой первый руководитель государства, сказал, что надо избавляться, то надо избавляться. Тут рассуждать не принято. Но есть те газеты в районах, которые не смогут существовать, если лишить их областного финансирования. Они нам в собственности не нужны или вообще ни в какой собственности не находятся, в том числе, муниципальной. А других носителей информации в некоторых муниципалитетах просто нет. Мы будем дотировать районные газеты. А где СМИ могут существовать самостоятельно, прежде всего, это Челябинск, там они будут проданы.
О полетах из Челябинска в Европу:
- Ситуация была сильно упущена за последние годы. Если вернуться в историю, то между предыдущей администрацией и собственниками аэропорта велся длительный конфликт, в результате чего авиакомпания, которая базировалась на территории Челябинской области, перерегистрировалась в Москву, а потом в результате длительного конфликта и конфликта между акционерами она прекратила свое существование и была продана "Сибири". И поэтому "Сибирь" сейчас такая компания. А вообще когда-то челябинская авиакомпания имела 17 самолетов и входила в пятерку самых крупных авиакомпаний страны, это было в конце 90-х. Изначально стартовые условия были шикарные. Сейчас даже никто не может вспомнить, чем была вызвана эта борьба. В результате мы получили то, что сейчас получили. Аэропорт практически не работает, у него уже несколько раз сменились собственники. Но такая задача стоит – привести сюда авиакомпании, которые будут летать в крупные авиаузлы Европы. Во Франкфурт уже никакая авиакомпания не полетит, потому что туда уже летают из Екатеринбурга. Подходят Вена, Мюнхен, Цюрих, Милан. Переговоры ведутся со всеми авиакомпаниями. Не так просто сделать, чтобы авиакомпания изъявила желание, потому что они все в альянсах. Но переговоры идут. Мы уже готовы и дотировать убыточные рейсы, лишь бы осуществлялись регулярные рейсы в хабовый порт Европы.
О собственном вертолете:
– Летательный аппарат поступит в Челябинскую область в мае-июне. Задач у него много – начиная с противопожарных облетов территорий, заканчивая разными рабочими визитами в муниципалитеты региона. Конечно, добираться в отдаленные муниципалитеты удобнее на вертолете. Значит, чаще буду бывать. Может быть, главам не очень нравится, хотя, как правило, когда приезжаю, обязательно какие-нибудь "узкие" места решаю и денег даю.
О том, что больше всего огорчает:
– Больше всего огорчает дорога М-5, она "отрезает" нашу горнозаводскую зону от Челябинска. Ее строят медленно, денег выделяется недостаточно. В результате переговоров с Федеральным дорожным агентством принято решение открыть второй участок строительства этой дороги от Златоуста до Сатки. Но по второму участку даже нет проектных работ. Год будут идти только проектные работы. Трасса, скорее всего, пойдет по новому маршруту. Буду предпринимать усилия, чтобы добиться финансирования. Трасса федеральная – и деньги должно выделять правительство РФ. Областные деньги на строительство дороги не пойдут.
О налоге на бездетность и о том, мечтал ли губернатор стать многодетным отцом:
– В Китае вообще нет пенсий. И родители, чтобы их дети потом содержали, чтобы они в старости не умерли с голода, вынуждены рожать много детей. И у них в культуре, в традициях заведено, что дети должны содержать родителей. Ребенок, который не содержит родителей – его все общество осуждает. И правильно. А у нас считается, что родители пенсию получают и с пенсии еще должны пятидесятилетнему сыну помогать. Совершенно неправильный менталитет.
Я еще и стану многодетным отцом (смеется). В советские годы был налог на бездетность. Я не говорю, что его надо вводить, но если бы он был введен, то мог бы стать источником финансирования для того, чтобы поднять детские пособия для многодетных семей, которые нуждаются. Насколько это справедливо – трудно сказать. Но в СССР он был и работал очень хорошо, стимулировал, по крайней мере, рожать детей, чтобы не платить такой налог. В развитых странах такого нет, но там есть большие пособия многодетным семьям.
Земельный участок – да, выделяться будет, но в разных муниципалитетах по-разному. Представьте, как выделять земельный участок жителям Москвы. Там их (земельных участков, – прим. Накануне.RU) просто нет. И в Московской области тоже нет. То есть, жителям Москвы выделять земельный участок, по всей видимости, придется на территории соседних областей, Тверской, например. Поэтому подход у каждого муниципалитета будет индивидуальный. Пока точно не могу сказать, как это будет выглядеть, хотелось бы посмотреть на пример других областей. По всей видимости, муниципалитеты будут выделять земельные участки по возможности. В Челябинске практически нет возможности, в сельских районах – пожалуйста, берите - не хочу. Но построить дом – это очень дорого на сегодняшний день. Я больше делаю ставку на строительство массового дешевого жилья – многоэтажного.
О задачах хоккеистам "Трактора":
– Задача – выиграть Кубок Гагарина. За маленькие деньги (улыбается). Хочу сказать, что такого финансирования, по 100 млн долларов, как тратится на другие клубы, такого не будет никогда. А в перспективе, я считаю, что у "Трактора" более стабильное положение, чем у других клубов. Рано или поздно прекратится финансирование клубов "Газпромом", железной дорогой, металлургическими и другими компаниями и частично команды начнут финансироваться за счет болельщиков, за счет региональных и местных властей, частично за счет спонсоров. Конкурентоспособность будет зависеть от базы, от уровня детско-спортивных школ. Не будет гонки за зарплатами, которая сейчас приводит к тому, что дорогие клубы скупают лучших игроков и эти клубы показывают лучшие результаты.
О "тряске" Челябинска и взрывах на полигоне:
– Завтра буду встречаться с замминистра обороны. Уже с другим. Пока взрывы приостановлены, но 5 числа они возобновятся.
О пожеланиях "губернатору Михаилу Юревичу" на Новый год:
– Я бы, конечно, пожелал, чтобы о его регионе говорили: "богатый регион". Деньги – это мера, и если промышленность развита, то она все равно меряется деньгами. И когда говорят "богатая территория", то хотелось бы быть богатым не только культурным наследием, а быть богатым в реальном выражении (смеется).