Почему атомные ледоколы не спешат на помощь?
В эпопее со спасением рыболовецких судов в Охотском море дизельными ледоколами "Адмирал Макаров" и "Красин" было бы уместно напомнить о том, что Россия остается единственной в мире страной, выпускающей ледоколы атомные. Ядерных ледоколов за всю историю было построено десять (точнее, девять, поскольку одно судно является не ледоколом, а атомным лихтеровозом с ледокольным носом). Еще в конце прошлого года вице-премьер Сергей Иванов говорил о необходимости координации усилий ведомств, в распоряжении которых есть спасательный флот, и о необходимости строительства атомного ледокола нового поколения. Как в воду глядел. Покрытую льдом. Под самый Новый год в ледяной тюрьме в Сахалинском заливе оказались несколько судов, и ухудшившиеся погодные условия уже не вселяют надежды на успешное завершение операции. Между тем, если бы решение о направлении лишь одного атомного ледокола в район бедствия было принято своевременно, то он уже мог приступить к операции и, вероятно, завершить ее. Почему же этого не произошло?
Ледоколы "Адмирал Макаров" и "Красин" в Охотском море пытаются справиться с мощной ледовой перемычкой, спасая плавбазу "Содружество" с экипажем из 348 человек. Ширина перемычки с торосистым льдом - 4-5 миль. По пути к каравану должен присоединиться транспортный рефрижератор "Берег Надежды", который ранее был выведен из опасного района в относительно безопасное место и сейчас также ждет ледокольной проводки. В караване первым идет "Адмирал Макаров", он пробивает канал во льдах, толщина которых вместе с торосами достигает 2 м. Далее следует "Красин", он вплотную за собой на якорных цепях буксирует плавбазу "Содружество". Между тем, в районе проведения спасательной операции, Сахалинском заливе, погода резко ухудшилась, температура упала до минус 25 градусов, дует северо-западный ветер, спрессовывающий лед, пишет ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу Дальневосточного морского пароходства.
Несколько судов, попавших в ледовый плен в Охотском море, запросили помощь еще 31 декабря: это плавбаза "Содружество", рефрижератор "Берег Надежды", научно-исследовательское судно "Профессор Кизеветтер" и траулер "Мыс Елизаветы". "Профессор Кизеветтер", освобожденный из ледового плена одним из первых, уже вернулся во Владивосток. Во льдах застревал также ледокол "Магадан", шедший на выручку судам. Ледоколу "Адмирал Макаров" пришлось обкалывать "Магадан" и выводить его в зону разреженных льдов.
Гендиректор Центрального НИИ морского флота Всеволод Пересыпкин рассказал в интервью Накануне.RU о том, связано ли возникновение подобных ЧП с нехваткой атомных ледоколов в стране и почему такое судно не задействовано в операции. Отметим, что на помощь "Содружеству" отправлены ледоколы дизельного типа ("Адмирал Макаров" и "Красин"), которые являются гораздо менее мощными.
Вопрос: Могли бы оказать необходимую помощь попавшим в ледовый плен рыбопромысловым судам атомные ледоколы?
Всеволод Пересыпкин: Да, конечно, это более мощные ледоколы, не требующие к тому же систематической бункеровки. Но в настоящее время все атомные ледоколы находятся в западном районе Арктики (Карское, Баренцево моря), где осуществляется круглогодичная навигация.
Вопрос: Тем не менее, возможно было направить их в район бедствия для проведения спасательной операции?
Всеволод Пересыпкин: Для перехода на восток, где находятся рыбопромысловые суда, потребовалось бы не менее 12 дней, то есть надо было бы заблаговременно направить на помощь один атомный ледокол типа "Арктика".
Никто, однако, не ожидал, что два ледокола типа "Ермак" ("Адмирал Макаров" и "Красин") будут справляться с таким трудом. Возможно, в будущем один атомный ледокол целесообразно базировать на Дальнем Востоке, хотя годовой объем перевозок по трассам Севморпути в восточном районе Арктики до сих пор составлял очень небольшой объем - всего 150 - 200 тыс. тонн.
Вопрос: Ранее вице-премьер Сергей Иванов уже заявлял, что пока у нас не все в порядке с координацией деятельности различных служб и ведомств в подобных ситуациях.
Всеволод Пересыпкин: Сложившаяся ситуация показала, что в управлении линейным ледокольным флотом у нас не все четко отработано. Весь этот флот является собственностью государства, однако управляют им предприятия различных ведомств и разных организационно-правовых форм.
Атомный ледокольный флот передан в руки Госкорпорации "Росатом" и находится в хозяйственном ведении ФГУП "Атомфлот", шесть линейных дизельных ледоколов находятся в хозяйственном ведении ФГУП "Росморпорт", подчиненном Росморречфлоту. Три линейных дизельных ледокола на востоке переданы в долгосрочную аренду до 2016 года ОАО "ДВМП", а два из них - в субаренду на этот же срок английской компании Эксон-Нефтегаз.
Вопрос: То есть, ледоколы на востоке находятся в аренде у частных компаний?
Всеволод Пересыпкин: Да, но надо отметить, что при всем этом ледоколы были довольно быстро направлены на оказание помощи рыбопромысловым судам.
Вопрос: А хватает ли нам в настоящее время атомных ледоколов? Чем будут заменены атомные ледоколы по мере их списания в связи с износом?
Всеволод Пересыпкин: Имеется решение Правительства о строительстве до 2020 года трех новых универсальных мощных атомных ледоколов мощностью около 60 мегаватт. Строительство первого ледокола должно начаться в этом году, разработка техпроекта ледокола была завершена в прошлом году. Ледокол двухосадочный, то есть он сможет работать как в открытом море, так и в прибрежных мелководных районах арктических морей и в устьевых участках рек. Если это состоится, то вопрос замены выводимых из эксплуатации атомных ледоколов будет решен.
Вопрос: Какова стоимость строительства такого ледокола?
Всеволод Пересыпкин: По предварительным оценкам, в районе 30 млрд руб.
Вопрос: Средства на строительство ледоколов будут получены за счет приватизации ОАО "Совкомфлот"? Такое предложение озвучивал Сергей Иванов.
Всеволод Пересыпкин: Очевидно, строительство ледоколов будет финансироваться за счет средств федерального бюджета, независимо от того за счет чего будет пополняться бюджет.
Вопрос: Способны ли построить такой ледокол российские судостроительные заводы? В случае с вертолетоносцем решение было принято в пользу французско-российского консорциума.
Всеволод Пересыпкин: Несомненно, ведь до этого атомные ледоколы строились в России, но в любом случае должен быть объявлен тендер.
Справка: Атомные ледоколы намного мощнее дизельных, они были сконструированы в СССР для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики (первый ледокол "Ленин" был введен в эксплуатацию в 1959 году). Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в частой дозаправке, которая может возникнуть в плавании во льдах, когда такой возможности нет, или такая дозаправка сильно затруднена. Атомные ледоколы класса "Арктика" используются для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути. Все десять существующих в мире атомных ледоколов (хотя один из них на самом деле является не ледоколом, а атомным лихтеровозом с ледокольным носом) были построены в СССР. Строились они на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Речные ледоколы "Вайгач" и "Таймыр" были построены на верфи Wärtsilä в Финляндии и затем переправлены в Ленинград для установки ядерных реакторов. В настоящее время четыре ледокола из десяти уже выведены из эксплуатации или законсервированы.