Оставьте Ленина в покое, займитесь делами!
Сначала - несколько цитат.
"Зима на Якиманке была единственной в моей жизни безрадостной порой. От стен шел мертвящий дух, или сами мы потеряли способность радоваться, что я не запомнила никакой дури, которая нас тешила всегда и всюду. Зато я запомнила, как, возвращаясь от Нарбута в пустом трамвае - пустыми они бывали только к ночи, - мы вдруг заметили, что вагоновожатый остановил вагон в неурочном месте и выскочил на мостовую. Он вернулся с газетой: экстренный выпуск - смерть Ленина. Стояли страшные морозы, а в последующие дни и ночи протянулись огромные многоверстовые очереди к Колонному залу. Мы прошли вечером вдоль такой очереди, доходившей до Волхонки, и простояли много часов втроем с Пастернаком где-то возле Большого театра. Очередь не двигалась, а мы еще боялись, что нас из нее выгонят - это была какая-то делегация. Остальные, вытянувшиеся в нитку, состояли из обычного черного и мрачного люда. Похороны Ленина были последним всплеском народной революции, и я видела, что его популярность создавалась не страхом, а надеждами, которые возлагал на него народ. Единственный раз за всю мою жизнь Москва добровольно вышла на улицы и построилась в очереди. Люди стояли терпеливо, молча, мрачно. Нигде не было давки, ни малейшей тени Ходынки". (из воспоминаний Н.Я.Мандельштам)
"Ни один азиатский завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингисхан, не пользовались такой славой, как он. <…> Интеллект Ленина был повержен в тот момент, когда исчерпалась его разрушительная сила и начали проявляться независимые, самоизлечивающие функции его поисков. Он один мог вывести Россию из трясины... Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть". Churchill W.S., The Aftermath (The World Crisis. 1918-1928)
Это сказал Уинстон Черчилль – человек, который всю свою долгую жизнь последовательно и настойчиво боролся с советской системой. Но даже он с неподдельным уважением (и плохо скрываемым страхом) говорит о первом лидере советского государства. В одном он ошибся тогда в своих прогнозах – в том, что из трясины Россию тогда вывести более не было некому. Такой человек был, и он как раз таки Россию из трясины вывел. Верный ученик Ленина – Сталин.
"Первостепенное значение Ленин придавал созданию нового государственного аппарата. Работая по 15-18 часов в сутки, он добился такой организации работы СНК, что последний, по оценке западных исследователей, "в течение первых нескольких месяцев своего существования достиг такого же уровня, которого британский кабинет министров смог достичь приблизительно к этому же времени, но уже имея за плечами почти двухсотлетний опыт. По существу, добиться такой отлаженности аппарата, который достиг СНК к концу гражданской войны, британский кабинет смог лишь в течение и после второй мировой войны " (Rigly Т., Lenin's Government. Sovnarkom. 1917-1922, Cambridge - London - New York - Melbourne, 1979, p. 223-24)."
А эта цитата – к вопросу об эффективности работы аппарата государственной власти, созданного Лениным и его соратниками – всякий желающий может сравнить эту оценку с сегодняшними реалиями.
******
Итак, представители "Единой России" в очередной раз выступили с провокационными заявлениями, призванными обострить раскол в обществе, разорвать растущее народное напряжение на отдельные куски и отвлечь внимание общества от действительно насущных, реальных, а не искусственно вброшенных проблем практически во всех сферах жизни. Накануне 87-й годовщины смерти Ленина единороссы заявили о необходимости вынести его тело из Мавзолея на Красной площади. Первым эту идею озвучил депутат Государственной Думы Владимир Мединский. Затем его поддержали некоторые коллеги по партии.
Так "ЕдРо" активно вбросило в общество и продолжает нагнетать истерию путем многочисленных "обсуждансов" во всех СМИ и подложному (почему подложному – чуть ниже) голосованию на специально для этого созданном сайте под эгидой "Единой России".
Разумеется, коммунисты немедленно выступили резко против такой публичной, тотальной, искусственно вызванной вакханалии.
Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов назвал выдвигаемые предложения захоронить тело Ленина провокацией. "У партии власти ничего не получается с реформами, они лишь могут памятники сносить, улицы переименовывать и могилы раскапывать", – заявил лидер российских коммунистов.
"Власть сегодня клевещет на нашу выдающуюся историю, и мы считаем это верхом большого цинизма и русофобии. Некий депутат из "Единой России", даже не хочу называть его фамилию, на днях предложил вынести из мавзолея тело Ленина. Мы категорически возражаем против этого. Мы просим СМИ не "пиарить" этих людей, которые подобную гнусность возводят в ранг политики. Этими заявлениями они только отвлекают внимание населения от насущных проблем. Сегодня люди обеспокоены другими проблемами: ростом цен на продукты питания, ростом цен на коммунальные услуги, энергетическим коллапсом. Людей также волнуют отсутствие возможности получить нормальное лечение и другие проблемы", – сказал зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин.
С недоумением по этому поводу выступили и другие многочисленные политологи, эксперты и публицисты. Как пример – вот мнение очень уважаемого, но при этом весьма умеренного в своих политпристрастиях эксперта.
"Мавзолей Ленина, - абсолютный шедевр мировой и отечественной архитектуры, прекрасно вписывающий в ансамбль Красной площади, - и саму надпись "Ленин" трогать нельзя", - считает декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков
"Что касается захоронения, это можно и нужно делать тогда, когда в обществе такое решение и такая акция не вызовет никаких политически скандальных, эмоциональных и прочих проблем, не говоря уже о чем-то большем - митингах недовольных, протестах и т.д.. Это моя позиция, я ее неоднократно оглашал, и она не меняется", - сказал Третьяков.
При этом он отметил, что ему "совершенно непонятно, по какой логике именно сейчас, в двадцатую годовщину распада, ликвидации, исчезновения Советского Союза, поднимается вопрос о захоронении Ленина".
"Хочет или не хочет этого Мединский, Третьяков, Иванов, Сидоров или кто-то другой, но масса людей будет вспоминать о том хорошем, что для них означал Советский Союз, а соответственно и Ленин. Правы они или не правы в своих воспоминаниях, но будет именно так. Особенно на фоне нынешних проблем, в частности, связанных с национальной или межнациональной политикой, - подчеркнул Третьяков. - И в это время выступать с такой инициативой, по крайней мере, глупо, если не сказать что-то более серьезное".
Полностью разделяя точку зрения уважаемого Виталия Третьякова по поводу абсолютной архитектурно-художественной бессмысленности этой инициативы, все же возражу ему в другом. По поводу фразы "что же касается захоронения…". Простите, о каком "захоронении" может вообще идти речь, если Ленин уже давным-давно захоронен?! Мавзолей – это уже, по сути, могила для тела Ленина. Причем, могила, не противоречащая христианским традициям.
Таким образом, ставя вопрос о "захоронении тела Ленина", единороссы изначально вводят граждан в заблуждение, передергивают, шельмуют, а попросту говоря, врут. Хотя бы исходя из того очевидного факта, что Ленин уже захоронен!
И это предложение, истерию вокруг которого в массовом порядке нагнетает "партия власти" через подконтрольные СМИ, есть ни что иное как кощунственное во всех смыслах предложение осквернить могилу. Могила – она могила и есть. И ворошить её - не след. Ни в одной ныне существующей человеческой традиции это не принято.
Впрочем, подойдем к вопросу чисто формально.
Тело В. И. Ленина покоится в саркофаге на глубине трех метров под землей, что полностью соответствует традициям православия и нормам Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.96 г., по которому существующие места погребения сносу не подлежат (часть 2 ст. 4).
Кроме того, Мавзолей В.И.Ленина работы зодчего А.В.Щусева является выдающимся памятником отечественной и мировой архитектуры. Он и Почетный некрополь у Кремлевской стены приняты на государственную охрану (Постановление Совмина РСФСР от 4.12.74 №8470; 624 и Указ президента РФ от 20.02.95 №8470; 176) и внесены в в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
То есть само предложение о каких-либо действиях с телом Ленина и в отношению к Мавзолею прямо противоречит действующему законодательству – в том числе так и Указу обожаемого сегодня либералами ЕБН. Казалось бы, вопрос закрыт еще до стадии его рассмотрения, точка, абзац, "проехали".
Но законы и формальное соблюдение оных граждан единороссов волнуют меньше всего.
И потому, в искусственно навязанной обществу дискуссии о выносе тела Ленина сторонники его захоронения в другом месте применяют в основном следующие аргументы. Первое, что нам говорят - тело Ленина нужно захоронить согласно православному обычаю, в земле, т.к. сейчас оно лежит на поверхности земли. На этом особенно настаивает господин МихАлков. Разберем это утверждение. Во-первых, как-то дико звучит высказывание о захоронении воинствующего атеиста, каковым с 16 летнего возраста пребывал Ленин, по православному обычаю. Если не относиться к вопросу предвзято, то можно увидеть в этом и посмертное надругательство над усопшим и одновременно пренебрежительное отношение к обрядам Православной Церкви, которая не может посмертно признать воинствующего атеиста православным.
Во-вторых, тело Ленина в Мавзолее лежит на три метра ниже уровня Земли, об этом знают все, кто там побывал. А, как известно, согласно православному обычаю мертвых хоронили и в пещерах, и в склепах. Единственным требованием было то, чтобы усопший лежал ниже уровня Земли. Но можно привести еще и другой аргумент. Разве, скажут вам, Ленин не завещал похоронить себя в земле? Нет, не завещал! Рассуждения о "завещании" начались только тогда, когда впервые, в 93 году было предложено вынести из Мавзолея тело Ленина. Это так называемое "завещание" всего лишь фальшивка, никак не подтвержденная фактами.
Могут сказать также, что Ленина надо захоронить для того, чтобы закрыть к нему доступ посетителей. Дескать, это превращает Ленина в культовую фигуру, а Мавзолей - в "языческий некрополь". Но Мавзолей уже давно закрыт и в него не может войти каждый желающий!
К слову, давайте уясним для самих себя раз и навсегда, что ничего нового для России в такого рода захоронении нет. Очевидно, что это захоронение вполне традиционного типа, апеллирующее к пещерам, курганам, урнам и т. п. Исторически "могила" приобрела формы храма еще в языческие времена. Подобным захоронениям уже около 100 тысяч лет . Но и любое современное христианское кладбище оборудовано специальными нишами для захоронения прахов в урнах. Такие захоронения по сути – мини-мавзолеи. Это тоже надземные каменные миниатюрные помещения. Так что нахождение останков не в земле, а над землей – вовсе не воспринимается как нечто кощунственное или нехристианское, языческое (хотя тело Ленина, повторюсь, покоится на глубине трех метров). Проблема вовсе и не в язычестве, поскольку все эти традиции были впоследствии усвоены христианской традицией. Да и сам сложнейший похоронный обряд советских вождей тоже имел множество дохристианских компонентов, воспринимаемых как вполне христианские. Орудийный лафет, почетный караул из "героев", бесконечная тризна с паровозно-заводскими гудками, орудийными залпами, попутно слагаемым героическим эпосом о подвигах вождя – все это дохристианские элементы, давно ассимилированные современной культурой.
И даже то, что Ленин захоронен вне территории кладбища, - вовсе не нонсенс. Ведь были же определенные места, которые выполняли функцию кладбищ. Таковы, например, русские храмы. В них выставлялись останки святых мучеников, иерархов церкви, князей, царей, их жен, родственников и т. п. Как всегда на Руси, когда нельзя, но очень хочется, то можно. Храм зачастую постепенно превращался в могилу, усыпальницу, кладбище. Захоронения на территории монастырей, храмовых комплексов постепенно становились явлением обычным. К слову, останки русских императоров (столь дорогие сердцу нынешним представителям правящей партии) тоже ведь не захоронены на кладбище. Они находятся в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга – тоже своего рода мавзолее.
Подобные сооружения, хоть и с разными названиями находятся во многих странах мира – даже в просвещенной и демократичной Франции есть своего рода мавзолей Наполеона Бонапарта...
Теперь вспомним, что Красная площадь – это тоже храмовый комплекс, расположенный у стен Кремля. Да и сам Кремль – это не только светское, но и культовое сооружение. Хоронили же на Руси под стенами монастырей. Кстати, еще в XVI - XVIII веках на территории собора Василия Блаженного тоже производились захоронения. Так что Мавзолей – явление вполне традиционное. Не говоря уже о том, что Мавзолей на Красной площади не одинок. За ним есть могилы других вождей, а в кремлевской стене – урны с прахом героев, военачальников и вождей государства. Их что, тоже все надо повыковыривать? Что получается - за выносом тела Ленина вполне может последовать снос Мавзолея, перезахоронение других советских руководителей, космонавтов, военначальников, снятие рубиновых звезд со шпилей Кремля и т.д.. ?
Последний аргумент, который выдвигают сторонники перезахоронения: В.И.Ленин совершил много злодеяний, он узурпировал власть в стране, залил ее кровью и поэтому недостоин находиться в святом для русских месте - на Красной площади. Давайте займемся подробным разбором этого положения, тем более что оно - на первый взгляд самое весомое.
Что "инкриминируют" Владимиру Ильичу, что можно поставить ему в вину? Как известно, В.И.Ленин был фактическим главой государства с октября 1917 по 1922 год (в 1923 и 1924 году тяжелая болезнь практически не позволяла ему управлять страной). В это время в стране бушевала Гражданская война между двумя враждебными политическими силами, государство находилось в состоянии распада на части, разгул национального сепаратизма и бандитизма парализовал экономику, царил голод, тиф и испанка косили сотни и тысячи людей. В этих условиях, В.И.Ленин и советское правительство имели право и даже были обязаны пойти на чрезвычайные меры в условиях военного положения. Наконец, не существует единого мнения историков по вопросу в том, кто больше виноват в "развязывании Гражданской войны" и массового террора. Гражданская война по-настоящему началась с правоэсерских мятежей в Самаре и Омске летом 1918 года, в ходе которых уничтожались сторонники Советской власти и большевики. Власть ответила объявлением красного террора в сентябре того же года. Но за "молекулярный" террор мелких представителей Советской власти, уездных отделов ВЧК, наконец просто бандитов и анархистов, "примазавшихся" к новой власти центральное правительство Советов уже отвечать не могло. Точно так же, как белые не отвечают за потворство зверским выходкам атамана Семенова или же за расстрелы пленных на месте.
И можно сколько угодно спорить о жестокости той или другой стороны в гражданской войне. Спор этот бессмысленен, ибо нет войны более жестокой и противоестественной, чем война гражданская. Но именно потому, что такая война является делом страшным и беспощадным – она всегда есть вещь вынужденная и неизбежная. Так вскрывается нарыв, обусловленный процессами, идущими внутри общества. Гражданскую войну нельзя создать искусственно. Более того – ее нельзя прекратить перемирием. Остановить ее можно, лишь победив в ней. Большевики (во главе с Лениным) оказались на одном из полюсов этой войны и вместе с большинством народа в этой войне победили.
И в этом ракурсе речь в конечном итоге идет не о правовой оценке действий Советского правительства и В.И.Ленина, а о том, каковы исторические результаты его деятельности. Посмотрим на эти результаты. В Октябре 1917 года власть поразил полный паралич управления, бунтовало до 97% крестьянских уездов, шел передел земли, продолжалась губительная и ставшая бессмысленной для России мировая бойня. Временное правительство, выполняя союзнический долг перед Западом бросало войска в безнадежные атаки, пыталось поднять боевой дух и обещало новые территориальные приобретения России. Армия, доведенная либералами и левыми социалистами до полного морального разложения, отказывалась воевать. Начались стремительные, лавинообразные процессы дробления Российской Империи. Голод, бунт и анархия - вот что составляло тогда содержание русской жизни…
Но уже в 1922 году жизнь начала входить в норму. Была вновь воссоздана Российская Империя, получившее название Советского Союза, НЭП позволил возродить торговлю, противники большевиков вне и внутри страны были практически усмирены, война с Германией - прекращена. Да, от Российской империи отделилась Финляндия, Польша, Прибалтика и часть Украины и Белоруссии с Бессарабией. Но все эти бывшие части Российской империи (кроме Финляндии и Польши) были возвращены в СССР перед Великой Отечественной Войной. Таким образом, страна была спасена и жизнь налажена. В этом можно видеть заслугу и Советского правительства, и лично В.И.Ленина (никоим образом не умаляя заслуг другого великого руководителя СССР, верного ученика Ленина, как он сам себя называл, - Сталина). Не случайно Сергей Есенин посвятил Ленину такие стихи после его смерти:
"Того, кто спас нас - больше нет....
Его уж нет, а те, кто вживе,
А те, кого оставил он,
Страну в бушующем разливе
Должны заковывать в бетон."
Итак, если отвлечься от экскурсов в прошлое, нас просят посмертно осудить Ленина и в качестве ПОСМЕРТНОГО НАКАЗАНИЯ - совершить осквернение его могилы. Такое надругательство над останками в идеологических целях совершала только испанская инквизиция. Как же нынешние власть предержащие боятся этого давным-давно мертвого человека! Почти столь же сильно, сколь другого человека - И.В.Сталина.
******
Разумеется, вынос тела Ленина и прочие действия властей никак не помогут осуществить заветные желания нынешних правителей России и вместе с телом окончательно похоронить идеи социализма. Да и сама эта акция, если она все-таки состоится, послужит не укреплению гражданского мира и согласия, а разжиганию социальной розни, дальнейшему расслоению российского общества (принцип разделяй и властвуй еще никто не отменял!) и, как итог, усилению взаимного отторжения между народом и властью.
Впрочем, нынешняя политическая "элита" и сама чувствует настроения в обществе. И по мере того, как приближаются парламентские (а затем и президентские) выборы, она всеми силами и средствами будет стремиться отвлечь общество от действительно актуальных проблем, связанных со стремительным ростом цен, с криминализацией и повсеместными незаконными поборами, с нарастающей межнациональной напряженностью, на которую власть не способна дать внятного ответа в интересах большинства.
И чем идиотичнее будут последующие инициативы (а в том, что они будут, можно ни секунды не сомневаться), чем больший резонанс и поляризацию они будут создавать в общественном настроении, тем для этих самых "элит" лучше – таким нехитрым способом они сбивают в сторону, стремятся заболтать сам вектор все растущего народного недовольства и все явственнее назревающие исконные, глубинные вопросы народного самосознания "Кто виноват?" и "Что делать?"
Это очень, очень неудобные для нынешних "хозяев жизни" вопросы. И потому инициаторы подобных "дискуссий" рассчитывают на то, что смогут подменить ими разговор о реальных и вопиющих проблемах страны и требование разбираться именно с этими проблемами. Поэтому заявления единороссов по поводу Ленина – это не политическая инициатива, а практически "роспись" в своей политической, интеллектуальной и моральной беспомощности, неспособности предложить стране и обществу то, что им сегодня действительно необходимо.
Причем, чем будет хуже ситуация в стране, тем громче "мединские" иже с ними будут вопить о всяком, стремясь заглушить, переорать, отвлечь истеричными визгами народ от простых и вечных, снова встающих в полный рост вопросов: "Кто виноват?" и "Что делать". Еще одно свидетельство тому – искусственно раздуваемая истерия о том, что пора осквернить мавзолей Ленина. Их побудительные мотивы понять можно. Ненависть всегда замешана на страхе. А страх рождается непониманием. Нынешние пигмеи просто боятся того неизвестного, большого и необъятного явления XX века, каким был Владимир Ильич Ленин, боятся точно также, как и его идей.