"Пожар националистического протеста уходит под землю, но это не значит, что он потух"
Накануне на Манежной площади у стен Кремля вновь было неспокойно. На акцию протеста вышли активисты движения "11 декабря", которые призывают своих сторонников каждый месяц 11 числа устраивать пикеты. Требования, с которыми неизвестные инициаторы обращаются, сводятся к следующему: "освободить Квачкова, ужесточить миграционное законодательство и привлечь главу столичной милиции к ответственности". Лозунгами движения являются: "Россия для русских!" и "Один за всех и все за одного!". О том, кто стоит за этим движением, о национализме и акциях протеста корреспондент Накануне.RU поговорил с ведущим экспертом Центра политической конъюнктуры России Павлом Салиным.
Вопрос: Какие организации, по Вашему мнению, стоят движением "11 декабря"?
Павел Салин: Если смотреть по фамилиям задержанных вчера на Манежной площади, то это представители националистических организаций, которые давно о себе заявили. "Русский образ", ДПНИ, запрещенная "Славянская сила", которая возникает в новой ипостаси. Здесь никакие новые политические силы националистического толка на поверхности не появились. Старые националисты пытаются оседлать эту волну на Манежной площади. Судя по всему, они сейчас опять попали в диссонанс с общественным настроением. Протестный потенциал, который они пытаются оседлать, продолжает существовать отдельно от них. Потому что, по большому счету, ни власть, ни националисты не ожидали того, что произойдет на Манежной площади 11 декабря прошлого года, где во многом спонтанно, несмотря на элемент провокации, вдруг собралось 5-7 тыс. человек. И главное, что эти протестные акции прошли во многих городах. Почти в 10 городах вышло больше тысячи человек. В других населенных пунктах тоже выходили люди. И это нельзя было списать на провокации и заговор. Это была волна стихийных протестов.
Сейчас националистические организации пытаются эту волну оседлать и, на мой взгляд, пока неудачно. Они входят в диссонанс с происходящим, поскольку они не совсем понимают динамику развития ситуации. Дело в том, что националистический протест проходит несколькими волнами. Периодичность постепенно сокращается. Предыдущий пик пришелся на 2006 год, когда была Кондопога. Следующий пик был зафиксирован в конце 2010 года. Скорее всего, если власть фундаментально не изменит ситуацию, а предпосылок к этому я не вижу, то хронологическое расстояние между пиками будет сокращаться. Следующий всплеск произойдет через год-полтора. Всё, что сейчас происходит на националистическом фоне – это круги на поверхности от камня, который был брошен 11 декабря. Каждый следующий круг будет слабее предыдущего до следующего пика. Лидеры националистических движений этого не понимают и пытаются форсировать ситуацию.
11 декабря на Манежную площадь собралось по минимальным оценкам пять тысяч человек, а правоохранительные органы продемонстрировали растерянность. 11 января собралось по некоторым оценкам 100-150 человек, из которых большинство было задержано. И милиция продемонстрировала готовность. Круги ослабевают. И торфяной пожар националистического протеста уходит под землю, но это отнюдь не значит, что он потух или ликвидирован. Просто проблема приобретает латентный вид. Каждая следующая вспышка будет гораздо сильнее и рано или поздно критический порог будет достигнут. И это произойдет уже в нынешнем десятилетии.
Вопрос: О чем может говорить тот факт, что тактика движения – выходить раз месяц в определенный день - созвучна со "Стратегией-31"?
Павел Салин: Здесь националисты повторяют ошибку либеральной оппозиции с её акциями, проводимыми 31 числа, даже усугубляя её, потому что 31 число есть не в каждом месяце, а 11 в каждом. Качество они пытаются подменить количеством. Число участников 11 февраля будет даже меньше числа участников акции 11 января, поскольку будет и дальше происходить затухание колец на воде от камня, брошенного 11 декабря. Это очень серьезная ошибка лидеров националистических организаций. Они, таким образом, не дают накопиться протестному потенциалу и априори разряжают его. Я думаю, что движение "11 декабря" ждет неудача, поскольку оно не учитывает динамику развития ситуации. Нужно просто пытаться вычислить, когда в очередной раз протестный потенциал националистического свойства достигнет критической точки. Они же пытаются заменить качество количеством. И их ждет такая же неудача, как представителей оппозиции, выходящей на свои акции 31 числа. Их перспективы даже меньше.
Вопрос: Сможет ли это движение действительно рассчитывать на поддержку в других городах России? Так как, в частности, в манифестах движения "11 декабря" говорится о том, чтобы люди выходили в регионах на следующий день после акций в столице?
Павел Салин: Проблема националистического протеста заключается в том, что все понимают тренд, который сейчас существует – националистические настроения в России растут. Это тренд даже, похоже, прошёл точку невозврата. Если власть не пересмотрит национальную политику, и некоторые этнические группы не будут лишены своего привилегированного статуса, то этот тренд уже не переломить. Поэтому тренд ясен, но его локальные всплески - они абсолютно неожиданны. Повторюсь, что события на Манежной площади, произошедшие 11 декабря, были неожиданны как для власти, так и для самих лидеров националистов, которые выступили не ведущими, а ведомыми.
Вопрос: Что может привести к такому всплеску? Какое-то происшествие?
Павел Салин: Поводом может послужить всё, что угодно. Если бы не было той ситуации вокруг убийства Егора Свиридова, то другим поводом могло послужить инцидент на национальной почве в январе Санкт-Петербурге, или, например, в феврале в Екатеринбурге. Это неважно. Важны фундаментальные причины, которые существуют и которые нарастают. Повод, который послужит катализатором, предсказать никто не может. Поводов очень много и даже самый ничтожный может сработать, а гораздо более серьезный не сыграет роль фитиля.
Вопрос: Что можете сказать о требованиях этого националистического движения? В частности, они фактически призывают к смене власти.
Павел Салин: Это не выход за рамки чисто националистических требований. Если националисты хотят стать значимой политической силой, то они должны выходить за рамки чисто националистических лозунгов, поскольку социологические исследования показывают, что национализм, который исповедует национальную нетерпимость по принципу языка, крови, внешности, не может ни в одном из обществ рассчитывать на поддержку более 10-15 % электората. Националистические лозунги совмещаются с лозунгами социальной справедливости. Этот протест не столько националистический, сколько социальный. Одна большая социальная группа, которая в силу ряда обстоятельств является этнической группой, протестует против других социальных групп, которые тоже в силу обстоятельств являются этническими. Совмещение националистических и социальных лозунгов – это самое перспективное направление национализма. И в России националисты приобретают социальную окраску и становятся значимой политической силой.