Пьяная "Катынь-2": обстоятельства крушения польского лайнера под Смоленском
Сегодня были обнародованы выводы экспертов о причинах крушения самолета польского президента Леха Качиньского, которое произошло 10 апреля 2010 года. Катастрофу под Смоленском ранее уже нарекли "Катынью-2". В рухнувшим лайнере погибли 96 человек, включая самого президента, его супругу и часть руководства страны. Сегодня стало известно, что находившийся тогда в кабине пилотов командующий ВВС Польши Анджей Блазик был пьян, экипаж боялся заходить на запасной аэродром из-за гнева Качиньского, а самолет был полностью исправен. Подробности - в материале Накануне.RU.
Сегодня Россия передала Польше 60 томов материалов по катастрофе под Смоленском. Представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК) дали пресс-конференцию, в ходе которой рассказали о результатах расследования крушения. Польской стороне было передано 60 томов материалов, которые представляют собой 380 наименований документов, рассказала глава МАК Татьяна Анодина.
При этом она опровергла сведения некоторых СМИ о том, что в ходе расследование на нее оказывалось давлений с целью исказить его результаты. По ее словам, вместе с российскими специалистами в причинах катастрофы разбирались 24 польских специалиста, которые фактически беспрерывно работали в МАК.
В окончательном тексте доклада МАК также были учтены замечания польской стороны, которых было 25.
Представители МАК назвали главной причиной крушения отказ от захода на посадку на запасной аэродром. При этом в кабине пилотов в момент крушения находился главком ВВС Польши Анджей Блазик, и он был нетрезв. Концентрация алкоголя в его крови составляла 0,6 промилле. Это соответствует средней степени опьянения. В крови членов экипажа алкоголь не обнаружен.
По словам Татьяны Анодиной, глава ВВС оказывал "эмоциональное воздействие на пилотов", а непринятие экипажем самолета польского президента Леха Качинского решения об уходе на запасной аэродром и стало непосредственной причиной авиакатастрофы под Смоленском.
"На основании анализа всех результатов расследования техническая комиссия установила, что непосредственными причинами катастрофы явились: непринятие экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром при неоднократной и своевременно полученной информации о фактических метеоусловиях на аэродроме "Смоленск-Северный", значительно хуже установленных для этого аэродрома минимумах", - сказала Анодина.
При этом Ту-154, на котором летел Качиньский, был полностью исправен. "По имеющимся у нас данным, на момент вылета из Варшавы самолет был полностью исправен", - рассказала Татьяна Анодина.
В свою очередь, руководитель технической комиссии МАК Алексей Морозов рассказал о том, что в ходе полета кто-то из экипажа выставил неверный уровень давления на электронно-механическом высотомере, что в конечном итоге стало одним их факторов, приведших к катастрофе. "Теоретически это мог быть и командир воздушного судна, и штурман. Это делается нажатием одной кнопки. Мы не имеем сведений о том, кто и как это сделал", - отметил Морозов.
"На высотомере у штурмана было выставлено стандартное давление 760 мм ртутного столба, а у командира корабля было выставлено правильное давление 745 мм", - рассказал Алексей Морозов.
В результате этого фактическое положение самолета было на 170 м выше, чем показывали приборы у штурмана.
Таким образом, по словам Алексея Морозова, штурман был вынужден пользоваться показаниями радиовысотомера, который замеряет не высоту, а фактическое расстояние до земли.
"При сложном рельефе местности заходить на посадку с использованием радиовысотомера запрещено. Несоблюдение этого правила стало одним из факторов, приведших к катастрофе", - подчеркнул Алексей Морозов.
Как известно, целью визита польской делегации было посещение катынского мемориала, приуроченное к 70-летию катынского расстрела. В авиакатастрофе погибли все 96 человек, находившиеся на борту. Впоследствии в СМИ эту трагедию назвали "Катынью-2".
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков рассказал Накануне.RU, что, несмотря на заключение МАК, поляки будут пытаться использовать авиакатастрофу для создания напряженности между странами:
– Это заключение МАК, поэтому тут обвинить Россию нельзя. Предположения, что катастрофа произошла по вине польских руководителей, которые давили на летчиков, принуждая их совершить посадку, высказывались задолго до заключения МАК. Поскольку перед этим был известен факт, когда президент Качиньский летел в Тбилиси, чтобы там поливать грязью Россию, а известный и уважаемый летчик, который руководил полетом, был уволен за то, что отказался совершить посадку в похожих условиях.
К чему это заключение может привести? К тому, что руководители стран усилят меры безопасности при перелетах. Если же польские руководители захотят использовать решения МАК как предлог для развязывания истерии и захотят получать определенные дивиденды – будет истерия. Но я полагаю, что современные руководители Польши - здравые политики, которые ориентированы не на личный интерес, а на интерес страны. И это не скажется на российско-польских отношениях.
Тем не менее, этот инцидент никогда не будет исчерпан, потому что всегда в Польше будут силы, которые будут хотеть использовать этот повод для развития напряжения между странами. Это то же, что и в истории с Катынью.
Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин отметил:
- Действительно, поляки, как известно, хотят поделить ответственность. Требуют признать, что диспетчеры тоже виноваты, якобы они должны были запретить посадку категорически. И тут мне сложно сказать, насколько они правы. Но я не думаю, что заключение МАК, которое мы получили, будет фатально для наших отношений. У Польши к России традиционно нет никого доверия. Насколько Польша дальше пойдет на принцип, зависит от массы внутриполитических факторов, предсказать которые трудно. Что касается самой ситуации, то я не сомневаюсь, что командующий ВВС и сам Качиньский очень сильно давили на пилотов. Это вполне типично для славян и восточных стран.
Сергей Ганьжин, Иван Зуев