Михаил Делягин: Разрушая патриотическое движение, власть сознательно "дебилизирует" протесты
Появление в интернете манифеста "Движения 11 декабря" стало первой широко обсуждаемой темой в новом году. Некоторые политологи уже успели окрестить его "идиотизмом" и заявить, что за этим воззванием нет никакой серьезной силы. Известный эксперт, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, признавая сумбурность документа, тем не менее, считает, что к нему надо отнестись внимательно. О своих впечатлениях от манифеста, а также о том, почему власть даже после широкомасштабных декабрьских протестов не сделала никаких выводов, он рассказал в интервью корреспонденту Накануне.RU.
Вопрос: Что вы можете сказать о манифесте "Движения 11 декабря", который сейчас активно обсуждается в интернете?
Михаил Делягин: Текст манифеста "Движения 11 декабря" очень разнородный, сумбурный и эклектичный. Он производит впечатление случайного. Требование о том, чтобы доходы государства делились между всеми ее гражданами прозрачно и открыто, я считаю нормальным и естественным. Я напомню, что сейчас государство получает доходы от всего своего имущества на территории России меньше, чем от одного совместного предприятия с вьетнамцами по добыче нефти с шельфа. Происходит это, вероятно, по той причине, что вьетнамцы сами не воруют и нашим не позволяют. Требования подобного рода есть у многих политических сил, в частности у партии "Родина: здравый смысл", которую я представляю.
С другой стороны, попытки подкупа представителей правоохранительных органов, о которых идет речь в манифесте, свидетельствуют о недопонимании того, что в стране есть нормальные силовики, нормальные милиционеры. Они, может быть, сейчас в меньшинстве, но они есть и они служат не за деньги, а ради Родины и ради порядка! Наверное, они имеют путаное представление об этих понятиях, но они служат им. Если авторы манифеста говорят: мы купим вас за деньги, то они получат тех, кого можно купить за деньги! Если они говорят, что первым 50 силовикам, перешедшим на сторону народа, будут предоставлены высшие должности, то где гарантия что первым не прибежит майор Евсюков? Кем они его назначат? А если первым придет какой-нибудь Чикатило? Его что, назначат директором детского садика или министром обороны? Это выглядит очень странно.
Вопрос: Кто скрывается за этим манифестом? Эти люди могут представлять реальную политическую силу или это все же стихийный процесс?
Михаил Делягин: Я думаю, люди вдохновились стихийным и справедливым протестом 11 декабря, и они как-то решили поддержать волну, но пока не очень понимают, как именно. Вероятно, в голове у этих людей сумбур. Напомню, что лозунги Манежки и других мероприятий, которые были до 11 декабря, были предельно понятны, и, кстати говоря, предельно корректны: "Закон один для всех!", "Один за всех, и все за одного", "Хватит убивать русских!". При этом надо сказать, что если некоторые фанаты начинали кричать что-то неполиткорректное, то их товарищи просто заставляли их молчать и добавляли "Соображай, что говоришь!", "Следи за собой!". Я сам видел эти видеоролики в интернете. В общем, лозунги Манежной площади были внятные, а манифест "Движения 11 декабря" такого впечатления не производит. Поэтому сложно сказать, кто за ним стоит.
Вопрос: Интернет-сообщество также по-разному оценило этот текст. Многие пользователи сети его приветствовали, но, с другой стороны, появляются комментарии о том, что документ "пахнет идиотизмом" и что власть сама виновата в появлении таких манифестов, поскольку не хочет вести нормальный диалог с легальными националистическими организациями. Вы согласны с таким мнением?
Михаил Делягин: Это верное мнение. На подходе к Манежной площади был задержан один из лидеров ДПНИ Владимир Тор, к его организации можно относиться по-разному, но это человек с понятной программой. Действительно, последовательно обезглавливая оппозицию, власть, с одной стороны, получает либеральных лидеров типа Немцова и Шендеровича, хотя есть другие либералы. Я терпеть не могу либералов, но сходу могу назвать несколько фамилий очень приличных людей, которым не стыдно пожать руку. С другой стороны, разрушая патриотическое движение, покупая одних лидеров и сажая других, власть совершенно осознанно "дебилизирует" протест, точно так же как он "дебилизирует" все остальное общество. Оно надеется, что с помощью Аразуманянов этот протест удастся загнать в стойло, но она жестоко ошибается. Такой подход ведет к тому, что правящие круги перестают понимать простые вещи. Сумятица лозунгов "Движения 11 декабря" совсем не отменяет само это движение.
Вопрос: Что же тогда должна сделать власть для того, чтобы как-то исправить ситуацию?
Михаил Делягин: А зачем ей это нужно? Я исхожу из того, что значительная части нашей бюрократии уже давно превратилась в клептократию. То есть они живут, чтобы воровать! И они абсолютно уверены в том, что в случае чего, они сядут в свои самолеты и улетят за границу. Причина невменяемости советской партноменклатуры времен Горбачева заключалась в том, что во время "перестройки" она очень много украла и, прекрасно понимая, что ей за это положено по советским законам, она разрушала Советский Союз, как вор и убийца поджигает дом для того, чтобы скрыть следы своего преступления. Я вполне допускаю, что значительная часть сегодняшней российской элиты взяла курс на уничтожение страны по тем же причинам - чтобы замести следы преступлений, начиная с либерализации цен и ваучерной приватизации и кончая совсем недавними экономическими "прорывами".
Если же исходить из того, что государство должно служить некому общественному благу, то тогда все очень просто: власть должна выполнить требования общества в той части, в которой они справедливы. Про то, что закон один для всех, в конце концов, написано в Конституции. Протрите глаза! Сделайте так, чтобы принадлежность к этнической преступной группировке не освобождала от ответственности за преступления! Сделайте так, чтобы русского и кавказца за одно и то же преступление наказывали одинаково! А то ведь, когда русский косо смотрит на милиционера, его – в кутузку, а когда кавказец разбивает о голову милиционера бутылку, как это было в Митино на новогодние праздники в 2009 году, то того бедного милиционера судят до сих пор из-за того, что родственник сенатора замарал о стража порядка свои высокопоставленные ручонки.
По закону у нас все субъекты Российской Федерации равноправны и, может быть, стоит ввести финансовый контроль за помощью республикам Северного Кавказа? Деньги, которые выдаются бесплатно, называются не трансфертами. Это называется дань! Это дань новой Золотой орде, и эта орда действительно "золотая" – посмотрите, какие там строятся здания! Если привести уровень финансовой помощи к общероссийским показателям, то население северокавказских республик не почувствует особой разницы, поскольку, оно и так не получает ничего. Если вести строгий финансовый контроль, то эти люди, возможно, станут жить лучше, а не хуже! Это понятно каждому здравомыслящему человеку!
С сотрудниками правоохранительных органов, покрывающих банды с Кавказа, тоже все предельно ясно. Может быть, убийц и насильников найти будет сложно, но наказать людей, которые вместо помощи изнасилованной девушке посылают ее по всем известному адресу и называют проституткой, можно. И это будет шаг, который понятен обществу и направлен на оздоровление правоохранительной системы. Почему же государство не делает этого даже после Манежа? Ответ только один: государству этого не нужно! Коррумпированную часть общества все устраивает! У них все в порядке! У них инновационная модернизация! И совсем не случайно совпало то, что арестовали Квачкова, а Ходорковскому с Лебедевым впаяли новый срок. Эти люди смотрят на жизнь по-разному, но они неприемлемы для правящей части бюрократии.